Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса ФГОС (Сухова Т.С. Строганов В.И. )


Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс).
Спецификация работы.
1.Назначение работы.
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения за учебный год.
Предлагаемая работа предполагает включение заданий метапредметного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
2.Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии за год по программе основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Материал промежуточной проверочной работы направлен на проверку усвоения пятиклассниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса « Биология –Живая природа». Связь работы с ОГЭ и ЕГЭ проявляется в построении структуры КИМ.
3. Структура работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 18 заданий и состоит из двух частей. Часть I( А) содержит 15 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности. Часть II(В)- содержит три задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задание на определение соответствия; 3- задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий.
План работы:
А1- наука о живой природе;
А2-великие естествоиспытатели;
А3- строение клетки;
А4-свойства живого;
А5- клеточное строение ;
А6- органоиды клетки;
А7- функции органоидов;
А8- методы изучения природы;
А9-увеличительные природы;
А10- великие естествоиспытатели;
А11- размножение;
А12-питание растений;
А13- минеральные соли;
А14- условия жизни;
А15- единство живой и неживой природы;
В1-умение проводить множественный выбор;
В2-умение устанавливать соответствие;
В-3 умение вставлять в биологическую таблицу пропущенные термины и понятия , функции
3. Распределение заданий по основным группам предметных действий.
-Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; объяснение роли различных факторов в жизни организмов; сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и основ сохранения здорового образа жизни.
-Задания уровня В ( первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе задание на соответствие, третье- знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию; сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.
4. Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня(задания части А и В1) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В2- В3)от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов -20
5.Продолжительность работы 40 минут.
6.Кодификатор итоговой контрольной работы
ЧАСТЬ А
вариант
А1 3
А2 3
А3 2
А4 4
А5 4
А6 3
А7 1
А8 2
А9 3
А10 1
А11 2
А12 2
А13 2
А14 4
А15 2,3
ЧАСТЬ В
Ответы части В
В1 346
В2 121211
Задание В3
1 вариант
Живой организм Чем питаетя
1.растительноядное животное Растительной пищей
2.хищник Животной пищей
3.паразит Питательными веществами своего хозяина
4.человек Всеядный, может питаться растительной и животной пищей
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Часть А
Выберите один верный ответ из четырех предложенных
А1. Биология – это наука:
1)о звездах
2)о веществах
3)о живой природе
4) о Земле, её форме и строении
А2Первым учёным , который наблюдал клетки растений в микроскоп, был
1)Н.Каперник
2) А. Левенгук
3)Р. Гук
4)К. Птолемей
А3. Постоянные структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют:
1)деталями
2)органоидами
3)органами
4)отделами
А4. Раздражимость характерна:
1)для всех природных тел
2)только для животных
3)только для растений
4)только для живых существ
А5. Клеточное строение имеют:
1)все природные тела
2)только животные
3)только растения
4)все живые существа
А6. Органоиды, отвечающие за дыхание клетки:
1)рибосомы
2)лизосомы
3)митохондрии
4)хромосомы
А7. Цитоплазма клетки:
1)осуществляет связь между частями клетки
2)способствует соединению клеток между собой
3)выполняет защитную функцию
4)обеспечивает поступление веществ в клетку
А8. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название:
разглядывание
измерение
наблюдение
эксперимент
А9. Тубус главная часть:
1)лупы
2)секундомера
3)микроскопа
4)бинокля
А10. К.Линней создал
1)классификацию организмов 4)учение о биосфере
2)учение о строении Вселенной
3)учение об изменяемости живых организмов
А11. При половом размножении в образовании нового организма участвуют особые клетки:
1)планеты
2)гаметы
3)соматические
4)вегетативные
А12. Процесс образования зелёными растениями, за счёт энергии солнечного света, органических веществ из неорганических:
1)питание
2)фотосинтез
3)дыхание
4)обмен веществ
А13. Какие вредные вещества будут накапливаться в растении, если в почву вносить много азотных удобрений:
1)фосфаты
2)нитраты
3)сахара
4)сульфаты
А14. Условия, необходимые для жизни:
1)вода, кислород
2)питательные вещества
3)энергия
4)все перечисленные факторы
А15. Группа организмов, длительное время совместно обитающих в определённом пространстве и взаимосвязанных между собой, называется:
ценозом 4)экосистема
природным сообществом
биоценозом
Часть В
В1. Выберите три верных ответа из шести предложенных
К паразитам живых организмов относятся:
1)венерина мухоловка; 2)лягушка; 3)трутовик настоящий; 4)бычий цепень; 5)росянка; 6)печёночный сосальщик.
Ответ______________
В2. Установите соответствие между природой планеты Земли и её телами. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
тела природы природа планеты Земля
А)инфузория
Б)вода
В)кактус
Г)углекислый газ
Д)раффлезия
Е)холерный вибрион 1)живая природа
2)неживая природа
Ответ:
А Б В Г Д Е
В3.Заполните таблицу «Особенности питание живых организмов».
Живой организм Чем питаетя
1.растительноядное животное 2.хищник 3.паразит 4.человек