Формирование мышления у учащихся посредством ролевых игр

Рабенок М.А., Толмачёва Л. А.,

ГОУ НПО СО ПУ «Юность»
г. Верхняя Пышма

Формирование мышления у учащихся посредством ролевых игр
на уроках иностранного языка.

Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности развития коммуникационной взаимосвязи, в век крупномасштабных миграций населения. Основной сферой подготовки практико-ориентированного специалиста является образовательная среда, созданная в образовательном учреждении. Цель образования в нашем училище мы видим в формировании личности учащегося, развитие его профессиональной компетенции. Наш учащийся должен быть конкурентоспособным в профессиональной сфере и во всех сферах жизнедеятельности. Чтобы добиться поставленной цели, на уроках иностранного языка перед собой ставим следующие задачи:
Обеспечение единства обучения языку и профессии.
Создание условий для роста профессионального мастерства (отсутствие речевого барьера).
Активное использование творческого мышления для саморазвития и самореализации.
Огромное влияние на формирование мышления оказывает иностранный язык. Специфика иностранного языка состоит в том, что, с одной стороны, овладение иноязычной речевой деятельностью представляет собой весьма трудоёмкий умственный процесс, требующий от учащегося мобилизации внимания, памяти, целеустремлённости, воли, а с другой - сам процесс овладения иностранным языком стимулирует дальнейшее познание мира и духовных ценностей народов других стран, их психологии, образа жизни, а также способствует коммуникабельности и мобильности учащегося.
Большими обучающими и развивающими возможностями на уроках иностранного языка обладает ролевая игра в разных формах. Одной из форм игрового общения является сюжетная ролевая игра, например ролевая игра с предметом. Учащиеся с удовольствием воспринимают игру с мячом, который используется при активации и отработке лексики. В таких этапах урока, как организационный момент, фонетическая или речевая зарядка. Слова для зарядки подбираем с учётом специализации учащихся по профессии. Не менее интересной формой игрового общения является имитационная ролевая игра, в ходе которой учащиеся знакомятся с персонажами литературных произведений, биографиями великих деятелей науки, искусства. С учётом специализации группы, используем имитационные деловые игры. В таких играх участвуют будущие столяры, автомеханики, продавцы, официанты, крановщики, повара. Например, продавцу предлагалось не только обслужить клиента, но и проконсультировать покупателя по поводу товара, автомеханикам обслужить клиента, имеющего иномарку, где предоставляется инструкция на английском языке. Такие игры позволяют формировать у учащихся ассоциативное, аналитическое, а главное творческое мышление. Но самое важное, что знание иностранного языка с учётом профессиональной направленности, поможет учащимся быть конкурентоспособными в профессиональной сфере.
1. Carol Livingstone. Role play in language learning. - М. Высшая школа.1988г.
15