Урок обучения грамоте «Рассказы из Азбуки Л.Н.Толстого»

МАОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа»
Ординского района Пермского края











Методическая разработка урока
Предмет: Обучение грамоте
Тема: Рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого
Класс: 1
УМК «Гармония»



Автор разработки: Подборнова Елена Валерьевна
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

















Цели:
Образовательные: познакомить с творчеством Л. Н. Толстого, с рассказами из «Азбуки», отрабатывать навыки слогового чтения и чтения целыми словами, продолжить работу над развитием артикуляционного аппарата, формировать навыки правильного и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль, обогащать словарный запас, пробуждать интерес к чтению, активизировать мыслительную деятельность развивать культуру речи учащихся.
Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении предмета, гуманного и толерантного отношения друг к другу), формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать.
Здоровьесберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, гимнастика для глаз).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:
Демонстрационный: слайды, портрет Л. Н. Толстого, фишки-схемы, плакат для тренировки зрения, рисунок «Азбуки».
Раздаточный: фрагменты мозаики.
Технические средства: компьютерное обеспечение, фонограмма

План урока:
I.Оргмомент.
II. Вхождение в урок. Игра «Поле чудес».
III. Формулирование темы и цели урока.
IV. Знакомство с биографическими сведениями писателя.
V. Знакомство с рассказом «Правда всего дороже».
VI. Знакомство с рассказом «Дед стал стар»
VII. Знакомство с рассказом «У бабки была внучка».
VIII. Работа с пословицами.
IX. Викторина.
X. Итог урока. Выставка книг.
XI. Рефлексия.

Ход урока:
I . Оргмомент.
II. Вхождение в урок. Игра «Поле чудес»
- Я предлагаю сыграть в игру «Поле чудес». Мы закончили изучение всех букв, я думаю, это задание не вызовет у вас затруднений. Перед вами слово из 7 букв. Вам необходимо разгадать это слово, называя по одной букве. Если вы угадываете букву, то даёте её характеристику.
- Итак, начнём! Буквы постарайтесь называть правильно!
Т О Л С Т О Й
- Что означает это слово? (Фамилия писателя)
- Кто знает его имя и фамилию? (Лев Николаевич)
III. Формулирование темы и цели урока.
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Творчество Л. Н. Толстого)
- Какие цели поставим на урок? Постарайтесь продолжить незаконченные фразы.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ (с творчеством Л. Н. Толстого, его произведениями)
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (выразительно, целыми словами, правильно)
IV. Знакомство с биографическими сведениями писателя.
Под городом Тула есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много книг для взрослых и детей. 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. И в Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей, объявил, что школа будет бесплатная, и сам стал на некоторое время учителем. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на столах, на лавках, на подоконнике, на полу. Столы в толстовской школе стояли в один длинный ряд. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём пожелает, разговаривал с ним. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку».
- Сегодня мы прочитаем несколько рассказов из «Азбуки» Л. Н. Толстого.
V. Знакомство с рассказом «Правда всего дороже».
- Прочитайте заголовок первого рассказа. На что похоже предложение? (на поговорку).
- Я предлагаю посмотреть инсценировку к этому рассказу.
1. Инсценировка.
Автор – Настя Р.
Отец – Влад
Сын – Никита
- Почему отец вместо наказания поблагодарил мальчика? (Потому, что он сказал правду.)
2. Самостоятельное чтение.
- Мальчику было трудно и страшно признаться. Его никто не видел. Зачем он это сделал? (Он был честным мальчиком)
- Как вы понимаете поговорку в заглавии? (Чашка была дорогой, но отцу и мальчику правда была дороже)
- Были у вас случаи в жизни, когда вам было страшно в чём-то признаться? Как вы поступили?
3. Работа по формированию умения читать целыми словами.
- Прочитаем хором.
Маль+чик ------ мальчик
Раз + бил ------- разбил
Не + ча + ян + но ------ нечаянно
До + ро + гу + ю -------- дорогую
За + тряс + ся ------- затрясся
Спро + сил ------ спросил
Спа + си + бо ----- спасибо
4. Работа над выразительностью.
Сын отцу правду сказал.
Сын отцу правду сказал?
Сын отцу правду сказал!
- Прочитаем предложение с разной интонацией.
5. Чтение по ролям.
- Что автор советует детям? (Быть честными, говорить правду)
Физкультминутка
VI. Знакомство с рассказом «Дед стал стар»
- Со следующим рассказом познакомьтесь самостоятельно.
1. Самостоятельное чтение рассказа.
- Встретилось ли вам непонятное по значению слово? (дурно – плохо)
- Почему автор стыдит внука? (Нельзя смеяться над слабыми и старыми людьми)
2. Чтение вслух.
- Не забывайте, что стараемся читать целыми словами, выразительно.
VII. Знакомство с рассказом «У бабки была внучка».
1. Подготовительная работа.
- Прочитаем слова, соблюдая ударение.
прежде
мала
спала
пряла
ткала
стара
2. Чтение вслух.
- Читаем целыми словами, соблюдая ударение.
- Что про внучку можно сказать? (Она трудолюбивая, уважает бабушку и заботится о ней)
VIII. Работа с пословицами.
- К какому из рассказов относятся данные пословицы и поговорки?
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
За добро добром платят.
Лучше печальная правда, чем радостная ложь.
IX. Викторина по рассказам Л. Н. Толстого.
- Вам нравятся рассказы Толстого? Давайте вспомним, какие ещё рассказы вам знакомы?
1. Отгадайте рассказ по фрагменту. Послушайте! (запись) («Филипок»)
2. Разгадайте ребус: («Корова»)
3. По группе слов узнайте название следующего рассказа:
Африка, мальчики, купаться, матросы, выстрел. («Акула»)
4. Игра « Наоборот». К примеру, зашифровано наоборот название сказки «Петя и заяц», а на самом деле это «Маша и медведь».
«Мышь и кошечка» («Лев и собачка»)
5. Разгадайте загадку:
Живёт спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не зная страха,
Гуляет («Черепаха»)
X. Итог урока. Выставка книг Толстого.
- Для кого написаны все эти рассказы?
- Что хотел пожелать вам Л. Н. Толстой?
- Эти и многие другие рассказы, сказки вы найдёте в следующих книгах, они представлены на выставке.
XI. Рефлексия.
- Над чем заставил задуматься вас урок? (Чтобы поверить в добро, надо начать его делать)
- Если урок вас заставил задуматься, возьмите мозаику красного цвета, если нет – белого и прикрепите на доску.
- Мы видим, что наша «Азбука» больше красная, значит, урок прошёл не зря.
- Спасибо за урок!



15