Презентация Педагогический мониторинг сформированности познавательных УУД у учащихся на предмете Окружающий мир


Педагогический мониторинг уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальных классов на предмете «Окружающий мир» Минниахметова И. И.Студентка 2 курса магистратурыгруппа 21 ЭМНиОО  Актуальность проблемы «Педагогического мониторинга уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы на предмете «Окружающий мир»» Развитие личности ребёнка как основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе. Стандарты ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности [62]. Актуальность проблемы «Педагогического мониторинга уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы на предмете «Окружающий мир». Ю. К. Бабанский, В.Г.Горб, А.А. Орлова, В.К. Соловьева, Е.В.Безрукова и др. используют разные подходы к определению данного понятия: одни обосновывают цели и задачи мониторинга, функции, другие приводят принципы разработки методик мониторинга образовательной деятельности Педагогический мониторинг сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы теоретически не обоснован. А.С.Белкин, В.П.Беспалько, В.Г.Горб, Г.А.Карпова, А.А.Орлов, С.А.Равичев, С.Н.Силина); раскрыты технологии мониторинга знаний (В.С.Аванесов); мониторинга качества образования в школе (С.Е.Шишов, В.А.Кальней); мониторинга познавательной готовности детей к школе (Н.В.Абрамовских) и др. Из-за отсутствия комплекса технологий и диагностического инструментария педагогического мониторинга познавательных УУД у учащихся начальной школы на предмете «Окружающий мир», практика не может продемонстрировать достаточно эффективных приемов и способов слежения учебных достижений учащихся. Актуальность проблемы «Педагогического мониторинга уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы на предмете «Окружающий мир». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель педагогического мониторинга уровня сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы на предмете «Окружающий мир».Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у учащихся начальной школы на предмете «Окружающий мир» Методы исследования Модель педагогического мониторинга сформированности познавательных УУД Нормативно-установочныйэтап Цель мониторинга : Аналитико-диагностическийэтап Прогностическийэтап Деятельностно-технологическийэтап 1.Общеучебные универсальные действия Промежуточно-диагностическийэтап Итогово-диагностическийэтап 2.Знаково – символические действия 3.Универсальные логические действия  Анкеты, наблюдение Тесты, опрос 4.Постановка и решение проблемы Методы Критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир» Критерии Показатели 1.Общеучебные универсальные действия  1.1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель 1.2. Умение самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений; 1.3. Умение ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; 1.4. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание процессов и явлений живой и неживой природы в устной и письменной форме; 1.5. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель 1.6. Умение самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений; 1.7. Умение ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; Критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов Критерии Показатели 2. Знаково - символические действия 2.1. Умение преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графическую или знаково - символическую) 2.2. Умение преобразовывать модель с целью выявления общих законов объектов и явлений живой и неживой природы; 3.Универсальные логические действия  3.1. Умение анализировать объекты живой и неживой природы с целью выделения существенных и несущественных признаков 3.2. Умение осуществлять логическое действие «синтез» 3.3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным или самостоятельно выбранным критериям 3.4. Умения подведение под понятие, выведение следствий 3.5. Умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы; 3.6. Умение строить логическую цепь рассуждений 3.7. Умение осуществлять «доказательство» 3.8. Умения выдвигать гипотезы и их обосновывать Критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов Критерии Показатели 4.Постановка и решение проблемы 4.1. Умение формулировать проблемы 4.2. Умение самостоятельно создавать и решать проблему поискового характера. На основании концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования, разработанной на основе системно – деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), выявили критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир» [4, с. 90]. Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир» Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Общеучебные универсальные действия Учащийся самостоятельно умеет выделять и формулировать познавательную цель, создает алгоритмы деятельности при решении проблем, находит и выделяет информацию из разных источников, свободно ориентируется в своей системе знаний, осознано и произвольно строит речевое высказывание в письменной и устной форме, проводит рефлексию способов и результатов деятельности. Учащийся самостоятельно умеет выделять и формулировать познавательную цель, создает алгоритмы деятельности при решении проблем, находит и выделяет информацию из разных источников, свободно ориентируется в своей системе знаний, при этом требуется помощь. Отсутствуют общеучебные действия, либо учащийся не может выполнять общеучебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные умения. Знаково - символические действия Учащийся самостоятельно умеет использовать знаки и символы как условные заместителей реальных объектов и предметов, преобразовывать графические модели в словесную форм. Учащийся осознано приступает к выполнению знаково- символических действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. Отсутствуют знаково – символические действия, или учащийся не может выполнять действие кодирования, может выполнять лишь отдельные умения. Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир» Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Универсальные логические действия Учащийся самостоятельно умеет осуществлять логические действия, доказательство, сравнение, анализ объектов, синтез, классификацию. Умеет самостоятельно строить гипотезу и обосновывать, обобщать. Учащийся осознано приступает к выполнению универсальных логических действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. Отсутствуют универсальные логические действия, или учащийся может выполнить отдельные операции без внутренней связи с друг с другом. Постановка и решение проблемы Учащийся самостоятельно умеет формулировать и создавать проблему, и решать ее. Учащийся осознано приступает к формулированию проблемы, ищет пути ее решения, но без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. Учащийся затрудняется в формулировке проблемы, в поиске ее решения, или же может выполнить только отдельные операции действий. Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир» Характеристика уровней составлена на основе анализа работы Г.В. Репкиной и Е.В. Заика, в которой тщательно прописаны оценки уровня сформированности учебных действий и даны описания различных качественных особенностей учебных действий ученика [6, с. 11]. Характеристика заданий познавательных УУД на предмете «Окружающий мир» для учащихся 4 классов 1.Общеучебные универсальные действия Проверяемые умения Задание Правильные ответы Критерии оценивания Умение самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснении. В данном тексте найди ответы на вопросы, подчеркни их:Какие органы обеспечивают нам возможность двигаться?Какие органы дают организму возможность усваивать необходимые питательные вещества и воду?С помощью какой системы органов человечество восполняет свою численность? Опорно-двигательная система, которая состоит из скелета и мышц. Она служит опорой телу, позволяет человеку двигаться.Органы пищеварения снабжают организм человека питательными веществами и водой.Органы размножения обеспечивают зарождение ребенка и его связь с организмом матери до появления на свет. По 1 баллу - за каждое подчеркнутое предложение 0 – не справилсяМаксимальный балл- 3 балла Результаты письменного опроса Результаты письменного опроса учащихся 4 В класса Результаты письменного опроса учащихся 4 Б класса Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир» В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленной работы с учащимися 4 В по формированию познавательных УУД на уроках «Окружающий мир» [2]. Педагогическая технология Это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике В.П. Беспалько Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспече­нием комфортных условий для учащихся и учителя В.М. Монахов Построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необ­ходимого результата и имеет вероятностный и прогнозируемый характер Г.Ю. Ксезонова Педагогическая технология формирования познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир» По уровню применения частнопредметная По философской основе гуманистическая По ведущему фактору психического развития комплексная По научной концепции усвоения опыта ассоциативно-рефлекторная По характеру содержания и структуры обучающая и воспитывающая По типу организации и управления познавательной деятельностью система малых групп Классификационные параметры (Г. К.Селевко) I модуль (раздел) программы – «Как работает организм человека»;II модуль (раздел) программы - «Рукотворная природа»;III модуль (раздел) программы – «Человек и его внутренний мир»;IV модуль (раздел) программы – «Человек в мире людей».V модуль (раздел) программы – «Человек и при прошлое человечества». Модель формирования познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир» Участники образовательного процесса:Обучающиеся 4-го классаПоследовательность этапов:1 этап - формирование общеучебных универсальных действий;2 этап – преобразование в знаково-символические действия;3 этап – построение универсальных логических действий;4 этап - решение проблемы. Результат [7, с. 25] Целевой блок Цель: формирование познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир».Задачи: 1) формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества;2) развивать общеучебные универсальные действия, умение преобразовать в знаково-символические действия; умение строить универсальные логические действия; умение ставить проблемы и решать их;3) воспитывать эмоциональное положительное отношение и устойчивый интерес к урокам окружающего мира. Содержательный блок Модуль: Как работает организм человекацели:создание условий для Формирования представления о строении тела человека, работе систем органов и их роли в жизни организма; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик овладеет понятиями система органов, опорно-двигательная система, органы чувств, выделения, дыхания, кровообращения, скелет, позвоночник, сустав, мышца. [2] Педагогические средстваОрганизация совместной деятельностиПроектная Модель педагогического процессаПроблемное изложениеПоисковаяЛичностно -развивающая Формы организацииРабота в малых группах Процессуально - деятельностный блок 1 этап - формирование общеучебных универсальных действий;2 этап – преобразование в знаково-символические действия;3 этап – построение универсальных логических действий;4 этап - решение проблемы. Формирование общеучебных универсальных действий Формируемые умения Тема урока Задание Формирование умения самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений Человек и его строение С помощью предложенного в учебнике текста и энциклопедииЗаполни таблицу Органыдыхания Органыпищеварения Органы движения Формируемые умения Тема урока Задание умения ориентироваться в своей системе знаний Как удаляются ненужные вещества Найди и зачеркни неправильные фразы.Съеденная человеком пища.вся проходит через органы пищеварения и выходит наружу;проходит через органы пищеварения и частично выходит наружу;всасывается в стенки тонкой кишки;переваривается в желудке и в кишках;переносится кровью ко всем клеткам тела; Формирование общеучебных универсальных действий Преобразование в знаково-символические действия Формируемые умения Тема урока Задание Умения преобразовывать в модель На заре человечества Создай карту будущего микрорайона Построение универсальных логических действий Формируемые умения Тема урока Задание Умение сравнивать.(Связь с математикой) Человек и его строение Построение универсальных логических действий Формируемые умения Тема урока Задание умение построения логической цепи рассуждений Почему наш организм работает слаженно Прочитай начало предложения и варианты его окончания. Составь предложение так, чтобы получилось верное высказывание. Скелет состоит изКостей  костей и суставовсуставовмышц и суставов сосудов   Задание Действие учащихся в группах Имеет ли вода цвет и запах ?(гр 1). Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод. Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2). Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую– в стакан с молоком. Делают вывод. Имеет ли вода форму? (гр 3). Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод. Что означает свойство Текучесть? (гр 4). Капают воду на любую поверхность. Добавляют ещё 3-4 капли. Делают вывод. Построение универсальных логических действий Формируемые умения :обобщение, анализ, сравнение. Тема урока: Свойство воды Решение проблемы Обобщение по разделу «Человек в мире людей» Составь план развития микрорайона. Ситуация: собрание жителей микрорайона Твоя роль: делегат собрания жителей. Описание ситуации: обсуждается два проекта застройки парка автомашин в вашем микрорайоне. Первый проект – строительство химического комбината. Второй взведение жилого массива и детского сада. Решение проблемы Родители и дети Творческий проект ученика 4 В класса«Будь внимателен на дороге»Цель проекта: создать мультфильм «Будь внимателен на дорогах»Проблема: как вести себя на дорогах Диагностико - результативный блок Результат: сформированность познавательных УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Тест Проверяемое умение Оценивание Какое правило надо выполнять, если ты заболел?Следовать советам врачаВставать, когда температура снизиласьПрекратить прием лекарств, если чувствуешь себя лучше Умение ориентироваться в своей системе знаний Ключ к тесту – 1(1 балл) Таким образом, педагогическая технология позволяет формировать познавательные УУД у учащихся 4 классов на уроках «Окружающий мир». Особенность технологии заключается в том, что в ней достаточно полно формируются все компоненты познавательных УУД. Библиографический список 1.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 20102.Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 20113.Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования [Текст]// Завуч. Управление современной школой. – 2007. – № 6. 4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 20085.Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: Академия, 2010 Библиографический список 6.Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993.7.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 345 с.8.Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.