Внеклассное мероприятие по литературе Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем


Внеклассное мероприятие
по литературе на тему:
«Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем» (Е.Евтушенко).

Разработала и провела: Баландина Алла Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 45»

Обоснование темы и формы проведения урока:
Знакомство с русской поэзией начала XX века занимает основное место в изучении курса литературы в 11 классе. Серебряный век отмечен совокупностью неповторимых поэтических талантов. Это и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и Николай Гумилёв, и Осип Мандельштам
Индивидуальный путь каждого из поэтов был сложен, судьба некоторых оказалась трагичной. Почему личности поэтов вызывали такое внимание со стороны властей? Чем было опасно их поэтическое слово? Какова моральная и правовая оценка советского режима 30-х годов XX века?
Данное мероприятие решила провести в форме музыкально-литературной композиции. В процессе подготовки определила тему («Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем» (Е.Евтушенко), разработала план и последовательность проведения мероприятия. Наиболее активные учащиеся предложили свою помощь в подготовке презентации.
В качестве зрителей были приглашены учащиеся 7 класса. Так как в программе по литературе ученики данной возрастной категории изучают произведения Андрея Платонова, творческий путь которого проходил в условиях тоталитарного режима, то данное мероприятие способствует знакомству с определённой исторической эпохой. Затрагивается одна из важнейших проблем – свобода личности. Пусть не всё увиденное семиклассниками будет понято, но, я считаю, психологический настрой, яркая воспитательная направленность позволяют прочувствовать и закрепить в сознании учащихся мысль о неприятии насилия над личностью.
Поэт должен иметь свободу творчества, оставаясь при этом внутренне свободным человеком. Осип Мандельштам остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства.
Допускаю возможность в таком аспекте изучение творчества Осипа Мандельштама.

Цели и задачи мероприятия:
обобщение сведений о жизни и творчестве Осипа Мандельштама, определение жизненной позиции поэта по отношению к окружающей его действительности;
способствовать воспитанию у учащихся понимания безусловной ценности жизни;
закрепить мысль о недопустимости насилия одного человека над другим;
вызывать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, сохранять память о них.
.
Предмет: литература.

Тип занятия:
внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических и литературно-художественных процессов и явлений.

Форма организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная;
фронтальная.

Оборудование урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
аудиомагнитофон, записи песен в исполнении Александра Малинина, Александра Матюхина;
материал к уроку в форме компьютерной презентации;
портрет Осипа Мандельштама;
выставка сборников стихотворений Осипа Мандельштама (если есть в наличии).

Методы и технологии обучения:
практический;
использование ИКТ;
оценки исторических процессов, явлений, событий.


Приёмы деятельности учителя:
использование аудиофрагментов;
консультирование подготовки сообщений;
образное повествование.







(Звучит песня «Дай Бог» в исполнении А.Малинина).
Вступительное слово учителя. [2 слайд]
30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Вряд ли найдётся хоть один город или населённый пункт в России, которого не коснулись бы репрессии. Люди исчезали из жизни в мирное время на долгие годы. Нравственные и физические страдания испытывали не только заключённые, но и те, кто ждал и надеялся на встречу.
Статистика свидетельствует, что между 1931 и 1940 годами в системе ГУЛАГ умерло, без учёта погибших при побегах, 376 154 заключённых. Одним из них был Осип Эмильевич Мандельштам.

1-й ученик. [3 слайд]
Кажется сегодня мне,
Что у нас с тобою было
Две страны в одной стране.
Первая страна вставала
На виду у всей земли.
Радостно рапортовала!..
А вторую вдаль везли.
Так перерубались корни,
Поезд мчался по полям.
И у всех, кто есть в вагоне,
«116 пополам».
Роберт Рождественский.

2-й ученик. [4 слайд]
3 января 1891 год, город Варшава. В семье Эмилия Вениаминовича и Флоры Осиповны Мандельштамов родился сын Осип. Позднее, в 1937 году, Мандельштам напишет о времени своего рождения: [5 слайд]
Я рождён в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году
О своей семье Мандельштам писал в книге «Шум времени»: «У отца совсем не было языка, это было косноязычие и безъязычие Совершенно отвлечённый, придуманный язык, витиеватая и закрученная речь самоучки» Речь матери, учительницы музыки, была совсем иной: «Ясная и звонкая, литературная великая русская речь» От матери Мандельштам унаследовал обострённое чувство русского языка, точность речи.

3-й ученик. [6 слайд]
Родным городом для Мандельштама стал Петербург. Здесь он вырос, учился в Тенишевском коммерческом училище, затем на романо-германском отделении филологического университета. [7 слайд] В Петербурге Мандельштам начал писать стихи [8 слайд], выпустил свою первую книгу «Камень».[9 слайд] Покидая столицу на Неве, Мандельштам будет возвращаться сюда, но всякий раз ненадолго. [10 слайд]
(Звучит песня «Ленинград» на стихи О.Мандельштама в исполнении Александра Матюхина).
Учитель. [11 слайд]
Становление поэтической личности Мандельштама было определено его встречей с Н. Гумилёвым и А.Ахматовой, дружбу с которыми считал одной из главных удач своей жизни. Через много лет после расстрела Н.Гумилёва Мандельштам писал Анне Андреевне, что её муж был единственным, кто понимал его стихи и с кем он разговаривает, ведёт диалоги и поныне. Об отношении Мандельштама к Ахматовой ярче всего свидетельствуют его слова: «Я – современник Ахматовой». Чтобы такое публично заявить в годы сталинского режима, когда поэтесса была в опале, нужно было быть Мандельштамом.

Ученица. Анна Ахматова – Осипу Мандельштаму

Я над ним склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть.
Окровавленной юности нашей
Эта чёрная нежная весть.

Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасной зови и кричи.

О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там –
Там, где кружатся Эвридики,
Бык Европу везёт по волнам;

Там, где наши проносятся тени,
Над Невой, над Невой, над Невой;
Там, где плещет Нева о ступени, –
Это пропуск в бессмертие твой.

Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гу-гу
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.

4-й ученик.
Отношение к революции у Мандельштама было сложным. «Уходящий державный мир вызывает у поэта сложное переплетение чувств, – писал Сергей Аверинцев. – Это и ужас, почти физический. Это и торжественность И третье, самое неожиданное, – жалость» Наверное, к этому можно ещё добавить растерянность. Любые попытки найти своё место в новой России заканчивались неудачей. [12 слайд] Мандельштам так и не смог найти своего места, не смог приспособиться к тоталитарному порядку.
Вскоре выяснилось, что ради будущего торжества идей добра, справедливости уничтожалось многое из того, что было так дорого поэту. И самое главное – уничтожалось достоинство человеческой личности.



1-й чтец Век
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
    Кровь – строительница хлещет
Горлом из земных вещей
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
Тварь, покуда жизнь хватает,
Донести хребет должна,
И невидимым играет
Позвоночником струна.         Словно нежный хрящ ребёнка
Век младенческой земли –
Снова в жертву, как ягнёнка,
Темя жизни принесли.     Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.     Это век волну колышет
Человеческой тоской,
И в траве гадюка дышит
Мерой века золотой.          И еще набухнут почки,      Брызнет зелени побег,      Но разбит твой позвоночник,      Мой прекрасный жалкий век!      И с бессмысленной улыбкой      Вспять глядишь, жесток и слаб,      Словно зверь, когда-то гибкий,      На следы своих же лап.      Кровь – строительница хлещет      Горлом из земных вещей,      И горячей рыбой мещет      В берег теплый хрящ морей.      И с высокой сетки птичьей,      От лазурных влажных глыб      Льётся, льётся безразличье      На смертельный твой ушиб. (1922 г)
     5-й ученик. [13 слайд]
Мандельштам был человеком открытым, не умевшим притворяться, ловчить и лгать. Он никогда не хотел торговать своим даром, предпочитал сытости и комфорту свободу. Благополучие не было для него условием творчества. «Я должен жить, дыша и большевея...», – уговаривал он себя в ссылке в Воронеже в 1935 году, но он не мог «большеветь», подыгрывая властям.

6-й ученик. [14 слайд]
После выхода второй книги Осипа Мандельштама «Tristia» (в переводе с латыни – «скорбные песни»), которая была откликом на катастрофические события войны и революции, вторая половина 20-х годов – это годы кризиса. Не написано ни одного стиха. Ни одной строчки. Поэт молчал. И в 1929 году он обращается к прозе. Из-под его пера выходит книга под названием «Четвёртая проза» [15 слайд]. Она полна боли и презрения поэта к беспринципным писателям, чья судьба и благополучие напрямую зависели от благосклонности властей. Книга даёт представление о характере Мандельштама – неуживчивом, импульсивном, ярком.

2-й чтец Из книги «Четвёртая проза»:
«Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух. Писателям, которые пишут заранее разрешённые вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Доме Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда.
Этим писателям я запретил бы вступать в брак и иметь детей – ведь дети должны за нас продолжить, за нас главнейшее досказать – в то время как отцы запроданы рябому чёрту на три поколения вперёд».

Учитель. [16 слайд]
Можно себе представить, какой резонанс вызвали эти слова: ненависть тех, кого отвергал Мандельштам, и кто отвергал Мандельштама. Все послереволюционные годы поэт жил в ожидании неминуемой смерти. И в 1931 году, когда поэтическое сопротивление Мандельштама существующему режиму достигает высокого напряжения, он пишет знаменитое стихотворение о «веке-волкодаве».

3-й чтец.
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей,

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

7-й ученик.
Возвращение к стихам вернуло Мандельштаму чувство личной значимости. Было организовано и прошло зимой 1932-1933 года несколько его авторских вечеров, где его принимала с почётом «старая интеллигенция». С помощью Бухарина поэт получает пенсию и заключает договор на выпуск собрания сочинений в двух томах, которое так и не вышло. Но всё это только подчёркивало несовместимость Мандельштама с тоталитарным режимом в литературе. [17 слайд]
Борис Пастернак, побывавший в гостях у Мандельштама, когда поэт в 1933 году получил двухкомнатную квартиру, уходя, сказал: «Ну вот, теперь и квартира есть – можно стихи писать». Мандельштам пришёл в ярость. Поэт проклял квартиру и предложил вернуть её тем, для кого она предназначалась: предателям, приспособленцам.

8-й ученик.
Искренность Мандельштама была на грани самоубийства. «Теперь каждое стихотворение пишется так, будто завтра смерть», – говорил он. И в ноябре 1933 года поэт написал небольшое, но смелое стихотворение, с которого начался его мученический путь по ссылкам и лагерям. [18 слайд]
4-й чтец.
Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, – Там припомнят кремлёвского горца Его толстые пальцы, как червы, жирны, А слова, как пудовые гири верны. Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг его сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычит. Как подковы куст за указом указ – Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него, – то малина И широкая грудь осетина.
8-й ученик.
Это стихотворение Мандельштам читал многим знакомым, в том числе и Б.Пастернаку, который в тревоге за судьбу Осипа Эмильевича заявил: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу Вас не читать их никому».

Учитель.
Приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. В то время люди погибали и за гораздо меньшие «провинности». Резолюция, поставленная Сталиным, гласила: «Изолировать, но сохранить». Сталин понимал, что Мандельштама можно убить, но стихи уничтожить невозможно. Мнение потомков во  многом  будет зависеть от того, что о нём, о Сталине, пишут поэты. Значит, надо заставить Мандельштама написать другие стихи – возвеличивающие вождя. Такие стихи, воспевающие Сталина, писали многие поэты. Но  Сталину  хотелось, чтобы его воспел именно Мандельштам. И Мандельштам понял намерения вождя. Доведённый до отчаяния, загнанный в угол, он  решил  попробовать  спасти  жизнь  ценой  нескольких  вымученных строк. [19 слайд] Так появилась «Ода» Сталину,  заканчивающаяся такими строчками:
9-й ученик.
и шестикратно я в сознаньи берегу Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы, Его огромный путь через тайгу И ленинский Октябрь – до выполненной клятвы. Правдивей правды нет, чем искренность бойца: Для чести и любви, для доблести и стали. Есть имя славное для сильных губ чтеца – Его мы слышим и мы его застали.

10-й ученик.
Для человека очень опасна утрата собственной правоты, а для творческой личности – тем более. [20 слайд] Ещё хуже, когда поэт вырывает себе право на жизнь своими стихами. В далёком северном посёлке Чердынь Мандельштам пытался покончить с собой. Помогли друзья. Николай Бухарин, теряющий своё влияние, в последний раз пишет Сталину письмо: «Поэты всегда правы; история на их стороне». И Мандельштама переводят в Воронеж.

5-й чтец. [21 слайд]
Это какая улица?
Улица Мандельштама. Что за фамилия чёртова – Как ее ни вывертывай, Криво звучит, а не прямо. Мало в нем было линейного, Нрава он не был лилейного, И потому эта улица Или, верней, эта яма Так и зовется по имени Этого Мандельштама...

11-й ученик. [22 слайд]
Воронеж приютил поэта, но приютил враждебно. В маленьком одноэтажном домике по ул. Линейной удобств никаких не было. Две кровати, стол, какой-то нелепый длинный чёрный шкаф и старая, обитая дерматином кушетка. Мандельштаму приходилось сражаться с подступающим отчаянием: не было средств к существованию, с ним избегали встречаться. Поэт мучительно искал, кому бы можно прочесть стихи. Однажды он бросился к телефону-автомату и читал новые стихи следователю НКВД, к которому был прикреплён: «Нет, слушайте, мне больше некому читать!»

12-й ученик.
Стихи из воронежских тетрадей, как и большинство стихотворений Мандельштама 30-х годов, проникнуты ощущением близкой гибели:
Еще не умер ты, еще ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин
И мглой, и холодом, и вьюгой.
(15 – 16 января 1937г.)


Ученица. [23 слайд]
Анна Ахматова, навестив поэта в изгнании феврале 1936 года, так передала своё впечатление от его жизни в известном стихотворении "Воронеж", посвященном Мандельштаму:
И город весь стоит оледенелый. Как под стеклом деревья, стены, снег. По хрусталям я прохожу несмело. Узорных санок так неверен бег. А над Петром воронежским вороны, Да тополя, и свод светло-зелёный, Размытый, мутный, в солнечной пыли, И Куликовской битвой веют склоны Могучей, победительной земли. И тополя, как сдвинутые чаши, Над нами сразу зазвенят сильней, Как будто пьют за ликованье наше На брачном пире тысячи гостей. А в комнате опального поэта Дежурят страх и Муза в свой черёд. И ночь идёт, Которая не ведает рассвета.



13-й ученик. [24 слайд]
Стихи из «Воронежских тетрадей» долгое время оставались неопубликованными. Их не назовёшь политическими, но даже и такие стихи воспринимались как вызов, потому что это была Поэзия с большой буквы. Неподконтрольная, неостановимая, не менее опасная для власти. В роскошной бедности, в могучей нищете
Живи спокоен и утешен.
Благословенны дни и ночи те,
И сладкогласный труд безгрешен.

Несчастлив тот, кого, как тень его,
Пугает лай и ветер косит,
И беден тот, кто сам полуживой
У тени милостыню просит. (15-16 января 1937)



14-й ученик.
16 мая 1937 года истёк срок воронежской ссылки. Осип Мандельштам год провёл в окрестностях Москвы, пытаясь добиться разрешения жить в столице. Редакторы журналов отказывались от встреч с ним: боялись последствий. Поэт нищенствовал. Ему помогали друзья и знакомые: Виктор Шкловский, Илья Эренбург, Валентин Катаев. Борис Пастернак. О 1938 годе писала А.Ахматова: «Время было апокалиптическое. Беда ходила по пятам за всеми нами. У Мандельштамов не было денег. Жить им было совершенно негде. Осип плохо дышал, ловил воздух губами».



15-й ученик. [25 слайд]
Ранним утром 2 мая 1938 года Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют на Дальний Восток [26 слайд]. В двадцатых числах октября 1938 года Осип Эмильевич писал брату Александру и жене Надежде Яковлевне: «Дорогой Шура! Из Москвы из Бутырок приехали 12 октября. Здоровье очень слабое, истощён до крайности, исхудал, не узнаваем почти, но посылать деньги, вещи и продукты – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте всё-таки. Очень мёрзну без вещей»
Но оттуда он уже не вернулся. Мандельштам умер в пересыльном лагере под Владивостоком «Вторая речка» 27 декабря 1938 г. от паралича сердца.

Учитель.
Наш разговор о судьбе Осипа Мандельштама нельзя считать законченным, не сказав о его жене, Надежде Яковлевне. Евгений Евтушенко назвал её «самой великой вдовой поэта в XX веке» [27 слайд].
Может быть, она была ему послана свыше. Она охраняла, сопровождала его, берегла. Была первой слушательницей его стихов. Переписывала, редактировала, собирала. Надежда Яковлевна знала наизусть все неопубликованные стихи Мандельштама. В «Воспоминаниях» не только воскресила страдальческий облик Осипа Эмильевича, но и рассказала о таких сторонах той жизни, о которых многие тогда молчали. Сохранилось письмо Надежды Яковлевны к мужу, так и не дошедшее до адресата.

Ученица. [28 слайд]
«Ося, родной, далёкий друг! Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтёшь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернёшься, а меня уже не будет
Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка – тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, слепой поводырь
Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня. Знаешь ли, как люблю. Я не успела сказать, как я тебя люблю. Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе Ты всегда со мной, я – дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать,– я плачу, плачу, плачу.
Это я – Надя. Где ты? Прощай».

16-й ученик.
Мандельштам не был физически смелым человеком. Он боялся высоты, панически боялся милиционеров... Многого боялся. Но при этом иногда совершал поступки, на которые ни у каких смельчаков решимости не хватало. В 1918-м году порвал стопку смертных приговоров, в 1928-м вступился за совершенно незнакомых людей – пятерых безвинно арестованных стариков-бухгалтеров, пол-Москвы поставив на ноги. Это был человек с обостренным неприятием несправедливости. А если несправедлива сама жизнь – что может сделать поэт? Только писать.

17-й ученик.
Имя Мандельштама оставалось в СССР под запретом много лет [29 слайд]. Но оно осталось в воспоминаниях его современников. Оно осталось в его стихах, в песнях, написанных на эти стихи. Едва ли можно отыскать в истории русской литературы поэта, судьба которого была бы так трагична. Осип Мандельштам остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства. [30 слайд].
Уходят вдаль людских голов бугры,
Я уменьшаюсь там – меня уж не заметят,
Но в книгах ласковых и в играх детворы
Воскресну я сказать, что солнце светит.

(Звучит песня на стихи О.Мандельштама «О свободе небывалой сладко думать у свечи» в исполнении Александра Матюхина).

Учитель. [31 слайд].
На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть самую память о людях, создать иллюзию их небытия. Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий.
Нужно ли нам, живущим в XXI, веке вспоминать те страшные годы?
Можно ли оправдать действия государства в отношении людей, не совершивших опаснейших преступлений?
Или поэтов и писателей тоже можно назвать «врагами народа»?
(Ответы учащихся).


Сегодня в Российской Федерации и 12 странах, образованных на территории бывшего СССР, установлено более 1200 памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий. Поэтому говоря о трагических событиях тех времён, мы не только отдаём дань памяти безвинно погибшим, но и хотим, чтобы это время не повторилось.
(Звучит песня «Дай Бог» в исполнении А.Малинина).

15