Инструкционная карта к практической работе Exce


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 4
По дисциплине: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность:
Тема: Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel
Цель: исследовать возможности корректировки и форматирования структуры электронных таблиц, анализа массива данных и его обработки; изучить приемы моделирования ситуационных задач;
Приобретаемые умения и навыки:
проводить анализ массива данных и его обработку; составлять план проведения поэтапного моделирования; моделировать ситуационные задачи
Используемые средства:
ПЭВМ, ОС Windows, MS Excel, ИК, опыт преподавателя, опыт студента
Норма времени: 4 часа
Техника безопасности:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Трогать разъемы соединительных кабелей,
Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя,
Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора,
Класть дискеты, книги, тетради, ручки и т.п. на клавиатуру и монитор.
При длительной работе за ПК необходимо соблюдать следующие санитарные правила:
При продолжительности работы 1,5-2 часа делать перерыв 10 мин. через каждый час,
В случае возникновения у работающего зрительного дискомфорта и других неблагоприятных ощущений целесообразно выполнять комплекс упражнений для глаз и туловища,
При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, отключить питание ПК
и сообщить об этом преподавателю.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.
Вы отвечаете за сохранность рабочего места
План работы:
Входной контроль
Исследовательская работа:
заполнение таблицы
вычисления в таблице
редактирование и форматирование данных
форматирование таблицы
графическое оформление данных с помощью диаграмм
Самостоятельная работа
Выходной контроль
Домашнее задание
Ход работы:
Входной контроль:
Ответьте устно на вопросы:
Что представляет собой электронная таблица?
Как называется документ, создаваемый Excel?
Назовите основные элементы рабочей области Excel (см.рис.1), их назначение
Объясните действие пиктограмм панелей инструментов Форматирование и Стандартная (см.рис.2)
Назовите типы данных, которые можно обрабатывать в электронных таблицах.
Какие типы данных будут введены в следующую таблицу:

Как задается адрес ячейки электронной таблицы?
Что такое диапазон ячеек? Опишите алгоритм выделения диапазона ячеек. Определите, какой диапазон выделен в таблице:

Дайте определение относительной и абсолютной ссылок на ячейки. Где они используются?
Опишите правила задания формул при вычислениях.
Найдите ошибку в формулах
Как изменится данная формула при копировании ее в указанные ячейки:


Рисунок 1 8
1

2 7
3 4
5
6
Рисунок 2

Исследовательская работа:
Изменение настроек рабочей области Excel
Выполните запуск программы MS Excel.
Отобразите на экране панели инструментов Стандартная, Форматирование.
Для этого выполните команду Вид/Панели инструментов
(Если панели инструментов отображены на экране, то соответствующие команды подменю отмечены флажком. Чтобы поставить/удалить флажок, выполните щелчок мышью по соответствующей команде)
Добавьте на панель Форматирование кнопку Вставка функции. Для этого выполните команду Сервис/Настройка, выполните щелчок по вкладке Команды. Выберите из списка категорию Вставка. Выберите из списка команд Вставка функции . Перетащите пиктограмму из списка Команды на панель инструментов Форматирование.
Измените масштаб отображения документа. Для этого выполните команду Вид/Масштаб. Появится диалоговое окно Масштаб. Измените масштаб изображения документа так, чтобы в окне документа была видна вся страница. Установите переключатель на команду Целая страница. ОК. Измените масштаб изображения документа так, чтобы в окне документа была видна вся ширина документа. Установите переключатель на команду По ширине страницы. ОК. Отобразите две страницы в окне документа. Установите переключатель на команду Несколько станиц. Щелкните по кнопке и укажите число отображаемых страниц - две. Нажмите ОК.
Работа с книгой Excel
Создайте новый документ «Работа с таблицами» в папке ПР№ 4
Добавьте в документ 2 новых листа. Для этого:
- установите указатель мыши на область корешков листов
- вызовите контекстное меню и выберите команду
Добавить…
3. Дайте заголовки листам документа:
назовите лист 1 - Корректировка
лист 2 - Форматирование
лист 3 - Вычисления
лист 4 - Функции
лист 5 - Самостоятельная работа
Для этого:
- установите указатель мыши на корешок конкретного листа
- вызовите контекстное меню и выберите команду Переименовать
Копирование электронной таблицы
Используя меню Пуск/Поиск, найдите файл Реализация техники.
Скопируйте данную в документе таблицу на 1 лист файла Работа с таблицами. Для этого:
- выделите диапазон ячеек А1:Н13
- выберите пиктограмму копировать
- откройте в документе Работа с таблицами лист Корректировка
- выделите ячейку А1
- выберите пиктограмму вставить
Изменение структуры электронной таблицы
Выделите строку 5 электронной таблицы
Используя ПКМ, вызовите контекстное меню
Выберите команду Высота и в появившемся диалоговом окне установите значение 80
Аналогичным способом установите высоту 6 - 13 строк равной 20
Установите указатель мыши на границу столбцов А и В и, удерживая, ЛКМ, переместите его вправо для увеличения ширины столбца
Выделите столбцы В, С, D, Е, F, G
Вызовите контекстное меню, в нем выберите команду Ширина и установите значение ширины 10
Добавьте в таблицу дополнительный столбец. Для этого:
- выделите столбец А
- вызовите контекстное меню
- выберите команду Добавить ячейки
9. В ячейку А5 введите текст № п/п
Форматирование и редактирование электронной таблицы и данных
Скопируйте полученную таблицу на лист 2 Форматирование и произвольным образом измените ширину и высоту ячеек
Заголовки таблицы введены каждый в отдельной ячейке, но занимают несколько ячеек. Для форматирования текста в них достаточно выделить только основную ячейку. Для этого:
- выделите ячейку F1
- с помощью панели инструментов Форматирование установите: стиль заголовка Book Antiqua, размер шрифта -13 пт, выделение - курсив.
- выделите ячейку А2
- установите стиль заголовка Times New Roman, размер шрифта - 16 пт, выделение - жирный, подчеркнутый
Оформите строку заголовков столбцов:
выделите 5 строку электронной таблицы
для форматирования выберите меню Формат/Ячейки
выберите вкладку Выравнивание и установите выравнивание данных в ячейке по горизонтали - по центру, по вертикали - по центру, ориентация - поворот на 900 перенос данных по словам
используя вкладку Шрифт, установите размер шрифта - 10 пт, выделение - жирный, курсив
самостоятельно установите горизонтальное расположение текста в ячейках В5, G5, Н5 (для выделения несмежных диапазонов примените клавишу Ctrl)
Выполните объединение ячеек С4-F4 и G4-Н4. Для этого:
- выделите ячейки С4, F4
- выберите пиктограмму Объединить и поместить в центре
- аналогично объедините ячейки G4-Н4
Заполните столбцы «№ п/п» и «Расположение морозильной камеры»:
в ячейку А6 введите 1, в ячейку А7 – 2
выделите ячейки А6 и А7 и установите указатель мыши в правый нижний угол выделения, - он примет вид + (маркер заполнения); удерживая левую клавишу мыши, протяните его вниз до ячейки А13 и отпустите
в ячейку G6 введите слово «Верхнее»
выделите ячейку G6, установите указатель мыши в правый нижний угол выделения, получите маркер заполнения; удерживая левую клавишу мыши, протяните его вниз до ячейки G13 и отпустите
измените вручную записи в ячейках G8, G10, G13 на слово «Нижнее»
Если выбрать команду Файл/Предварительный просмотр, то таблица окажется не обрамленной. Поэтому оформите полученную таблицу границами. Для этого:
- выделите диапазон ячеек А5:Н13
- выберите меню Формат/Ячейки/Граница
- выберите жирный тип линий и установите внешние границы
- выберите обычный тип линий и установите внутренние границы
Сравните полученную таблицу с образцом и, если необходимо, внесите коррективы:
Образец

Вычисления в электронных таблицах
Скопируйте полученную таблицу на лист Вычисления
Установите форматы на дополнительные столбцы:
- выделите диапазон ячеек I6:I13, выберите команду Формат/Ячейки/Число, установите в окне формат данных - дата и соответствующий тип записи даты
- выделите диапазон ячеек J6:J13, выберите команду Формат/Ячейки/Число, установите в окне формат данных - числовой, число десятичных знаков - 0
- выделите диапазон ячеек К6:М13, выберите команду Формат/Ячейки/Число, установите в окне формат данных - денежный, число десятичных знаков - 2, обозначение - р.
- выделите диапазон ячеек N6:N13, выберите команду Формат/Ячейки/Число, установите в окне формат данных - денежный, число десятичных знаков - 2, обозначение - $.
Добавьте в таблицу новые записи и выполните необходимые приемы форматирования:

Для заполнения столбца «Выручка, руб» необходимо количество умножить на стоимость 1 шт. Поэтому в ячейку L6 занесите формулу: =J6*К6 (адрес ячейки задается только латинскими буквами). Заполните соответствующими формулами ячейки L7:L13 (с помощью маркера заполнения). Проверьте правильность написания формул и правильность вычислений
Для заполнения столбца «Выручка, доллары» можно воспользоваться данными из ячейки М6. Так как при копировании формулы по столбцу N, адрес этой ячейки не должен меняться, на номер строки устанавливают абсолютную адресацию в виде знака $. Тогда формула в ячейке N6 примет вид: =L6/M$6. Заполните с помощью маркера заполнения соответствующими формулами ячейки N7:N13. Проверьте правильность написания формул и правильность вычислений
Подсчитайте общую выручку от реализации данной продукции в рублях и в долларах: выделите диапазон L6:L13 и на панели инструментов выберите пиктограмму Автосумма (∑ ), аналогично N6:N13
Графическое оформление данных

Для графического оформления данных, например в виде диаграммы, необходимо выполнить следующее: выделить столбцы таблицы «Модель» и «Выручка, руб.» (при выделении несмежных ячеек удерживают клавишу на клавиатуре Ctrl) , выполнить команду Вставка/Диаграмма. Далее выполнить шаги 1-3
Шаг 1: во вкладке Стандартные выбрать тип Гистограмма и в окне справа выбрать ее внешний вид. Нажать Далее
Шаг 2: проверить правильность указанного диапазона таблицы. Нажать Далее
Шаг 3: придать диаграмме требуемый внешний вид: изучить вкладки Подписи данных, Заголовки, Легенда, Оси, Линии сетки. Нажать Далее.
Шаг 3: указать местоположение диаграммы (на данном листе). Нажать Готово
Сравните полученную диаграмму с приведенной ниже:

3. При наведении курсора на диаграмму будут высвечиваться подписи областей диаграммы. Для форматирования элементов диаграммы выполните щелчок ПКМ на области Сведения о реализации, выберите команду Формат, измените формат шрифта. Аналогично измените параметры осей, столбцов, подписей данных
3. Самостоятельная работа:
Решить задачи, оформив их решение в электронных таблицах Excel и построив соответствующие диаграммы
1 задача.
Затраты по основным видам деятельности коды основной деятельности носители издержек количество носителей затрат стоимость затрат
стоимость единицы носителя затрат, долл. общая стоимость затрат
А00199 время, затраченное курьером, мин. 1809600 0,40 ?
Б00199 количество отправок 603453 0,64 ?
Б00399 количество , кг 575023 1,18 ?
Б00499 время, затраченное на ремонт 119808 1,95 ?
Г00199 количество запросов от клиентов 205174 0,90 ?
Г00299 количество заявок 217243 1,21 ?
Г00399 количество звонков 337933 0,53 ?
Е00199 время, затраченное на переговоры, мин. 1497600 0,38 ?
Л00199 количество счетов 152070 0,95 ?
Л00299 время, затраченное на контроль, мин. 304140 0,52 ?
  итого ? ? ?

2 задача
Факторы, снижающие конкурентоспособность (в %)
по данным соц.опросов руководителей предприятий
фактор все отрасли доля от итого в том числе
металлургия химия и нефтехимия машиностроение лесная, деревообрабатывающая стройиндустрия
устаревшее оборудование 72% ? 65% 55% 78% 81% 58%
высокая цена за энергоресурсы 56% ? 52% 71% 50% 63% 49%
отсутствие разработок новых продуктов 43% ? 37% 32% 56% 26% 42%
высокие транспортные издержки 31% ? 55% 47% 19% 56% 50%
итого ? ? ? ? ? ? ?

3 задача
На книжную базу поступили 3 наименования книг: словари, книги по кулинарии и пособия по вязанию. Они были распределены по трем магазинам: «Книжный мир», «Дом книги», «Золотой век».
В «Книжный мир» словарей поступило - 10400 экземпляров, кулинарных книг – 23650 экземпляров, пособий по вязанию – 1500 экземпляров; в «Дом книги» - 10300 словарей, 22950 - кулинарных книг и 1990 пособий по вязанию; в «Золотой век» соответственно 9100, 23320 и 2500 экземпляров.
В первом магазине было продано словарей - 8945 экземпляров, кулинарных книг – 19865 экземпляров, пособий по вязанию –873 экземпляра; во втором магазине было продано словарей - 9300 экземпляров, кулинарных книг – 21900 экземпляров, пособий по вязанию - 1020 экземпляров; в третьем магазине соответственно было продано 8530, 18100 и 2010 экземпляров.
При помощи электронной таблицы рассчитать:
общее количество книг каждого наименования, поступивших на книжную базу;
процент продажи книг каждого наименования книг в каждом магазине;
количество книг, оставшихся после реализации
Построить диаграмму по распределению книг в магазинах.
4. Выходной контроль:
Ответьте устно на вопросы:
Какую роль выполняет сетка в рабочей области Excel?
Как перейти на новый лист рабочей книги?
Будут ли выполнены расчеты, если в формулу введен адрес ячейки на русском языке?
Каким образом задается диапазон ячеек?
5.Домашнее задание:
оформить подборку проф.задач, созданных средствами электр.таблиц