Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога»

«Роль самообразования в совершенствовании
профессионального мастерства педагога»
В мировой литературе можно найти множество цитат, смысл которых заключается в том, что если учитель не учится сам, то он теряет право называться УЧИТЕЛЕМ. Ни у кого в педагогической среде не возникает сомнения в истинности этой мысли. Время изменяет всё: развиваются методики, технологии, средства и даже, как не крамольно порой это звучит, сам учебный материал. Большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.
Вот тут - то и уместно вспомнить строки из известного произведения Льюиса Кэрролла
«Алиса в зазеркалье»:
«...здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!». Когда выпускник вуза держит в руках диплом, он должен понимать: это СТАРТ, а не ФИНИШ. А учителя это касается напрямую.
Действительно, стать профессионалом нельзя за один день. Это дорога длиною в жизнь. На протяжении всей педагогической деятельности нам приходится постоянно учиться, повышать свою квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Ни для кого не секрет, что достичь высокого уровня мастерства, педагогической культуры возможно лишь в результате упорного труда.
Итак, самообразование – средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Но как добиться успеха? С чего начать? Первое -надо ответить себе на вопросы:
«Что значит успех для тебя? Каких высот ты хочешь достичь? Какие мотивы движут тобой?».
Формулируя ответы на эти вопросы, педагог принимает решение о необходимости самообразования.
Назову свои мотивы:
Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. В жизни общества происходят изменения. Они в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека».
Постоянно готовясь к уроку, классному часу, выступлению на родительском собрании
или перед коллегами мы работаем с информацией, а это требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации, но и по ее хранению, использованию и
достоверности. Не малую роль играет общественное мнение. Не хочется, что тебя считали плохим учителем, а хочется в глазах других быть достойным внимания.
Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе. Да и новая система оплаты труда ввела в нашу жизнь понятие «материальное стимулирование». Узнавать новое просто интересно.
Следующий шаг – сформулировать цель самообразования и задач. Решение которых
поможет её достичь. В любом проекте этот этап важен. Ведь так мы намечаем в своей
деятельности путь, по которому пойдём. Для себя я записала это так:
«Цель: Повышение педагогического мастерства, творческий рост и раскрытие
собственного потенциала, создание личного имиджа педагога.

Задачи:
Проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности.
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.
Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.
Знакомство с событиями и проблемами современной педагогики, изучение взглядов
коллег на проблемы образования.
Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Развитие навыков публичных выступлений.
Изучение методической литературы по предметам.
Разработка презентаций, дидактических материалов, учебных программ, проектов,
методических приёмов.
Апробирование созданных материалов, осуществление проектов.
Внедрение новых технологий в образовательную деятельность.
Обобщение педагогического опыта, публикации материалов».
Что бы испечь пирог, нужен рецепт. Чтобы определить свои действия педагог должен
составить собственную индивидуальную программу саморазвития, самообразования.
Программа может быть составлена с перспективой на несколько лет, например, год
обучения, год работы над темой, год обобщения, год внедрения собственных разработок. Это хорошо для тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность. Я же предпочла, чтоб эти этапы протекали одновременно и формирую программу собственного роста на год.
Она не является мёртвым документом. Находя интересные мне способы обучиться чему-
нибудь, я вношу изменения, корректирую вектор своего развития.
Программа самообразования предполагает несколько составляющих.
1.Диагностика.
Её задача выявить затруднения, определить проблему, а по прошествии некоторого периода –провести рефлексию и откорректировать работу.
2. Обучение.
Оно происходит как на курсах повышения квалификации, семинарах, так и при чтении полезных книг, обзоре информации в интернете.
3. Профессиональное общение.
Оно несёт на себе двойную функцию: во- первых мы так получаем новую, нужную информацию, во-вторых это один из способов трансляции собственных знаний, своего опыта. Открытые уроки, мастер-классы, семинары, круглые столы, конференции –
повод поделиться с коллегами своими наработками, открытиями, новыми подходами,
попросить у них совета, найти единомышленников.
4. Практика.
Повседневная деятельность, в ходе которой учитель имеет возможность на практике
закреплять теоретические познания, приобретать новый опыт, искать оптимальные решения насущных педагогических проблем, реализовывать социально-педагогические инициативы.
5. Индивидуальная работа.
Она заключается в самостоятельном поиске новых педагогических знаний из различных источников информации, их осмысление. Это ещё и своеобразное подведение итогов, обобщение опыта, оформление результатов по теме. Чтобы деятельность не оказалась
бессмысленной, в ее результате должен создаваться некий продукт, какие-либо достижения. И в личной программе самообразования учителя обязательно должны присутствовать результаты, которые достигнуты за определенный срок.
Что может быть результатом самообразования учителя на некотором этапе?
Я в свою программу вношу такие показатели результативности как
повышение качества преподавания предмета;
доклады, выступления;
разработка и накопление дидактических материалов, тестов, сценариев уроков,
наглядных пособий, презентаций;
разработка и проведение открытых уроков ;
проведение семинаров, мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
публикации в печати;
участие в конкурсах. Отмечу, участие в самых разных педагогических конкурсах имеет, на мой взгляд, важное значение для учителя. При подготовке участия в любом из них педагог обучается, систематизирует имеющиеся знания, приобретает разнообразный опыт, чрезвычайно полезный в текущей работе. Результат участия в конкурсе, даже не совсем удачного, утверждает педагога в собственных глазах, ведь это победа над собой, своими страхами и комплексами. Кроме того это способ заявить о себе в педагогической среде.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного
человека, который поможет не отстать от «поезда современности».



15