Повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе саморегуляции


История и этнография удмуртов.
Удмурты - финно-угорский народ, самоназвание - укморт, утморт, удмурт или удморт, множественное число - удмуртъес. Удмурты - потомки автохтонного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской археологической культурой (VIII-III века до нашей эры). Народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является коренным в северном и среднем Предуралье и Прикамье, в междуречье Камы и Вятки. Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия нашей эры находились под властью Волжской Булгарии, а позже - Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России после присоединения Вятской земли в 1489 году. Выделяются северные удмурты - ватка (производное от слова Вятка) и южные - калмез (по названию одноименной реки), на которых оказали влияние восточные народы.Основные занятия удмуртов — пашенное земледелие и животноводство. Распространено было пчеловодство. Подсобный характер имели охота, рыболовство, собирательство и огородничество. На очень высоком уровне у удмуртов стояли домашние ремёсла и промыслы: обработка дерева, льна, шерсти и кожи.
Земледелие
Хозяйство удмуртов до Октябрьской революции можно охарактеризовать как неспециализированное, смешанное, однако преобладало земледелие. В основном это малопродуктивные дерново-подзолистые почвы, супеси, суглинки. Недостаток плодородия земли, несовершенство аграрного инструментария удмурты компенсировали огромным трудолюбием, порой даже сверхэксплуатацией себя. Единственным видом удобрения был навоз. Сеяли вручную. Урожай убирали серпами (сюрло). Молотили цепами (кутэс) на специальных грунтовых или ледяных площадках. Зерно мололи на ручных жерновах, водяных и ветряных мельницах (вуко).Сеяли преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры: рожь, овес (сезьы), ячмень (йыды). В южных районах сеяли пшеницу (чабей), горох (кöжы), гречиху (сьöдчабей), просо (тари), полбу (вазь), коноплю (пыш), лен (етüн). Также занимались огородничеством. Выращивали лук, капусту, огурцы, репу, картофель, редьку, брюкву и др.
Животноводство
Неотъемлемой частью удмуртского хозяйства было животноводство, служившее дополнением к земледелию. Как рабочий скот разводили лошадей (вал), для получения мясомолочной продукции – коров (скал), овец (ыж), свиней (парсь). Довольно много разводили птицы: кур (курег), уток, индюков (немыч), гусей. Животноводство давало, кроме того, сырье для приготовления одежды, разных предметов, а также органического удобрения, без которого земледелие невозможно.
Важное место в хозяйстве удмуртского крестьянства занимали разнообразные неземледельческие занятия (охота, рыболовство, пчеловодство).
Охота
Гербом Вятской губернии был натянутый лук со стрелою, что, по-видимому, означало большую роль охоты на Вятке. Лес занимал особое место не только в материальной, но и в духовной культуре удмуртов. Промышляли они белок, зайцев, выдру, куниц, бобров, лис, норку, волков и медведей. Охотились на рябчиков, тетеревов, куропаток. Охотились с собакой. На птиц ставили силки из конского волоса, из кольев и веток. Довольно рано удмурты познакомились с огнестрельным оружием.
Пчеловодство
К древним занятиям удмуртов относится бортевое пчеловодство. Отдельные семьи имели по нескольку десятков бортей в лесу.Инструментарий пчеловодов был весьма прост, поэтому свои действия они стремились «подстраховать» магическими приемами, о чем говорят обрядовые песни пчеловодов, различными табу. Для этого придумывали различные приспособления. В XVIII веке борти с пчелами стали вырезать и перевозить на усадьбу, а потом начали изготавливать ульи. Так постепенно переходили к пасечному пчеловодству. В Удмуртии зафиксирован особый вид пчелы «melita udmurtica» — пчела удмуртская. В удмуртском языке содержится около тридцати слов, связанных с пчелой. Известны и особые бортничьи песни-заклинания. До недавних пор в каждой усадьбе удмуртского крестьянина можно было увидеть не менее сорока ульев.
Рыболовство
Обилие рыбы в реках стимулировало занятие рыбной ловлей. Рыбалкой занимались и ночью: освещая воду костром на носу лодки (чырак), ловили острогой (шибоды). Рыболовство имело в основном домашний характер, на рынок возили немного. Из-за вырубки лесов многие водоемы к настоящему времени высохли.
Промыслы и ремесла
Среди удмуртов были распространены смолокурение и углежжение. Обитание в лесной полосе, наличие подручного материала обусловили развитие деревообрабатывающих ремесел. Из дерева изготовляли домашнюю утварь, средства для передвижения, сельскохозяйственные орудия, из мочала и конопли вили веревки.
С развитием земледелия возник мукомольный промысел (строили водяные мельницы). Удмуртские женщины занимались прядением и ткачеством. Ткани для нужд семьи полностью изготовлялись в домашних условиях.К 1913 году складывается сравнительно развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность.
Декоративно-прикладное искусство.
К XIX веку сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
Педагогический аспект.
Урок как основная форма обучения и самая традиционная.  В рамках окружающего мира, ИЗО, технологии и светской этики, литературного чтения (изучение удмуртских сказок). Примерные темы: «Народы Прикамья», «Ремесла народов Прикамья», «Этнические костюмы удмуртов» , «Наши корни» и т.д. Также целесообразно использовать такие уроки как: урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников.
Учебное занятие может пройти в форме экскурсии. Ее можно рассматривать как своеобразный урок, но не в классе, а, скажем, в музее, на природе. Школьники получают новые знания по данной теме, так сказать, зрительно, осязательно.
Интересной формой видятся факультативные занятия, и кружковые в рамках внеурочной деятельности. 
Проектная деятельность в рамках научно- исследовательской конференции в образовательных учреждениях.
Педагог в своей работе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство.
Литература
Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008.
Статья «Удмурты» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов: Краткий историографический очерк с библиографией / Под ред. канд. филос. наук, доц. УдГУ Л. Н. Ляховой; Рецензенты: д-р истор. наук, проф. В. Е. Майер, канд. истор. наук М. В. Гришкина. — Ижевск: Удмуртия, 1984. — 144, [8] с. — 2000 экз. (в пер.)
Удмурты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
Министерство образования и науки РФ
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра педагогики и психологии
Реферат по дисциплине: Поликультурное образование
на тему: «Традиционные виды занятий удмуртов»
Выполнила: студентка V курса отделения заочного обучения
Иваницких Ольга Николаевна
Проверил: кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и частных методик Протасова Елена Владимировна
Соликамск, 2017