Методическая разработка классного часа Как прекрасен этот мир!


Проектная работа
Сказка «Необычное происшествие на нашем огороде»
Авторы: учащиеся 3 класса «А» НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа»
Руководитель проекта и автор презентации: Морозова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
Данную презентацию можно использовать
на уроках окружающего мира, посвященных культурным растениям,
на классных часах о лени и трудолюбии, о хвастовстве, о дарах осени.
Используя презентацию и написанную коллективно учащимися 3 класса «А» сказку, можно подготовить инсценированное выступление.
Сказка «Необычное происшествие на нашем огороде»
1.Вступление.
Все мы знаем, что нельзя превозноситься перед другими, и для достижения каких-либо результатов необходимо потрудиться.
Я расскажу вам необычную, очень поучительную историю про наш огород.
2. Сеньор Помидор.
Случилось это летом, в конце июля. Как раз стали поспевать помидоры. Помидорный куст гордо посматривал по сторонам.
Моя семья и все остальные овощи радовались, глядя на него, ведь не каждый раз удаются помидоры в нашем климате. И тогда помидор решил, что он лучше всех. «Я сеньор Помидор, красен я и пышен…» - важно запел он.
«Постой, братец, - обратился к нему куст картофеля (они были родственниками), - почему ты заважничал? Мы все хороши, все полезны для своих хозяев. В ответ на их заботу и уход за нами мы даём людям здоровую и вкусную пищу, богатую витаминами, микроэлементами и питательными веществами. Да и растём мы тут не сами по себе, а потому что нас здесь посадили. И хотя сейчас мы считаемся местными жителями, наша родина очень далеко отсюда. Давайте каждый расскажет о себе. А начнём мы со старшей – бабушки Репы».
3.Рассказ репы.
Моя родина – Средиземноморье. 4 тысячи лет выращивают репу люди. Древние греки, египтяне, персы и римляне знали её. Древние римляне умели
выращивать плоды-великаны, до 16 кг, так что русская сказка про репку не такое уж и преувеличение. Но ни один народ так не ценил репу, как русский, и нигде она не имела такого распространения, как на Руси. Репа – наиболее древняя огородная культура на русской земле. Разводится она здесь с начала землепашества.
Вот народные загадки про репу.
В землю крошкой,
А из земли лепёшкой.
Желта, да не дыня,
Сладка, да не сахар,
С хвостом, да не мышь.
Ели репу варёной, с квасом, с маслом. Но чаще всего – пареную.
Сейчас репа стала огородной диковинкой, её используют чаще для салатов. А на полях её место занял картофель.
Вот пусть картофель и расскажет, откуда он попал к нам.
4.Заморское чудо - картофель.
Моя родина – Южная Америка. Давным-давно индейцы Южной Америки стали выращивать картофель, клубненосное растение.
500 лет назад испанские мореплаватели под предводительством Христофора Колумба открыли Америку. Европейцев поразило, что местное население, индейцы, питались странными подземными плодами, которые они называли «папа».
Испанцы привезли «папу» к себе на родину, в Испанию. Оттуда картофель попал в другие страны Европы. Европейцы пытались есть картофель сырым, готовить из его листьев салат. Но всё это было не то. Поначалу даже думали, что он ядовит. Картофель выращивали аптекари как лекарственное растение.
Много лет прошло, пока поняли, как использовать новое растение.
В Россию картофель привёз царь Пётр I и приказал разводить его. Вначале картофель подавали как лакомство на балах, причём посыпали сахаром. Царица Екатерина II продолжила дело Петра. В Москву из Германии привезли картофель для разведения. Бедные люди, крестьяне, относились к картофелю подозрительно, называли его «проклятым зельем», отказывались выращивать и даже шли на каторгу. Не знали, как сажать картофель, как за ним ухаживать. Не знали, как его есть – пытались есть его зелёные ягоды, а они ядовиты.
Но постепенно новая культура приобрела известность и вытеснила репу. Картофель стал для России вторым хлебом, спасал людей от голода в трудные годы.
А ещё на Руси большое значение всегда имела капуста. Дадим теперь ей слово.
5.Сорок одёжек, да все без застёжек.
Капуста родом из Средиземноморья. С незапамятных времён её любили греки, римляне, египтяне. В Египте, например, подавали отварную капусту в конце обеда на сладкое.
Древняя капуста не была похожа на современную. Это было небольшое растение с растопыренными листьями на тонких черешках.
Много людей на протяжении нескольких поколений добросовестно исполняли заповедь, которую дал Бог, - возделывать и хранить Его насаждения. Их трудами трава земная стала удивительным растением, не похожим ни на одно другое, - круглые тугие кочаны с хрустящими бело-зелёными листьями.
На Русь капуста попала ещё в 10 веке от римлян. Она круглый год служила основной пищей русского народа. Свежая, квашеная, варёная и тушёная, всегда была капуста на русском столе.
А вот и загадки обо мне.
1.Латка на латке, а игла не была.
2.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
Пусть свёкла и морковь теперь о себе расскажут, они такие же известные на Руси, как я.
6.Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
Это о нас загадка. А про свёклу ещё говорят так: «Красный сапог в земле горит».
Рядом со свёклой на огородах часто растёт морковь. Современная морковь происходит от однолетней дикой с тонким и жёстким корешком. Родиной моркови считается Центральная Европа – территория современной Германии.
Сочную и сладкую морковь человек создал упорным трудом в течение многих столетий. По форме и цвету морковь бывает разная. В Африке и Азии растёт тёмно-фиолетовая, почти чёрная, бывает жёлтая и даже белая морковь. В Японии и Китае выращивают морковь длиной до 1 метра, а шириной с крупную свёклу.
Морковь издавна знакома русскому народу. Она и сейчас осталась лакомством для детей. И загадок о ней много. Помните такую: «Сидит девица в темнице, а коса на улице»?
А вот ещё загадка: «Без окон, без дверей, полна горница зверей». Что это? Правильно. Это огурец.
7.Рассказ огурца.
Люди стали выращивать огурец за 3 тысячи лет до Рождества Христова. Родом он из тропической Индии, где и сейчас растут его дикие родственники.
В России огурец появился очень давно, ещё в 9 веке.
А теперь пусть помидор о себе расскажет.
8. Золотые яблоки.
Я родом из Южной Америки (откуда и картошка). У индейцев помидор назывался «томатль». В Европу томат привезли испанцы и португальцы. Французы за яркую окраску и форму называли эти плоды по-своему: яблоко любви. Итальянцам новые плоды тоже понравились. Но первые помидоры здесь были золотисто-жёлтого цвета и поэтому назывались «Золотыми яблоками».
Долгое время в большинстве стран Европы томаты были только декоративными растениями, их разводили ради яркой пышной зелени и красочных плодов. Помидор считался несъедобным и даже ядовитым. И только много позже его стали употреблять в пищу.
В Россию я попал из Франции во время царствования Екатерины II, Простой народ относился к новым плодам недоверчиво (как и к картошке). И только 150 лет назад помидоры стали разводить по всей стране.
Плоды дикого томата, растущего и сейчас, не крупнее обыкновенной вишни.
Разговорились так наши овощи по душам и удалось им убедить помидор, что все они очень нужны людям, и потому жить им надо между собой дружно.
9.Заключение.
Долгие-долгие годы люди сеяли, сажали, поливали, рыхлили землю, отбирали лучшие растения на семена. И не остались без награды труды тех, кто исполнял заповедь возделывать и хранить земное насаждение.
Морковь краснела и толстела, репа округлялась, помидор увеличивался в размерах…
Так дикие растения превратились в овощи, вкусные и полезные. Со всего мира собраны они на наш огород трудами многих поколений людей.
10.Использованная литература.
1.Кузенков О.А., Кузенкова Г.В. Православная энциклопедия русского огорода. Н.Новгород, Христианская библиотека, 2008.
2.Надеждина Н. Где щи, там и нас ищи. М., Малыш, 1989.
3.Надеждина Н. Про матушку тыкву и её замечательное семейство. М., Детская литература, 1978.
4.Э. Слепян. Жизнь подземного клубня. Л., Детская литература, 1980.