Методическая разработка Тема: Игровые методы обучения на занятиях декоративно-прикладным творчеством.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с этнокультурным русским компонентом образования № 1148 имени Ф.М.Достоевского"
Методическая разработка
Тема: Игровые методы обучения на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

Подготовила воспитатель:
1 квалификационной категории
Сомова Т.Э.

Москва 2015
Творческая активность ребёнка представляет собой самостоятельную художественную деятельность, облечённую в своеобразные и доступные ему формы. Если для неё не хватает опыта, возможностей, знаний и дети не могут использовать свою активность для серьёзной деятельности, тогда на помощь приходит игра. Используя игровые элементы, воображаемые ситуации, романтику и тайны, можно стимулировать полезные действия школьников, поскольку игровой подход является самым эффективным средством побуждения к полезной деятельности. Кроме того, игра является идеальным средством адаптации ребёнка к новым требованиям, так как она способствует улучшению его самочувствия. Ведь для педагога огромное значение имеет психологическое здоровье каждого ребёнка. Очень важно создать для ребёнка благоприятную, дружескую атмосферу, ощущение сотворчества ученика и учителя. Это может стать одним из условий развития творческой активности школьников. Об игре и ее роли в развитии человеканаписано уже не мало. По каждому учебному предмету разработано большое количество дидактических игр, преследующих чаще всего чисто репродуктивные цели- запомнить и воспроизвести. Признавая определенную ценность этих игр, отметим все же, что в большинстве из них смягчается и ретушируется, но тем не менее сохраняется внешняя по отношению к деятельности мотивация, обязательность и вынужденность действий, внешний контроль, характерные для традиционного обучения.
Наиболее ценными с точки зрения развития являются сюжетные или ролевые игры, «мнимые ситуации», как называл их Выготский. Если ситуация, воспроизводимая в игре, имеет личностный смысл для учащегося, то этот смысл приобретает и тот учебный материал, который служит содержательной основой игры. И познавательные действия, связанные с его интерпретацией. Игровые действия, условия состязательности, сотрудничества требуют высокого напряжения не только интеллекта, но и личностных функций ученика.
Игра – естественная среда для детей. Она развивает их воображение и интеллект, прививает им определённые умения и навыки, помогает осваивать действия в соответствии с принятыми в обществе правилами, приучает к соблюдению порядка, ответственности и дисциплины.
Использование в учебном процессе дидактических игр позволяет снимать усталость от однообразных занятий, включать воображение учащихся, способствует приливу умственных сил и облегчает как восприятие знаний, так и выполнение учебных упражнений. Продумывая построение курса занятий на учебное полугодие или четверть, педагогу имеет смысл разработать серию дидактических игр. Это могут быть игры по каждой теме изучаемого предмета или игровые действия, соответствующие отдельным типичным частям урока, такие как смена заданий или физкультминутка. При этом необходимо, чтобы любимые детьми игровые формы деятельности формировали эстетически насыщенную атмосферу их жизни в процессе всей учебной работы. Использование игровых методик на занятиях декоративно-прикладного творчества позволяет сделать процесс работы по созданию декоративной композиции увлекательным и эмоционально окрашенным. Для этого хорошо себя зарекомендовал метод Кэти Дэйвис, получивший на звание «Разрывание бумаги». Игра, основанная на этой технике, может, допустим, называться «Выпускание пара». Её целесообразно использовать на занятиях по аппликации или папье-маше. Нередко эту игру применяют в начале занятия как этап психологического вхождения. Для неё можно использовать старые газеты и журналы либо другую ненужную бумагу. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций. Затем дети вместе с педагогом начинают разрывать газеты или журналы. Все кусочки дети бросают в общую кучку в центре комнаты. Когда она станет большой, дети начинают энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух.Те, кто отличается скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать из бумаги отдельные кучки и прыгать на них, обсыпать разорванной бумагой друг друга, бросать её горстями в воздух. По завершении игры педагог дол жен объяснить детям её смысл. Из цветных кусочков порванной бумаги создаётся декоративная композиция в технике аппликации. Предлагаемая техника доставляет ребятам много положительных эмоций и производит хороший терапевтический эффект. Она способствует сплочению группы, сближает её участников с педагогом, даёт выход негативной энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей. Поэтому эту технику используют как в работе с гиперактивными, импульсивными ребятами, так и со скованными и тревожными детьми. Развивающая игра, используемая в работе с ребёнком, по сути своей является активной и осмысленной. Воспитанник с удовольствием в неё включается, а приобретённый опыт становится новым качеством в развитии ребёнка, который он может использовать в дальнейшей жизни. При этом необходимо отметить, что игра не может и не должна подменять собой традиционные формы работы. Игровые методики следует использоваться как элемент в учебных занятиях, как форму контроля и т.д. Важно помнить, что игра - это, прежде всего свободное пространство, множество степеней свободы для проявления самых разнообразных характеристик личности, возможности самовыражения, богатые эмоциональные переживания. Роли, правила, последовательность действий в игре важны, но не самоценны. Они должны создавать условия для свободного творчества, иначе есть опасность превращения игры в обычный спектакль или литературно-музыкальную композицию.