Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема урока Разнообразие растений. (3 класс)


Урок окружающего мира
Класс: 3 г
УМК: Школа России
Тема: Разнообразие растений
Технологическая карта урока
Тема Разнообразие растений
Цели и задачи
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Развивающие: развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;
Воспитательные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Планируемый результат Познавательные:
Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, составлять план работы, анализировать и классифицировать найденную информацию;
Коммуникативные:
Формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах, строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные:
сформировать представление о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений, умение различать группы растений по их существенным признакам.
Основные понятия Водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения. Ботаника.
Ресурсы:
Презентация, созданная в программе Microsoft Office PoverPoint; учебник; электронное приложение; фотографии различных видов растений; музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»; раздаточный материал.
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная работа и групповая работа
Ход урока
Технология проведения Деятельность
учителя Деятельность
учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует учащихся на работу.
Приветствуют учителя. Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
Улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую работу и отправимся познавать окружающий нас мир.
Создание благоприятного психологического климата, приветствие. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Цель:
-актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Читает стихотворение Н.Рыленкова, под музыку Джэймс Ласта «Одинокий пастух»
Организует проверку домашнего задания, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Заполнение схем «Состав почвы», «Что растения получают из почвы?». Учащиеся выполняют задания по теме «Почва». - Ребята, разгадайте зашифрованное слово.
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(Н. Рыленков)
- Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
- Вспомните, на какие группы можно распределить все объекты природы.
(живая и неживая) (Слайд 6)
- На уроках мы познакомились с неживой природой. Мы изучали темы воздух, вода и почва. Давайте вспомним изученный на прошлом уроке материал.
- Вставьте пропущенные слова в схему: «Состав почвы», «Что растения получают из почвы».
- Ребята, только что мы повторили, какие вещества получает растение из почвы, а с помощью какого органа растение может получать питание из почвы? (С помощью корней.)
- А какие еще части растений вы знаете? Давайте заполним схему. (Слайд 4)
- Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень)
- У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель).
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист).
- Яркий, благоухающий… (Цветок).
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. (Плод).
- Из него вырастает новое растение. (Семя). Определение уровня усвоения ранее изученного материала Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
III. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология)
-На какие царства ученые-биологи делят живую природу? (человек, растения, животные, насекомые, микробы, грибы)
- Посмотрите на картинки и скажите, о какой природе пойдёт речь на уроке?
(о живой)
- Что между ними общего? К какому царству они относятся? (царство растений)
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют луга, поля, леса. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.
Итак, тема нашего урока «Разнообразие растений». Уметь находить определение понятиям, делать выводы.
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
IV. Работа по теме.
Организация исследователь-ской работы.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды
.
Организует практическую работу, обеспечивает контроль за
выполнением задания.
Выполняют исследования, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за растениями.
Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.
Знакомство с классификацией растений.
-В современном мире насчитывается 
более 350 тыс. видов растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Наука о растениях называется ботаникой.
Ученые ботаники делят царство растений на несколько групп.
- Что такое группа растений?
Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.
- Как вы думаете, ребята, растения в этих группах имеют одинаковые признаки или нет?
И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп и заполнить таблицу.
- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?
Мы будем работать группами.
1-я группа узнает что такое водоросли?
2-я группа: Что такое мхи?
3-я группа: Что такое папоротники?
4-я группа: Что такое хвойные растения?
5-я группа: Что такое цветковые растения?
- На столах у вас лежат фотографии, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую вам нужно заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
План:
1. Прочитать текст.
2. Рассмотреть гербарий, фотографии.
3. Заполнить таблицу, отметив плюсом или -минусом части которые имеют представители этой группы.
- Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы гербария и приготовить выступление от группы.
- Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить. Введение в словарный обиход термина "группа растений" Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
V. Физминутка
Цель:
- организовать отдых детей, смену деятельности Организует отдых учащихся Учащиеся выполняют движения физминутки. Электронная физминуткаВосстановление физических и духовных сил VI. Закрепление нового материала
Цель:
- выяснить отличительные признаки каждой группы растений. Организует выступление представителя каждой группы.
Оказание необходимой помощи выступающему. Контроль правильности сообщения Работа в командах по заполнению таблицы "Отличительные признаки растений каждой группы"
Выступление представителя каждой команды (мнение об одной группе) Выступление групп.
- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.
-Каждой группе было дано задание, подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.
-1-я группа расскажет нам о водорослях?
-Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.
-Имеется ли корень у водорослей? (стебель, лист, цветок, плод, семена)
и т. д.
Группы
растений корень стебель лист цветок плод семена
Водоросли - - - - - -
Мхи - + + - - -
Папоротники + + + - - -
Хвойные
растения + + + - - +
Цветковые растения + + + + + +
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения) В группу входят мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения. Первичная проверка понимания Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: Классифицировать объекты.
Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Контроль усвоения.
Графический диктант.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
Выполнение и оценка диктанта.
Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
А теперь выполним небольшой графический диктант.
Графический диктант
Да – квадратНет –  треугольникВопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да) 2.  У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет) 3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да) 4. У папоротников есть цветы? (нет) 5. Растение – живой организм? (да) 6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)
Проверка.
-Поднимите руки кто ответил на 6 вопросов и т. д.
-Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ним более подробно.
-А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
Продолжите высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал…- Мне понравилось …
- Я могу использовать эти знания…
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным? Научить анализировать свои собственные достижения, неудачи, научить искать способы решения проблем Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
VIII. Домашнее задание Даёт комментарий к домашнему заданию
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 69-73.
Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы.
Спасибо за работу! Записывают д/з в дневник.