Урок руссого языка в 4 классе. Тема урока Три типа склонения имён существительных.

Конспект урока русского языка для 4 класса на тему:
«Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Цель урока:
Учить различать три склонения имен существительных.

Задачи урока:
- учить обучающихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
- исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
- путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь обучающимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.
- развивать навыки грамотного письма и орфографической зоркости; - совершенствовать умение строить и последовательно излагать свои мысли , доказывать правильность своих суждений.

Оборудование:
Компьютер, проектор (просмотр презентации к уроку), карточки со словами, карточки для работы в парах, интерактивный тренажёр (склонение существительных);интерактивный тренажёр для физкультминутки.

Ход урока.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1. Мотивация учебной деятельности

- Вот опять звенит звонок Мы начнём сейчас урок!
-Ребята, мы продолжаем изучать наш интереснейший, сложнейший родной русский язык. Сегодня мы откроем ещё один его орфографический секрет


Настраиваются на урок.

2. Чистописание
- Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно как и у меня на доске : (слайд) еее иыи еье еое оаоа ьиь
( проводиться фонетическая работа) вода земля конь окно дядя степь Юра стол море

- Что вы можете рассказать об этих словах ?



А теперь обратимся к следующим высказываниям на доске: Мы уже всё знаем! Мы ещё не всё знаем! Мы ничего не знаем! Мы уже кое-что знаем! - Давайте проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием № 10 «Имя существительное». Проверим , как вы справились с этими тестовыми заданиями.
( использую для проверки слайды презентации )
- Ребята выполняют работу.








Прочитывают слова, записываются в тетрадях, находят орфограммы, обьясняют.
Имена существительные, опр. род, число; одуш,неодуш.

Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным

Индивидуальное задание, дети работают самостоятельно 2-3мин.

3.Актуализация знаний.

На уроке снова его величество - имя существительное.
(Слайд 1)
Имя существительное. Мы уже многое знаем об этой части речи. Назовите все постоянные и изменяемые признаки. Учитель открывает соответствующие слайды.( На слайдах наглядно представлено всё, что назвали дети. Остаётся один слайд(на нем пока не открытая карточка).
Учитель предлагает не открывать учебник, а открыть новое знание самим

-Для открытия нового нам потребуется много существительных. У вас на партах лежат карточки с разными частями речи ( на всех партах разные слова). Работая в парах, отберите только существительные
Учитель просит принести и прикрепить на доске следующие существительные: среднего рода, мужского рода с нулевым окончанием, все существитель-ные в предложном падеже, женс-кого рода с нулевым окончанием и т.д.

Дети перечисляют всё, что знают о постоянных и изменяемых признаках существительного
Видя на доске одну закрытую карточку,
дети понимают, что знают о существительном не всё.

Дети работают в парах, отбирают существительные.




Дети выполняют зада-ние, находят ошибки одноклассников, которые объясняют свои ошибки, ставят себе оценку (аргумен-тированно).

3. Постановка проблемной ситуации, фиксирование учебной задачи.












4. Конкретизация учебной задачи.


После того, как задание выполнено, учитель отбирает из принесённых на доску существительных только два ( для создания проблемной ситуации.)
на лошади - на лошадке
(Слайд)
-Что общего у этих существительных?

-Чем отличаются?
-Что удивляет?




- Какую же задачу поставим на сегодняшнем уроке?
( Учитель фиксирует на доске задачу урока (слайд)помещает карточку рядом с той, на которой был знак вопроса и спрашивает у детей , что скрывается в этой карточке.)




Сталкивались ли мы раньше с такой орфографической задачей правописания безударных –е, -и?

-Выйдите к доске те дети, которые сегодня уже решали такую задачу на своих карточках.



-Мы видим, что умеем решать орфографическую задачу с – е.-и во всех частях слова, кроме окончания.
-Что же мы сегодня должны узнать?
(Дети перечисляют)
Однокоренные,одушевлённые, нарицательные, женского рода, стоят в единственном числе, предложном падеже, безударное окончание.

-У существительных женского рода в одном и том же числе и падеже разные окончания.

-Узнать, почему у этих существитель-ных разные оконча-ния -е . –и? (Дети до-гадываются, отвечают)
-Секрет о правопи-сании безударных па-дежных окончаний.
-Да, сталкивались.
-В приставке, в корне, в суффиксе.

(К доске выходят трое учеников и берут свои карточки со вставленными маркером буквами.

Прилив, липучка, платочек.
Объясняют способы проверки гласных в разных частях слова.

-Как проверять безударные гласные –е, -и в окончаниях существительных

5. Физкультминутка


Чтоб получше нам размяться, Будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперёд. А потом - наоборот. (2-3р.) И за парту тихо сели . Мы продолжим наш урок?
Выполняют упражнения

6.Выдвижение гипотез учащимися и их обоснование.

1.Учитель предлагает внимательнее посмотреть на существительные:
«на лошади- на лошадке» и найти ещё не названные различия.
На слайде 1 версия .
Сущ. с уменьш.ласкат.
суффиксом
(лошадка)
Сущ. без суффикса.
(лошадь)

П.п - е
П.п. – и


2.Учитель предлагает сделать ещё предположения о правописании –е, -и в окончаниях.

На сладе 2 версия.
Сущ. в нач.ф. с окончанием –а
(лошадка)
Сущ. в нач. ф. с нулевым окончанием
( лошадь)

П.п. – е
П.п. – и

Учитель спрашивает, какую из версий взять за правило?

Учитель предлагает пользоваться существительными , которые есть на слайде, так как проверять на существительных с безударными окончаниями нельзя.

Проверяется :
1 версия.
Сущ. с уменьш. ласкат.суффиксом
(лошадка)
Сущ. без суффикса.
(лошадь)

П.п - е
П.п. – и

в морковке
в тетрадке
на площадке

в моркови
в тетради
на площади
на пне
на коне


Учитель выставляет слайд.

Проверяется : 2 версия

Сущ.,имеющие в начальной форме окончание –а, -я.
Сущ.,имеющие в начальной форме нулевое окончание.

П.п - е
П.п. - и

в морковке
в тетрадке
на площадке
на лисе
на земле
на Балде
в моркови
в тетради
на площади
на коне
на пне


Учитель обращает внимание на то, что мы наблюдали за существительными только мужского и женского рода, только в предложном падеже.
-Что же ещё можно сделать в такой ситуации?


Учитель соглашается, выдвигая предположение, что при склонении обнаружатся, какие-то закономерности, выясняет с учениками, какие существительные можно брать для склонения.
1.Дети замечают, что в слове
« на лошадке» есть уменьшительно- ласкательный суффикс, а в другом слове-нет.





2.Дети замечают, что в начальной форме одно сущ. имеет нулевое окончание, другое – окончание –а




Дети предлагают проверить эти версии на других существительных.


Называют существительные:
в моркови- в морковке, в тетради- в тетрадке, на площади – на площадке.
Замечают, что 1 версия не подтверждается, так как сущ. пень, конь – без суффикса , а имеют в П.п. окончание –е, вопреки нашему предположению.




Дети снова пользуются тем же словарным материалом, который представлен на доске. Проверяя слова ж.р. с окончаниями –а. –я версия (« смотри- на начальную форму» подтверждается, а на существительных м.р. «конь, пень» с нулевым окончанием не подтверждается.


Далее дети встают « в тупик», так как обе версии нельзя взять за правило.


Дети предлагают взять существительные каждого рода и просклонять во всех падежах, понаблюдать за окончаниями.

Ученики называют существительные со слайда( с ударными окончаниями)
Ученики с помощью наводящих вопросов учителя формируют три группы существительных по «одинаковости» окончаний в начальной форме.

7. Физкультминутка
Интерактивный тренажёр
( зрительная гимнастика, двигательная активность)
Выполнение гимнастики для глаз, двигательных упражнений.

8. Осуществление практической деятель-ности : (склонение, наблюдение, исследование
выявление закономерностей)
Учитель даёт задание просклонять существительные трёх получившихся групп, каждый ряд-склоняет свою группу.


Учитель вызывает троих детей к доске, и они рассказывают, что обнаружили, склоняя существительные с ударными окончаниями, сравнивают окончания в Р.п,Д.п.,П.п.

Учитель ножницами демонстративно отрезает существительное « конь» от 3 группы существительных и прикрепляет ко 2 группе.









Учитель предлагает оценить, как просклоняли существительные.










Учитель задаёт главный проблемный вопрос урока.
-Почему пишется « на лошади , но на лошадке»?
Учитель спрашивает, где это можно проверить?


Учитель спрашивает, какой новый орфографический секрет о существительном сегодня открыли.

Учитель открывает на доске слайд с вопросом урока. На доске появляется таблица трёх склонений существительных со словами - помощниками с ударным окончанием.
Дети склоняют:
1 ряд
2 ряд
3 ряд

Земля, вода, Балда.
Окно, бельё.
Рожь, печь, конь.


Три ученика склоняют эти же существительные на индивидуальных листках маркером для последующей проверки на доске.

Ученик, склонявший 3 группу замечает, что у существительного «конь» окончания не совпадают с окончаниями существительных ж.р.- «рожь», «печь». А совпадают с окончаниями сущ. 2 группы среднего рода.


Ученики наглядно видят, что собрали три группы существительных по «одинаковости» окончаний и ещё раз называют род и окончание начальной формы существительных каждой группы.

Дети отвечают, что это зависит от группы склонения и падежа.
Дети отвечают, что в учебнике. Открывают учебник и вслух зачитывают правило, выяснив. Что «три группы» правильно называются «три склонения»

Дети отвечают.




Дети заучивают правило о трёх склонениях, работают парами, проверяя знание правила друг у друга.

9.Применение нового знания на практике.


Учитель даёт разноуровневые задания( 1 группа - разбить существительные, стоящие в начальной форме на три группы по склонению, 2 группа- 1 задание: определить склонение существительных, стоящих в предложениях в различных падежах; 2 задание: подобрать к ряду существительных синонимы другого рода, определить у них склонение)
По окончании самостоятельной работы, учитель просит поменяться тетрадями для взаимопроверки. Включает экран.

Учитель ставит оценку ученику.
Далее учитель включает на экране карточку для проверки задания 2 группы, вызывает второго ученика, который по своей тетради озвучивает, как выполнено задание. Учитель спрашивает ,чем задание 2 группы было сложнее, чем у 1 группы.
Учитель ставит оценку второму ученику.




Задание 1 группы.
Разбить существительные на три группы по склонению. Приписать к каждому склонению 2-3 существительных.
Девочка, море, страна, ночь, дочь. Забор, мать, вещь, печь, окно, дерево, дядя, мальчик, земля, дедушка.

Задание 2 группы.
1.Подбери к существительным синонимы другого рода. Определи склонение.

Строй- колонна-1 скл.
Путь-
Облик-
Инъекция-
Гнев-
Чутьё-
2.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, подпиши над существительными склонение.
Скво.ь густые кроны ябл.нь пр. б.вался солнечный луч(?). На в.ротничке платья была изящ(?)ная брош(?)


10. Задание на дом
Учитель спрашивает, как лучше дома запоминать склонения существительного?









Чтобы все существительные запомнились, учитель предлагает объединить их одним предложением .
Дети предлагают вырезать картинки слов - помощников с ударными окончаниями, которые сегодня склоняли ( вода, земля-1 скл.. конь -2 скл., рожь – 3 скл.) и приклеить их к памятке, которую заполняем по мере изучения признаков существительного, записать в памятку табличку « Три склонения существительных»
Ученики сочиняют примерно следующее.
«Наши предки славяне сражались на коне, пахали землю на коне, сажали рожь, поливали водой».

11. Рефлексия
Учитель включает экран с началом различных фраз, которые дети должны продолжить:
-Было интересно
-Было трудно
-Я чувствовал..
-Сегодня я наблюдал.

Учащиеся рисуют соответствующий смайлик на маршрутном листе.



15