МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ


Институт развития образования Республики Башкортостан
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
КАК ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ИСМАГИЛОВ Х. Х. - учитель технологии
МБОУ СОШ №9 Кировского района
городской округ г. Уфа
У Ф А – 2 0 1 5
Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения
Современная система образования даёт учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата – вот залог успеха. И каждому ученику, стремящемуся получить знания на теперешнем уроке, легче это сделать, следуя правилу «Ищу и нахожу, думаю и узнаю, любуюсь и творю, тренируюсь и – делаю».
И как никогда актуальна сегодня идея развивающего обучения, в основе которой лежит индивидуальный подход к каждому ученику. По словам Л. С. Выгодского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития». Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского развивает и Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения. В процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности, который самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку.
В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников. Чтобы обучение могло претендовать на звание «развивающего», необходимы:
1) Постановка учебной (а не практической) задачи;
2) Организация поиска способов её решения;
3) Коллективная (индивидуальная) оценка целесообразности найденного способа.
Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивая теоретическое мышление и воображение.
В своей практике использую проектный метод не первый год. Учителю важно помочь ученикам в поиске информации, скоординировать процесс создания проекта, быть рядом с детьми, интересоваться их увлечениями, всячески поддерживать, поощрять ребят. На уроках технологии возможна не только индивидуальная работа учащихся над проектом, но и групповая.
Конечно, чтобы проектная деятельность была успешной, нужно выполнять определённые правила: в команде не должно быть лидеров, все члены группы равны; все должны получать удовольствие от общения и совместной работы; каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; все члены команды, выполняющие проектное задание, должны нести ответственность за конечный результат. Если эти правила соблюдены, ребятам нравится и общение со сверстниками, объединенными общими интересами, и деловая направленность проектной деятельности, взаимопомощь, и то, что всегда нужно довести начатое дело точно в срок, чтобы не подвести всю группу, научиться выражать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других. Очень увлекает детей создание предметов, имеющих практическую значимость.
К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио - папки документов.
Проектная деятельность строится поэтапно, причем, каждый этап формирует у учащихся определенные личностные качества.
На подготовительном, поисковом, этапе ребята погружаются в свой проект. Они занимаются поиском и анализом проблемы, выбирают тему проекта, планируют проектную деятельность по этапам. Собирают, изучают, обрабатывают информацию по теме проекта. Здесь немаловажную роль играет мотивация деятельности учащихся. Тема проекта должна быть ребенку интересной, доступной. Очень важна на этом этапе поддержка учителя, совместная вера в успех.
Далее – конструкторский этап. Это и поиск оптимального решения задачи проекта, где ребятам нужно провести исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна, выбрать технологии изготовления, поставить экономическую оценку, провести экологическую экспертизу, и, конечно же, составление конструкторской и технологической документации.
На следующем этапе (технологическом) составляется план практической реализации проекта, подбираются необходимые материалы, инструменты и оборудование, выполняются запланированные технологические операции, ведется текущий контроль качества, вносятся при необходимости изменения в конструкцию и технологию. Этот этап особенно интересен детям. Шаги изготовления поделки ребята продумывают до мелочей. Само изготовление шедевра всегда вызывает живой интерес, дети любят созидать, творить и всегда удивляют меня своей изобретательностью, новизной взглядов, умением экспериментировать и находить что-то особенное, редкое, нигде раньше не замеченное.
На заключительном этапе оценивается качество выполнения проекта, проводится анализ выполнения, изучаются возможности использования результатов проектирования. Результаты труда представляются в виде презентации, устного или письменного отчета с демонстрацией изделия, что необходимо для анализа проделанного труда, самооценки, а также оценки других специалистов- профессионалов.
Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.
На защите своего проекта ребята убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя отличными знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание, оригинальность. На протяжении всей работы над проектом дети видят рядом с собой не просто учителя, но и своего главного помощника, консультанта. Моя задача – формирование личности, обладающей системой знаний, умений и навыков, необходимых ребятам в дальнейшей жизни.
На уроках технологии в процессе проектной деятельности происходит знакомство с конкретными видами труда, у детей расширяется кругозор, многие определяют свой профессиональный путь. На уроках технологии ребята применяют знания математики, физики, химии, биологии, могут научиться использовать их в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения. Учащиеся могут преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Ребята осваивают различные приемы деятельности: столяра и плотника, сантехника и агронома, токаря и станочника. И в этом заслуга проектного метода.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С.Полату):
-Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.
-Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
-Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
-Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Использование исследовательских методов, что предполагает:
-определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования;
-оформление конечных результатов;
-анализ полученных данных;
-подведение итогов;
-корректировка;
-получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.)
Типы проектов могут быть различны: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, межпредметные, информационные, ролево-игровые, монопроекты, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой, координацией, внутренние, или региональные проекты.Таким образом, применение метода проекта на уроках технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков учащихся, развитию самостоятельности учеников и всех сфер их личности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.




Литература
1. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2.
2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.
3. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.
4. Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №8-9, с.22-29.
5. Журнал периодический «Школа и производство» и др.