Урок по химии на тему Степень окисления ( 8 класс)


Тема: Степень окисления.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
сформировать понятия “степень окисления”, “постоянная, переменная степень окисления” “бинарные соединения”;
познакомиться с правилами определения степеней окисления, с номенклатурой и принципом составления названий бинарных соединений, с алгоритмом составления формул веществ по названиям.
В результате учащиеся должны знать: понятие степень окисления, бинарные соединения, постоянные с.о.
Уметь: определять степень окисления по формуле, составлять формулы по названиям.
Ход урока
Актуализация знаний:
1.Какие виды химической связи вы знаете?
2.Определите химическую связь в следующих соединениях:H2,HCL,NaCL.
II. Изучение нового материала.
Бинарные соединения (“би” – два) – состоят из двух химических элементов.
 Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентные полярные) состоят из ионов.
С.О. положительная “+” и отрицательная “-” ставится над знаками элементов перед цифрами, в том числе и единицей.
Сейчас мы с вами рассмотрим правила расставления степени окисления в соединениях:
ПРАВИЛА:
Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: (H2; Ca)
Степень окисления водорода в соединениях с неметаллами равна +1, а с металлами равна -1: (NaH-1, H+1Cl).
Степень окисления фтора в соединениях всегда равна -1: (HF-1, CaF-12).
Степень окисления кислорода в соединениях равна -2 (NO-2, Al2O-23), а в пероксидах -1 (H2O-12, O+1F2)
Степень окисления металлов в соединениях всегда положительная , у металлов I-A, II-A, III-A соответственно равна +1, +2, +3 .
Суммарная степень окисления всех атомов в молекуле равна 0.
Высшая степень окисления элемента равна (+№ группы).
Низшая степень окисления: для металлов равна 0, для неметаллов равна (№ группы -8).
Элементы в высшей степени окисления могут только принимать электроны
Элементы в низшей степени окисления могут только отдавать электроны
Элементы в промежуточной степени окисления могут и принимать, и отдавать электроны.
Задание:
Определить степени окисления элементов в веществах: Na2O; O2; S; H2O; Al; Cu; HNO3; F2.
Подчеркнуть бинарные соединения.
В соединениях на первом месте пишется элемент (или частица) с положительной степенью окисления, а на втором — с отрицательной с.о.
Алгоритм определения степеней окисления по формуле:
Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. (Р2О-25); постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);
Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);
Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);
Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+52О-25).
Задание:
Расставить степени окисления в соединениях: Na; K2O; Fe; CaCO3; AlCl3; Li3N; BaSO4; Zn; H2CO3; O3; OF2; CuSO4; NaOH; O2; SO3; KH; KOH; BaH2; H2O; NH3.
НАЗВАНИЯ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ:
латинское название элемента с отрицательной степенью окисления (“-”) + суффикс -ид русское название элемента с положительной степенью окисления (“+”) в родительном падеже (римская цифра переменной степени окисления)
Пример: Al+32O-23 – оксид алюминия; Cu+2O-2 – оксид меди (II)
Cl-1 – хлорид; O-2 – оксид; Н-1 – гидрид; S-2 – сульфид; C-4 – карбид; N-3 – нитрид; P-3 — фосфид; Si-4 — силицид.
Алгоритм составления формул по названиям:
Записать знаки элементов (частиц) в порядке: на первом месте – положительно заряженную, на втором – отрицательно заряженную ( Al O );
Расставить степени окисления ( Al+3 O-2);
Найти наименьшее общее кратное (НОК) между значениями степеней окисления, записать его между ними в “окошечко”;
Разделить НОК на значение степеней окисления, полученные результаты записать как индексы (6/3=2; 6/3=3 Al2O3).
Задание:
Составить формулы веществ по названиям:
хлорид кальция
оксид железа (III)
гидрид магния
карбид алюминия
III.Закрепление:
Расставить степени окисления в соединениях: ; H2SO4; N2;CaO
Составить формулы веществ по названиям:
оксид азота (V)
хлорид серы (IV)
сульфид хрома (VI)
IV.Рефлексия:
*Каждому учащемуся предлагается продолжить предложение «Сегодня на уроке я узнал,что…….»
V.Домашнее задание :
§ 17, № 2,5