Выступление на РМО на тему «Внеурочная деятельность как способ достижения планируемых результатов освоения основных программ основного общего и среднего (полного) общего образования на этапах подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ»


Выступление на районном методическом объединении на тему:
«Внеурочная деятельность как способ достижения планируемых результатов освоения основных программ основного общего и среднего (полного) общего образования на этапах подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ»
Что такое планируемые результаты?
Обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов и курсов.
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями–личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).
В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты),
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на основе:
результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных
листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Специфика математики как школьного курса заключается в том, что она изучается на протяжении 11 лет и является опорным предметом для предметов естественно- научного цикла.
В 5-6 классах продолжается курс, заложенный в начальной школе. Структура и содержание планируемых результатов обучения на конец 6 и 9 классов приведены в таблице
5-6 классы 5-9 классы
Арифметика
Натуральные числа. Дроби
Рациональные числа
Измерения, приближения, оценки Арифметика
Рациональные числа
Действительные числа
Измерения, приближения, оценки
Алгебра
Алгебраические выражения
Уравнения Алгебра
Алгебраические выражения
Уравнения
Неравенства
Вероятность и статистика
Описательная статистика Функции
Числовые функции
Числовые последовательности
Геометрия
Наглядная геометрия Вероятность и статистика
Описательная статистика
Случайные события и вероятность
Комбинаторика
Планируемые результаты на каждом из двух этапов ориентированы на конечный, итоговый результат.
Внеурочная деятельность по математике должна быть организована с учетом основных требований при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения математике.
Арифметика. Натуральные числа. Дроби.
Планируемый результат: понимать особенности десятичной системы счисления.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
читать и записывать многозначные числа, использовать в ходе решения задач позиционный характер записи чисел в десятичной системе;
представлять натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Задание 1 (базовый уровень)
Запишите число двенадцать миллионов триста пятьдесят тысяч шестьдесят четыре.
Ответ: 12 350 064
Задание 2 (повышенный уровень)
Используя все цифры от 0 до 9 по одному разу, запишите наибольшее и наименьшее из возможных чисел.
Ответ: 9 876 543 210 и 1 023 456 789.
Базовый уровень заданий должен изучаться на основных уроках математики. Повышенный уровень заданий решается с помощью дифференцированного подхода к обучению на основных уроках и в процессе внеурочной деятельности.
Учитель МБОУ СОШ № 15 Гвоздицкая О. Н.
06.11.14.