План-конспект урока по избирательному праву, 6 класс


Трофимова Галина Петровна
учитель истории и обществознания
МОУ «Рамешковская СОШ», пгт Рамешки, Тверская область.
Класс: 6
План-конспект урока по избирательному праву.
Тема урока: «Листаем страницы Азбуки выборов».
Аудитория: обучающиеся 6-х классов МОУ «Рамешковская СОШ».
Цель: формирование активной гражданской позиции у подрастающего поколения через игровые ситуации и решения проблемных задач.
Задачи: - знакомство с законами РФ и Тверской области по избирательному праву, представительной демократии;
-выработка умения работать в группах, коллективе, умения отстаивать собственную точку зрения;
-закрепление умения работать с компьютером и интерактивной доской;
-воспитание у обучающихся правовой ответственности за происходящее как граждан своей страны – патриотов.
Место проведения: компьютерный класс МОУ «Рамешковская СОШ».
Оформление: -наличие в кабинете государственных символов (герб, флаг, текст гимна);
-Конституция РФ.
Форма работы: групповая (три группы).
На уроке присутствует: председатель территориальной избирательной комиссии Рамешковского района Антонова Н.В.
Учитель: Ребята! Сегодня к нам на урок пришла председатель территориальной избирательной комиссии Рамешковского района Антонова Нина Викторовна – человек, который руководит проведением всех выборов в нашем районе и поэтому знает о выборах всё. Вместе с ней мы перелистаем страницы Азбуки выборов, и, надеюсь, покажем хорошие знания в области избирательного права.
Ход урока:
Задание 1: На интерактивной доске высвечено: буква «А».
Н.В.Антонова: «Азбука выборов» -
это книга
открыть и прочитать ее поспеши-ка.
Это совместный труд,
полный идей:
«Выборы – глазами детей».
Учитель: 2015 год богат на политические события, связанные с понятием «выборы». Какие из этих событий вы можете назвать?
Ответы ребят: - 13 марта 2015 года были выборы Главы Рамешковского района;
-13 марта 2015 года — выборы депутатов Законодательного Собрания области;
-в декабре 2015 года будут выборы депутатов Государственной Думы.
Учитель: А вы со своими родителями ходили на избирательный участок 13 марта?
Ответы ребят: Ходили и даже опускали избирательный бюллетень в ящик.
Учитель: Значит, вы уже имеете представление о том, что такое выборы.
Сегодня, работая в группах, мы с вами посмотрим, кто из вас больше знает о выборах. И так, делимся на 3 группы.
1 задание: Чья группа больше знает слов, имеющих отношение к теме выборов?
Каждая группа пишет на листочках слова, имеющие отношение к теме «Выборы». За каждое слово — 1 балл и 2 балла за слово, которого нет в других группах.
(Приложение 1)
Подведение итогов 1 задания.
Задание 2. На интерактивной доске высвечивается буква «В».
Антонова Н.В.: «Сегодня выбираем власть,
чтоб жилось
всем детям всласть!»
Учитель: Ребята, а как вы понимаете, что такое «власть»?
Ответы учащихся.
Учитель: Перед вами на доске кроссворд на тему «Власть».
(Приложение №2)
На индивидуальных компьютерах тот же кроссворд. От каждой команды на компьютерах работает по 3 человека, чтобы быстрее ответить. Время на разгадывание — до 5 минут. Та команда, которая быстрее и правильно ответит, получает 10 баллов.
Задание 3.
Ребята работают на компьютерах, разгадывая кроссворд, а в это время остальные члены команды работают с интерактивной доской.
Учитель: Мы продолжаем. И следующее задание - «Избирательная лингвистика». Каждая команда получает по 2 задания (3 балла за каждое). Смысл заключается в том, чтобы путем перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, образовать понятия, связанные с основами избирательного законодательства.
(Приложение №3.)
Подведение итогов 2-го и 3-го задания.
Задание 4. На интерактивной доске буква «Г» и Герб РФ.
Антонова Н.В.: «За достойных людей
свой голос отдать,
иду с папой и мамой
голосовать!»
Учитель: Одним из символов нашего государства является Герб. Знаете ли вы историю Герба РФ?
Ответы учащихся.
Учитель: Рассмотрите внимательно Герб РФ. Из каких элементов он состоит? А теперь мы убираем с доски изображение Герба. Каждой группе мы даем карточку с изображением Герба.
(Приложение 4)
На каждой карточке не хватает какого-то элемента Герба. Ваша задача – понять, какой элемент в Гербе отсутствует, нарисовать его и подписать название. (За правильный ответ 3 балла).
Подведение итогов 4-го задания.
Задание 5. На интерактивной доске – буква «К».
Антонова Н.В.: «Кандидаты в депутаты,
Будьте мудрей!
Истина глаголет
Устами людей».
Учитель: Изучая историю, мы с вами узнали, что понятие «выборы» имеет тысячелетнюю историю. На народном собрании в древнем Риме выбирали консулов, Новгородское вече выбирало городской совет. История много знает фактов, когда в политику попадают случайные люди. Потому, чтобы так не случилось, очень многое зависит от личности кандидата. Как вы думаете, какими качествами должен обладать кандидат?
Ответы учащихся.
Учитель: В русских народных сказках очень много примеров, показывающих отрицательные черты характера, которые не должен иметь человек, идущий во власть. Давайте посмотрим, знаете ли вы эти сказки?
На интерактивной доске – вопросы для команд. 1 балл за правильный ответ. Представители групп отвечают по очереди. После каждого ответа иллюстрация к сказке).
(Приложение №5)
Подведение итогов 5-го заседания.
Задание 6: На интерактивной доске - буква «П».
Антонова Н.В. «Президент следит
За порядком в стране,
Решает разные вопросы,
Чтобы лучше жила страна
И у каждого была работа».
Учитель: Во время предвыборной агитации возникают различные ситуации. Давайте посмотрим, вы сможете разобраться в таких ситуациях? (За правильный ответ – 3 балла).
(Приложение №6)
Подведение итогов 6-го заседания.
Задание 7: На интерактивной доске - буква «Т».
Антонова Н.В.: «Тверь – лучший город на земле.
Дорог он тебе и мне.
Фонтаны, парки, Волга рядом,
Просторы, не окинуть взглядом!
Мы Тверью нашею горды!
Мы любим Тверь, и я, и ты!»
Учитель: Мы сегодня уже говорили о том, что 13 марта 2011 года проходили выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области. Кто из вас знает, сколько депутатов избрано в состав Законодательного собрания области?
-Что такое мажоритарная избирательная система выборов?
-Что такое пропорциональная избирательная система выборов?
-Представители каких партий вошли в состав Законодательного Собрания области?
-Какая партия набрала большинство голосов в ходе выборов?
-Кто из лидеров партий побывал у нас в Твери?
(1 балл за правильный ответ).
Подведение итогов 7-го задания.
Задание 8. На интерактивной доске – буква «Р».
Антонова Н.В.: «Родина – это город,
В котором я живу,
Это детский садик,
В который я хожу.
На глобус иль на карту
Посмотришь и найдешь
Страну нашу большую,
В которой ты живешь!»
Учитель: Каждой команде было дано домашнее задание, которое называется «Буримэ». Вам было дано 10 слов на тему «Родина». Можно было использовать только любые 5, чтобы составить стихотворное выражение.
(За выполненное задание – 10 баллов).
(Приложение №8)
Учитель: Итак, ребята, мы с вами взяли только несколько букв из Азбуки выборов. Но, подводя итоги, можно сделать вывод, что, несмотря на ваш возраст – 11 лет, вы уже много знаете о выборах. Молодцы!
Подведение общих итогов.
Антонова Н.В.: Ребята! Вы просто молодцы! Я приятно удивлена тем, сколько много вы знаете о выборах, интересуетесь выборами, политикой. Я уверена в том, что когда вам исполнится по 18 лет, вы станете активными и сознательными избирателями – настоящими патриотами своей Родины.
На память я хочу вам подарить небольшие подарки, которые вам будут всегда напоминать о выборах.
Учитель: Всем спасибо за работу.
Используемая литература:
1.Конституция РФ.
2.Избирательный Кодекс Тверской области.
3.Азбука выборов. Выборы глазами детей.
Методическое пособие избирательной комиссии Тверской области, Тверь, 2010г.
Приложение №1
Задание: «Слова на тему «Выборы».
1 группа 2 группа 3 группа
Президент Избирательный участок Депутат
Депутат Избиратель Конституция
Федеральное собрание Избирательная комиссия Государственная Дума
Государственная Дума Депутат Законодательное Собрание
Референдум Государственная Дума Президент
Кандидат в депутаты Избирательная урна Избиратель
Наблюдатель Голосование Кандидат в депутаты
Избиратель Открепительное удостоверение Федеральное Собрание
Бюллетень Агитация Голосование
Встреча с избирателями Доверенные лица кандидата Списки избирателей
Предвыборная агитация Листовка
Приложение №2
Кроссворд «Власть»
Ответы по вертикали: 1. Власть. 2.Референдум. 3.Выборы. 4.Урна. 5.Конституция.
Ответы по горизонтали: 1.Агитация. 2.Президент. 3.Правительство. 4.Депутат. 5.Бюллетень.
Вопросы по вертикали:
1.Влияние на основе закона или традиции, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
2.Принятие законов или решения наиболее важных государственных вопросов путем всеобщего голосования.
3.Форма прямого волеизъявления граждан, в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4.Ящик для голосования.
5.Основной закон государства.
Вопросы по горизонтали:
1.Форма работы кандидата с избирателями во время предвыборной кампании.
2.Глава государства при республиканской форме правления.
3.Орган исполнительной ветви власти.
4.Представитель народа в законодательных органах власти.
5.Документ, с помощью которого избиратель выражает свое волеизъявление.
Приложение №3
Избирательная лингвистика.
1. Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной компании.
Ответ: Выборы
2. Час + у + кот = образуется для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей.
Ответ: Участок.
3. Тюлень + бел = лист с именами кандидатов для голосования.
Ответ: Бюллетень.
4. Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.
Ответ: Кандидат.
5. Путает + д = лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования.
Ответ: Депутат.
6. Льют + бал + дюна гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.
Ответ: Наблюдатель.
Приложение №5
Задание «Герои сказок».
1.В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении ещё более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?
(А С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
2. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря общественности всё заканчивается благополучно?
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
3.В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?
(«Волк и семеро козлят)
4. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего?
(Г. X. Андерсен «Дюймовочка»)
5. Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо, роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок»)
6. В какой сказке один долго-долго-долго житель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна—лягушка»)
7. В какой сказке женщина крайне неопределённых лет замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам современного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает по рекам. (Гуси - лебеди)
8. Героиня, какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую клейма, шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия её не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»)
9. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за безмерной тяги к богатству? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Приложение №6
Задание «Разбираемся в ситуации».
1.В городе выборы назначены на 16 декабря. За 20 дней до дня выборов списки избирателей были предоставлены для ознакомления избирателям. Николай Трофимов, ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. "Почему меня нет в списках?" - обсуждал он этот вопрос со своим другом Сергеем. "Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - заявил Сергей. - Ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет".
Прав ли Сергей? Почему?
(Нет, не прав, потому что в списки избирателей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет)
2. Во время предвыборной компании в дверь пенсионера Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации?
(Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким - либо иным образом подкупать избирателей)
3.Перед выборами местная газета "Маяк» опубликовала объявление о том, что один из кандидатов создал благотворительную организацию "Счастливое детство, спокойная старость", которая будет оказывать помощь детям и пожилым жителям города.
Какие нарушения допущены в данном случае?
(Кандидаты не имеют права заниматься благотворительностью)
Приложение №7
Задание: «Буримэ».Слова: Родина, гражданин, права, закон, президент, народ, депутат, власть, выборы, референдум.
2 группа.
Гражданин, идя на выборы,
Выбирает депутата,
Чтобы Родина наша стала богата.
1 группа.
Народ ходил на референдум,
Принимать Закон страны.
Ведь на Родине на нашей
Все граждане равны:
Президент и депутат,
Школьник, повар и солдат.
3 группа.
Выбираем власть,
Чтобы жилось на Родине нам всласть.