Рабочая программа Эстрадное пение


Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Методическое и материальное оснащение
Список литературы
Пояснительная записка
Модульная программа по дисциплине «Эстрадное пение» составлена на основе программы, разработанной и утвержденной Министерством культуры Российской Федерации для музыкальных школ и студий и программы «Сольное пение. Вокальный ансамбль» авторов: Н.С. Воиновой, В. С. Смоляницкой, В. Д. Бородачёвой (1998г.г.). Программа художественно-эстетической направленности, адаптирована для студии эстрадного пения технологического колледжа с учётом развития эстрадного направления в вокале. Программа призвана развить музыкальный вкус, художественную одарённость, расширить познания в области музыки, сформировать взгляд, критерии оценки разных видов деятельности, приобщить к достижениям национальной и мировой культуры.
Новизна и актуальность программы
Связаны с ростом числа молодёжных эстрадных вокальных коллективов, и сольных исполнителей расширением их концертно-исполнительской деятельности.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала (в том числе эстрадного) обучающиеся в студии эстрадного пения колледжа осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных эстрадных песен, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование у молодёжи практических умений и навыков в области эстрадного вокала.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья молодого поколения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для молодых людей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для молодых людей эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Программа призвана развить у молодых людей музыкальный вкус, художественную одарённость, расширить познания в области музыки, сформировать взгляд, критерии оценки разных видов деятельности, приобщить к достижениям национальной и мировой культуры.
Цель и задачи программы
Цель:
Формирование и развитие художественно-эстетического вкуса на основе
владения практическими навыками голосоведения.
Творческое воплощение полученных певческих навыков в творческих проектах
студии.
Духовное развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности в целом и его вокальных способностей в частности: оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни.
Задачи
Формирование навыка выразительного исполнения эстрадной и вокальной музыки.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата, знакомство детей с образцами мировой эстрадной музыки).
Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)
Обучение студентов приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля.
Организация творческой деятельности, самообразования.
Развитие пластической выразительности.
Развитие чувства ритма и координации движений.
Источниками вдохновения учащихся может быть прослушивание аудио записей классического пения, современных песен.
В ходе обучения необходимо использовать: прослушивание музыкальных материалов, посещение концертов различных жанров музыки, использование
театральных этюдов для создания полного эстетического образа.
В результате работы вокального ансамбля, студенты приобретают более
высокие художественно-эстетические и вокально-практические навыки.
Отличительные особенности от других программ
Максимальный ожидаемый результат от занятий в студии достигается посредством методики записи исполняемых песен на компьютер с последующей коррекцией. А именно записанный вокальный трек исполнителя редактируется на компьютере с помощью программы Celemony Melodyne 3.2, по которому сам исполнитель под руководством преподавателя в более доступной и понятной ему форме более тщательно и быстро исправляет допущенные при записи ошибки исполнения.
Сроки реализации программы
Образовательная программа "Эстрадное пение" реализовывается в студии колледжа №24 г. Москвы и рассчитана на студентов 16-20 летнего возраста, имеющих вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству.
Программа имеет двухуровневую структуру.
1. Первое полугодие (16-20 лет):
Формирование у студентов вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, чёткая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.), оздоровительно-коррекционные упражнения, развитие чувства ритма и координации движений, обучение студентов приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля.
2. Второе полугодие (16-20 лет):
Поиск вокального стиля и манеры исполнения индивидуально для каждого обучающегося.
Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения эстрадной вокальной музыки.
Обучение студентов приемам сценического движения, актерского мастерства.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях).
Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата, знакомство с образцами мировой вокальной музыки).
Приобретение и расширение знаний по эстрадному пению (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата).
Организация творческой деятельности, самообразования.
Развитие пластической выразительности.
Срок реализации 1 учебный год.
Форма и режим занятий
Групповые занятия проводятся 3 дня в неделю по 2 часа.
Индивидуальные занятия 1 день в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты обучения
В результате обучения по данной программе молодой человек должен уметь исполнять песни как сольно, так и составе ансамбля, в месте с этим он должен приобрести опыт работы в студии.
Обладать хорошими вокально-техническими данными;
Знать основы физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы гигиены голоса;
Чисто интонировать, воспроизводят джазовый ритм;
Иметь навык несложной импровизации, самостоятельно придумывать подголосок к основной мелодии; вокализ, несложную импровизацию на основе имеющегося материала;
Уметь раскрепощено двигаться и проявляют культуру работы на сцене сольно или в группах, согласовывая свои действия с партнерами.
Итогом обучения по программе является:
Активное участие воспитанников в концертной деятельности соответственно проведению культурно-массовых мероприятий в колледже.
Участие в фестивалях и конкурсах на уровне города.
Выпускники программы могут продолжить свое развитие как самостоятельные исполнители или в профессиональном учебном музыкальном заведении.
Учебно - тематический план
дополнительного образовательного курса
Эстрадное пение
на 2013-2014 учебный год

п/пПеречень разделов, тем Кол-во часов
теория практика итого
1 Техника безопасности при работе в студии и на сцене. Современное звуковоспроизводящее и световое оборудование и их использование для озвучивания концертных залов. 4 - 4
2 Режим певца. Гигиена голосового аппарата. Профилактика заболеваний звуковоспроизводящего аппарата. 2 - 2
3 Теоретический курс постановки голоса, дикции, дыхания и развития музыкального слуха у обучающихся. 10 10 20
4 Практические занятия по эстрадному пению в соответствии с планом культурно-массовых мероприятий в колледже. - 120 120
4.1 Практические групповые занятия по эстрадному пению в составе ансамбля - 40 40
4.2 Практические индивидуальные занятия по эстрадному пению. Поиск вокального стиля и манеры исполнения индивидуально для каждого обучающегося - 80 80
5 Основы музыкальной грамотности и сольфеджио. 5 - 5
6 Основы записи минусовых. Фонограмм и вокального трека на компьютере. 5 - 5
7 Аудиозапись вокала обучающихся в студии с последующим корректирующим анализом исполняемых песен. - 6 6
8 Участие обучающихся в концертах культурно-массовых мероприятий в колледже. - 14 14
9 Участие в конкурсах и концертах вне колледжа, в том числе районных и городских. - 4 4
10 Посещение эстрадных концертов известных исполнителей и групп. - ИТОГО: 26 154 180
Содержание программы
Тема 1. Техника безопасности при работе в студии и на сцене. Современное
звуковоспроизводящее и световое оборудование и их использование для озвучивания концертных залов.
Правила безопасного подключения микрофона ревербератора усилителя динамиков и светового оборудования к сети. Приобретение навыков работы с микрофоном, ревербератором и звуковой аппаратурой в студии и на сцене. Технические и музыкальные характеристики разных моделей микрофонов ревербераторов усилителей колонок и светового оборудования.
Обучающиеся должны знать: Технику безопасности при работе со звуковым и световым оборудованием в студии и на сцене.
Обучающиеся должны уметь: Приобрести навыки безопасной работы в студии и на сцене.…………………………………………….
Тема 2. Режим певца. Гигиена голосового аппарата. Профилактика заболеваний звуковоспроизводящего аппарата.
Анатомо-физиологические основы пения. Сведения о голосовом аппарате.
Культура профессионального использования голосового аппарата. Заболевания
Звуковоспроизводящих органов и органов дыхания. Влияние алкоголя и курения на состояние звуковоспроизводящих органов.
Обучающиеся должны знать: Основы гигиены голосового аппарата
Обучающиеся должны уметь: Бережно относиться к состоянию голосового аппарата.
Тема 3. Теоретический курс постановки голоса, дикции, дыхания и развития музыкального слуха у обучающихся.
Механизм певческого дыхания. Певческое дыхание, основы нижне-рёберного диафрагмального дыхания. Атака звука. Плавная атака звука.
Артикуляционные органы вокалиста и их значение в звукообразовании. Дикция. Значение осанки правильного положения корпуса и головы. Кантилена - основная манера пения. Звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса. Вокальная ''маска'' и головной резонатор. Грудной резонатор - нижняя опора звука. Вокальный зевок и положение гортани. Обучение пению "стоккато". Развитие диапазона и силы голоса. Работа над частотой интонирования.
Обучающиеся должны знать: Теоретические основы постановки голоса.
Обучающиеся должны уметь: Правильно применить теоретические основы постановки голоса для себя.
Тема 4. Практические, индивидуальные и групповые занятия по эстрадному пению в соответствии с планом культурно-массовых мероприятий в колледже. Практические занятия проводятся в соответствии со знаниями полученными при изучении теоретического курса постановки голоса, дыхания, дикции и развития музыкальной грамотности и слуха.
Вокальные упражнения и их роль в разогревании голосового аппарата. Опора звука. Атака звука. Гласные в певческом голосе и образование согласных. Грудной регистр и фальцет. Механизм регистров. Исследование силы звука на разных регистрах. Поиск вокального стиля и манеры исполнения индивидуально для каждого обучающегося.
Обучающиеся должны знать: Как правильно применить теоретические основы постановки голоса для себя.
Обучающиеся должны уметь: Исполнять песни как сольно, так и в составе ансамбля, вместе с этим он должен приобрести опыт работы в студии.
Обладать хорошими вокально-техническими данными.
Под руководством преподавателя найти для себя нужную манеру исполнения.
Тема 5. Основы музыкальной грамотности и сольфеджио.
Основы аранжировки бэк-вокала. Тональность. Диапазон. Регистры. Основы нотной грамоты. Знаки альтерации. Буквенное обозначение аккордов и нот.
Обучающиеся должны знать: Основы музыкальной грамотности и сольфеджио.
Обучающиеся должны уметь: Более грамотно петь мелодию.

Тема 6. Основы записи минусовых. фонограмм и вокального трека на компьютере.
Основы озвучивания миди-файлов на компьютере. Основы сведения готовых аудио-трэков. Обработка звука. Мастеринг. Основы записи вокального трека и обработка записанного аудио-файла на компьютере.
Обучающиеся должны знать: Теоретические основы записи музыки на компьютере.
Обучающиеся должны уметь: Самостоятельно в домашних условиях записать свой вокальный трек.
Тема 7. Аудиозапись вокала обучающихся в студии с последующим корректирующим анализом исполняемых песен.
Записанный вокальный трек исполнителя редактируется на компьютере с помощью программы Celemony Melodyne 3.2, по которому сам исполнитель под руководством преподавателя в более доступной и понятной ему форме более тщательно и быстро исправляет допущенные при записи ошибки исполнения.
Обучающиеся должны знать: Ошибки допущенные исполнителем при записи вокального трека.
Обучающиеся должны уметь: Грамотно исправлять ошибки самостоятельно или под руководством преподавателя.
Тема 8. Участие обучающихся в концертах культурно-массовых мероприятий в колледже.
Участники студии эстрадного пения регулярно в течение курса обучения принимают участие в концертах соответственно плану культурно-массовых мероприятий в колледже. В результате этого каждый обучающийся в студии эстрадного пения приобретает опыт работы на сцене. При этом он на практике познаёт законы сцены основы актёрского мастерства, учится правильно двигаться на сцене.
Обучающиеся должны знать: Как вести себя на сцене.
Обучающиеся должны уметь: Психологически настраиваться правильно и красиво вести себя при исполнении песни на сцене.
Тема 9. Участие в конкурсах и концертах вне колледжа, в том числе районных и городских.
Лучшие участники студии эстрадного пения регулярно в процессе курса обучения выступают в конкурсах и концертах вне колледжа в том числе районных и городских.
Обучающиеся должны знать: Как вести себя на сцене.
Обучающиеся должны уметь: Психологически настраиваться правильно и красиво вести себя при исполнении песни на сцене.
Тема 10. Посещение эстрадных концертов отечественных и зарубежных сольных исполнителей и групп.
Лучшим примером для обучающихся в студии эстрадного пения является творчество профессиональных отечественных и зарубежных сольных исполнителей и групп. При посещении эстрадных концертов обучающийся в студии стремится быть похожим на профессионалов что является дополнительным стимулом в реализации его творческого потенциала.
Обучающиеся должны знать: Творчество профессиональных исполнителей.
Обучающиеся должны уметь: Стремиться к повышению своего творческого потенциала.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
В процессе обучения студентов эстрадному пению применяется современный аккомпанимент в виде минусовых фонограмм записанных на компьютере и синтезаторе.
Музыкальное оборудование применяемое при написании минусовых фонограмм:
Ноутбук Acer Extensa 5210
Аудиопроцессор M-audio Fire Wire 410
Звуковой модуль Korg Triton-RackПрогаммное компьютерное обеспечение:
Audio-midi редактор Cakwalk Sonar 8 Producer Edition
Audio редактор Sony Soundforge 9
Программный семплер Kontakt 3
Гитарная программа Realguitar 2,5
Сначала прописываются миди-файлы (проигрываемая партия каждого инструмента входящего в фонограмму) с использованием миди-клавиатуры, потом проводится их озвучивание с помощью синтезаторно-семплерного звукового модуля Korg Triton-Rack и программного семплера Kontakt 3.
Сведение готовых аудио-трэков производится в программе Cakwalk Sonar 8.
В процессе обучения эстрадному вокалу широко используется запись исполняемой вокалистом композиции на компьютер в программе Cakwalk Sonar 8 с использованием аудиопроцессора M-audio Fire Wire 410, после чего производится прослушивание, редактирование и исправление ошибок пения (интонаций и неправильно звучащих нот или фраз).
В процессе написания миди-файлов иногда используются файлы караоке представленные в интернете с последующей редакцией и коррекцией. Также интернет используется для обмена музыкальными файлами между преподавателем и обучающимся.
Используемая литература.
О.П. Радынова «Музыкальные шедевры».
Н.В.Ветлучина «Музыкально-эстетическое воспитание».
А.И.Попов «Физвокализ. Голосоведение с помощью звуковых вибраций.
Фадин В . Музыка для уч-ся . М., 2000
Жук Л . Музыкальная шкатулка . Красико-принт. 2001
Лихеев Л Музыкальный словарь в рассказах .М .,1986
Вахрамеева Т . Справочник по музыкальной грамоте . М., Музыка. 1997
Юдина И . Первые уроки музыки и творчества . М., Аквариум .1999
Прохоров Музыкальная литература зарубежных стран . М .,
Критская Е . Музыка. М., Просвещение .2003