Статья – описание собственного педагогического опыта по применению новых идей и технологий «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»


Статья – описание собственного педагогического опыта по применению новых идей и технологий
«Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»
Александрова Ирина Александровна
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но видеофильмы и компьютерные программы – это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий интерес у учащихся, потому что является представителем серии «что-то новенькое», более непривычное, чем стоящий у доски учитель. Несмотря на всю привлекательность использования современных технологий, учащиеся остаются более или менее пассивными.
В то же время учителя, работающие по современным учебникам, включают детей в проектную деятельность.
Проект обязательно ориентирован на получение результата и включает исследовательский элемент.
Проект – это задание, которое даётся в конце изучения определённой темы. В процессе подготовки, создания и представления проекта создаётся реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства метода проектов:
отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненных ситуаций);
развитие навыков самообразования и самоконтроля;
развитие навыков групповой деятельности;
повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
создание комфортной среды обучения за счёт того, что каждый может проявить себя – не в иностранном языке, так в рисовании;
повышение мотивации;
развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
интеграция различных предметов.
Недостатки метода проектов:
переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определённые сроки;
психологические коммуникативные проблемы: деление группы на «работяг» и «балласт»;
технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.
Несмотря на недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трёх компонентов:
умение работать с различными источниками информации;
умение работать в группе;
умение работать самостоятельно.
Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать своё мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.
Как правило, проекты рассчитаны на групповую работу. Такая работа особенно эффективна в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является общение: с одной стороны они удовлетворяют свою потребность в общении, с другой – развивается второй компонент компетенции – умение работать в группе.
В процессе работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино, компьютерных технологий, дизайна и т.д.).
В итоге создаётся реальный продукт: график, диаграмма, плакат, буклет, рекламный проспект и т.д. – который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая «бумажная версия», выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Но дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать – это тот же «бумажный» вариант, но более современный. Более «продвинутые» используют среду создания презентаций PowerPoint.
При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
На уроках английского языка с помощью Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи учащихся; пополнять словарный запас учащихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Как информационная система, Интернет предлагает пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы; разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая заинтересованность и эффективность.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная роль которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов интернет, в т.ч. e-mail – наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Для повышения эффективности использование e-mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим: поместить объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке; написать информацию о себе; выслать несколько сообщений; для того чтобы получить ответ, задать в конце сообщения интересующие их вопросы; предоставить полный отчёт о проделанной работе, включить в отчёт свои письма и ответы на них.
Учащиеся не просто делятся информацией с партнёрами с разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создаётся свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов.
В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности.
Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу учащихся, в процессе которой они ищут способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи.
Для оптимального и эффективного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебных целях требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приёмов.
Сайт «Виртуальная реальность» - это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Уроки не привязаны к определённому городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.
Таким образом, путешествия по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны, затем принести собранную коллекцию на урок, никогда при этом не покидав дом.
Сайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Можно предложить учащимся путешествовать в качестве туристов или гидов. Они могут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта.… В качестве отчёта о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.
Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющих ориентироваться в огромном потоке информации, способных принимать нестандартные решения. Разумеется, мы не рассматриваем метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию учащихся, не только делает уроки разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Библиография:
Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2005. 12 с.
Государственный стандарт по иностранным языкам. 2006. 18 с.
Е.С. Полат «Типология телекоммуникационных проектов» - Наука и школа - № 4, 1997.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2006. 37 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004. 21 с.