Конспект урока по ОРКСЭ на тему Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира


Урок ОРКСЭ.
Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Цель урока: Знакомство с заповедями и священными книгами ведущих религий мира.
Задачи:
Выявить сущность понятий: «мораль», «нравственность», «заповедь», «скрижали», «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Коран», «Типитака».Ознакомить с заповедями основных религий мира, названиями священных писаний каждой религии.
Показать сходства и различия заповедей данных религий мира.
Актуализация умений анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, аргументировать выводы.
Воспитывать положительное отношение к разным религиозным традициям, выработка представлений о единых общечеловеческих ценностях.
Ход урока:
Организационный момент
Дорогие ребята! Я вижу ваши внимательные глаза, добрые и умные, значит, мы готовы работать. Давайте улыбнемся друг другу, и с хорошим настроением начнем наш урок.
Проверка домашнего задания.
Какие основные религии исповедуются в Российской Федерации? (СЛАЙДЫ)
Большая часть верующих россиян исповедует православное христианство, значительное число верующих исповедуют ислам и буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Проживающий на территории нашей страны еврейский народ исповедуют иудаизм. Эти 4 религии считаются традиционными религиями России. Три из них (православие, ислам, буддизм) считаются основными мировыми религиями. Иудаизм- это религия одного народа- еврейского.
Сообщение темы урока (СЛАЙДЫ). Внимание на экран.
Постановка проблемы.
Вопросы для беседы:
Что такое мораль? Постарайтесь давать полные ответы на мои вопросы! (определение на экране, запись в тетрадь). В определении найти синоним к слову «мораль»- нравственность (на экране нравственность).
Как вы думаете, как она возникла? Мораль появилась еще в первобытном обществе, когда люди учились жить и трудиться вместе, нужно было выработать единые правила поведения, которые нельзя было нарушать, тех кто нарушал, изгоняли, что значило- верная смерть. В то время существовала вера в языческих богов и идолопоклонство. Религии, которые существуют в наше время, появились позже.
Как вы думаете, как соотносятся понятия религия и мораль? Что общего? (гипотезы детей).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
На доске появляется запись: Вы узнаете: Чему учат религии. Что такое заповеди.
Открытие новых знаний.
Каждая религия отвечает на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы должны относиться к своему ближнему. Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Ценность человека постоянно упоминается в священных книгах разных религий, в высказываниях мудрецов. Давайте вспомним священные книги религий мира (на доске появляется Библия, Коран, Типитака).
В Библии рассказывается, что три с лишнем тысячи лет назад пророк Моисей получил от Бога на горе Синай скрижали- каменные плиты, на которых были написаны 10 заповедей (предписания, законы), о том как должен жить и вести себя человек.
Пророк Иисус Христос не отменил библейские заповеди, но даже усилил некоторые предписания. Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будите сынами отца вашего Небесного, ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству.
А сейчас мы познакомимся с заповедями иудаизма и христианства, которые записаны в Библии (чтение детьми). Моисеевы заповеди называются законом.
Что объединяет эти заповеди? (Это нравственные заповеди, другими словами- много общего, но в разных частях Библии, разные пророки- Моисей, Иисус- краткая формулировка).
Так как на уроках вы уже ознакомились с такими религиями, как ислам и христианство, наша физкультминутка будет посвящена основным понятиям этих религий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если я назову термин, который относится к православному христианству - хлопайте, если к исламу - приседайте, будьте внимательны.
Библия, мечеть, икона, Коран, намаз, Иисус, Мухаммед, алтарь, сура.
Данные иудеями заповеди без изменения входят в христианскую и исламскую традиции.
Коран прямо объявляет человеческую жизнь- наивысшей ценностью, человек не имеет права самовольно лишать кого- либо жизни, в том числе и самого себя, так как жизнь дарована Богом и только он может распоряжаться ею.
Добродетели ислама. Необходимо с почитанием относиться к родителям и обеспечивать их достойную старость. Пророк Мухаммед любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей». Пророк Мухаммед своим примером устанавливал нравственные правила (Можно прочитать притчу - поучительный рассказ в учебнике с.70, в рамочке внизу). Чтение добродетелей ислама.
В Буддизме основой поведения человека считается ответственность за других. Буддисты считают, что для того, чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей. Наравне с Буддой буддисты почитают и других божеств (бодхиссаттв).
У Буддистов заповеди очень просты и их выполнение не требует от человека чрезмерных усилий. Познакомимся с ними (дети читают).
Первичное закрепление.
Ребята, а есть что- то общее в заповедях разных религий?
(Священные книги, заповеди учат нас тому, как нужно вести себя, помогают определить верный путь, учат отличать добро от зла, помогают любить и уважать друг друга. Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!»). Включение нового знания в систему знаний.
А сейчас давайте выясним:
- Как же соотносится религия и мораль?
Все заповеди в основе своей имеют так называемое «Золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Работа в группах.
Обсуждение «Нужны ли сейчас современному человеку данные заповеди?» (Мы живем в обществе, где живут люди верующие и неверующие, нужно уважать друг друга, уважительно относиться к людям разных вероисповеданий).
В нашей Республике и в нашем районе мирно живут и трудятся люди разных вероисповеданий.
Рефлексия
Как можно назвать людей живущих вместе (семья), семье нужен большой, уютный дом. Чтобы всем в нашей дружной семье жилось хорошо, какие нравственные ценности вы бы взяли для себя из религиозных заповедей, напишите на сердечках, и сделайте наш общий дом счастливым. А что будет прочным фундаментом нашего дома? (Золотое правило нравственности).
На уроке: - Я узнал…- Я …
Я надеюсь, что знания, полученные на уроке, будут вам полезны, вы будите соблюдать золотое правило нравственности, вырастите достойными гражданами нашего района и республики.
Домашнее задание: Выписать из учебника предложения, которые считаешь важными по теме урока, расскажи родителям о том, что ты узнал нового (подбор пословиц о нравственном поведении человека).

Мораль - нравственное учение, правила нравственности, а также, сама нравственность; нравственный вывод из чего-либо; система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Нравственность - система приоритетов в наборе жизненных ценностей Человека, которая выражается в его поведении, оценках и суждениях. 
Религия - (связать, соединить)-верование людей в существование сверхъестественного (потустороннего) мира, в единого бога, во многих богов или духов.
Заповедь - предписание, закон.
Скрижали - Каменные плиты, на которых были записаны заповеди.