Социализация воспитанников школы- интерната через взаимодействие с центром адаптации несовершеннолетних


Социализация воспитанников школы- интерната через взаимодействие с центром адаптации несовершеннолетних
Автор: Бырко Алла Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе директор КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
Социализация- это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Задача социализации- подготовить индивида к выполнению социальных ролей.
Дети- единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Поэтому, два мира- детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения застваляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Их называют агентами социализации. Это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Первичная социализация касается непосредственного окружения ребенка и включает, прежде всего, семью и друзей. Ее агенты (первая линия- биологическая семья, вторая линия- приемная семья; а также друзья, родственники, знакомые) универсальны, они выполняют множество функций. Вторичная- относится к опосредованному или формальному окружению и состоит из воздействия учреждений и институтов и ее агенты влияют в узком направлении, они выполняют одну- две функции. Школа дает знания, предприятие - средства к существованию и т.п. Сегодня институт семьи переживает кризис, который выражается в том, что браки перестали быть стабильными: число разводов неуклонно растет; рождаемость падает; увеличивается число сирот и детей, воспитывающихся в неполных семьях. Современная семья, взаимоотношения в ней и ее воспитательный потенциал подвергаются изменениям кардинального характера, проявляющихся в возможности формирования у детей неадекватных и негативных жизненных установок.
Проанализировав ситуацию в данном направлении, можно отметить, что большинство детей поступают в нашу школу- интернат из дошкольного детского дома и ЦАН а, а следовательно, они либо не имеют первичных агентов социализации, либо имеют «искаженных» - главных агентов социализации, что и привело к отклонениям в развитии личности ребенка. Поэтому первый этап по социализации ребенка в общество начинается именно с совместной работы школы- интерната и ЦАНа по изучению потенциала семьи и перспективы проживания данного ребенка в семье, после проведения необходимых мероприятий. Первичные данные, полученные разными методами, такими как: наблюдения, анкетирования, сбор документальной информации и др., - ложатся в основу прогноза о возможности (невозможности) включения первых агентов (биологическая семья) в систему «ребенок-школа- интернат- семья».Также, решается вопрос о временном режиме включения (непосредственно после определения ребенка в государственное учреждение, либо после проведения социально- педагогических мероприятий, нивелирующих негативное влияние на ребенка). С этой целью при передаче ребенка из ЦАНа в школу- интернат, специалисты совместно заполняют «Социально- психолого- медико-педагогическую карту ребенка» (далее- Карта ребенка ), где помимо традиционных сведений включаются вопросы, интересующие принимающую сторону (разделы: дата поступления в школу- интернат, статус ребенка, наличие жилья, сведения о семье и родственниках, состояние здоровья по медицинским данным, физический энергопотенциал, социальная адаптация, социометрический статус, понимательная способность, усвоение программного материала, волевые навыки, самооценка, эмоциональные потребности, эмоциональная расположенность к школе- интернату; интересы, увлечения, склонности; стиль взаимоотношений с окружающими; имеющиеся трудности, проблемы у ребенка, постановка на различные виды учета.
Таким образом, это позволяет, во - первых, ознакомиться с Картой ребенка в дальнейшем всем необходимым специалистам, непосредственно не принимающих ребенка; а следовательно, оперативно и профессионально планировать дальнейшую работу с ребенком. Во- вторых, мы имеем начальную (нулевую) «точку отчета»,позволяющую проследить дальнейшую динамику развития воспитанника. Непосредственная работа с родителяит также начинается сразу после поступления ребенка в школу- интернат. Данное направление работы реализуется в школе- интернате через «Школу семейной педагогики». Эта работа состоит из 3-х этапов.
На 1-ом этапе, после определения ребенка в школу- интернат, проводится составление портфолио на родителей: полная (неполная) семья, возраст родителей, образовательный уровень: высшее образование, средне- специальное, среднее образование; имущественный уровень: высоко- и среднеобеспеченная семья, малообеспеченная семья,неблагополучная семья (пьющие родители); состав семьи:проживающие совместно родственники, несовершеннолетние дети; другие дополнительные данные (состояние здоровья, вероисповедание).
На 2-м этапе методами анкетирования и личных бесед выявляется потребность в образовательных, социально- правовых услугах. С этой целью проводится диагностика родительских отношений и эмоциональной атмосферы в семье, существовавших ранее; стилей семейного воспитания; самодиагностики родителей и др.
На 3-ем этапе проводится анализ всей совокупности полученных данных, составляются программы занятий «Школы семейной педагогики», которая учтёт все выявленные факторы.
С 2010-2011 учебного года в школе- интернате существует «Школа приемных родителей» (далее ШПР) , которая помогает целенаправленно работать с первичными агентами (вторая линия).
Целью деятельности ШПР является содействие благополучному устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с задержкой психического развития в семью, реализация прав ребенка с ограниченными возможностями на воспитание в семье.
Задачи ШПР:
- помочь людям разобраться в своих чувствах и намерениях, подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, дать системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи;
-постепенная трансформация функции школы - интерната с ШПР и переход воспитания детей в школе- интернате к семейным формам устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ЗПР;
-профилактика социального сиротства;
-развитие семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ЗПР;
-оказание помощи приемной семье;
-содействие в создании условий для интеграции детей в общество.
Основное направление деятельности Школы приемных родителей (ШПР) - осуществление максимально возможной подготовки потенциальных кандидатов в приемные родители, а также создание и развитие системы сопровождения семей, взявших ребенка. Основными формами организации занятий в ШПР являются: лекции, практикумы, педагогические дискуссии, психолого- педагогические тренинги, ролевые игры, индивидуально- групповые консультации и др.
ШПР, в целях эффективной защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, поддерживает и развивает контакты с учреждениями социальной защиты населения, взаимодействует с Управлением образования акимата Костанайской области, ЦАН ами , органами здравоохранения и внутренних дел, а также с другими ведомствами и учреждениями, СМИ, неправительственными организациями, благотворительными фондами.
Следовательно, у воспитанников школы-интерната для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует самый важный компонент социализации. Это первая проблема социализации детей данной категории. Решая ее, с нашей точки зрения, необходимо усилить формы работы с первичными агентами: работа с биологической семьей, розыск родителей и установление с ними конструктивных взаимоотношений , расширение возможностей «гостевых семей», «Школа приемных родителей». С нашей точки зрения, именно за семьей будущее ребенка, а образовательные организации должны выполнять роль «мостика» в сложных жизненных ситуациях на определенное время, а не стараться «взять на свои плечи» полную ответственность за жизнь ребенка от рождения до 23 лет. Самым желательным результатом нашей педагогической деятельности в данном направлении, может стать воссоединение ребенка с «обновленной» семьей, где ему будет хорошо.
Одна из важнейших проблем выпускников детских домов-это процесс перехода от опеки к независимости. Они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. После выпуска из детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде. Они часто не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им. Здесь важная роль может быть отведена вторичным агентам. Сегодня говорим о необходимости создания непрерывной системы вторичных агентов, которые бы начали формироваться в ЦАНах, а продолжились бы далее в школе- интернате. Именно эта непрерывность вторичных агентов может стать для ребенка «рукой помощи» в трудных жизненых ситуациях. Сотрудничество ЦАНа и школы- интерната можно расматривать и с позиции шефства, которое дает, с одной стороны, возможность детям познакомиться друг с другом, а это в дальнейшем- гибкая и безболезненая адаптация в школе- интернате, с другой стороны – взрослым, возможность заранее увидеть детей и обсудить с работниками ЦАНа существующие проблемы у ребенка.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений.Для восптательного процесса детского дома необходимо использование таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности.
Социально- психолого- медико-педагогическая карта ребенка (при передачи из ЦАНа)
Фамилия, имя ребенка ___________________
Дата рождения __________________________
№ Факторы Комментарии
1 Основание для направления
2 Статус ребенка. Наличие жилья 3 Сведения о родственниках
4 Состояние здоровья по медицинским данным 5 Физический энергопотенциал6 Социальная адаптация 7 Социометрический статус 8 Понимательная способность 9 Усвоение программного материала 10 Волевые навыки 11 Самооценка 12 Эмоциональные потребности 13 Эмоциональная расположенность к учебному заведению 14 Интересы, увлечения, склонности
15 Стиль взаимоотношений с окружающими 16 Имеющиеся трудности, проблемы у ребенка, постановка на различные виды учета
Текстовые комментарии __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________