Мастер-класс воскресная и общеобразовательная школа


Воскресная и общеобразовательная школы: взаимодействие и сотрудничество в решении общих задач
Воскресные школы являются значимым явлением в образовательном пространстве России, решая не только задачи религиозного воспитания, распространения и укрепления православной веры, но и задачи всестороннего развития воспитанников, их адаптации к жизни в современном обществе.
Прежде чем говорить о взаимодействии воскресной и общеобразовательной школы хочется поделиться своим небольшим опытом. В 2011 году была открыта воскресная школа при Казанском храме р.п. Новая Майна. Располагается она до сих пор на базе средней школы №1.
Сама школьная обстановка помогает нашей учёбе: нормальные парты, доски, просторные классы делают обучение спокойным, нормальным процессом. У воскресных же школ, работающих на территории храма проблем с помещениями и соответственно с обучением предостаточно, что мешает, на мой взгляд, их росту и миссионерской деятельности. 
Праздничные концерты на Рождество, Пасху и другие мероприятия (масленица, пикник) готовят все учащиеся воскресной школы. Идет совместная работа: все уроки и занятия в кружках посвящены приближающемуся празднику, дети учат стихи и песни, вместе со взрослыми готовят подарки для детей-инвалидов, пожилых. Не первый год проводятся поздравительные акции, в которых принимают участие дети из воскресной школы. Мы посещаем на дому с концертной программой на Рождество Христово детей-инвалидов, а на Пасху пожилых прихожан.
Близость направленности воспитательных задач религиозного и светского дополнительного образования говорит о возможностях их сближения, взаимодействия и интеграции в нынешних условиях.
Прежде чем говорить об интеграции религиозного и светского дополнительного образования, следует решить проблему их взаимодействия и сотрудничества. А оно возможно в следующих формах.
1. Взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений
1.1. Сотрудничество учащихся в сфере художественного творчества, краеведения, экологии, патриотического воспитания:
- совместные концерты, выставки, конкурсы, фестивали и праздники;
- совместное издание детских газет и журналов;
- мастер-классы для детей по творческим направлениям;
- дискуссионные клубы;
- детские и юношеские конференции (примерная тематика: история, культура России, русская словесность, язык, научное и религиозное познание, жизненная успешность).
1. 2. Сотрудничество педагогов:
- научно-методическая и учебно-методическая деятельность;
- семинары по педагогике, культурологии, религиоведению, светской этике;
- курсы повышения квалификации;
- подготовка педагогов для преподавания предметов «Основы религиозной культуры и светской этики», обмен опытом в этой области;
- мастер-классы для педагогов;
- круглые столы и научно-практические конференции.
1. 3. Взаимодействие с родителями учащихся:
- семинары, консультации;
- семейные праздники и конкурсы.
2. Пути интеграции воскресных школ и учреждений дополнительного образования
2.1. Путь «мягкой» интеграции.
Выведение некоторых или всех дисциплин по дополнительным предметам в светские учреждения дополнительного образования. Возможно, вести эти предметы будут педагоги дополнительного образования воскресных школ, работая по совместительству.
2.2. Путь «жесткой» интеграции.
Придание воскресным школам статуса муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (опыт Тамбова) и перевод их в существующие муниципальные учреждения дополнительного образования.
2.3. Более жесткий, затратный и наиболее целесообразный путь.
Создание православных образовательных центров (по примеру светских образовательных центров), включающих детский сад, школу и учреждение дополнительного образования.
Воскресные школы находятся на пороге серьезной реформы. Они, будучи образовательными учреждениями, обязаны соответствовать всем государственным нормам: иметь соответствующие материально-технические условия – здание, аудитории, отвечающие санитарным нормам, современное оборудование, квалифицированные педагогические кадры, желательно воцерковленные, систематически повышающие квалификацию в центрах развития образования. А это требует большой организационной работы и соответствующего финансирования.
Не простой является проблема подготовки и переподготовки кадров для воскресных школ. Думается, что здесь необходимо осуществлять подготовку и повышение квалификации по двум направлениям – религиозному образованию, что должна взять на себя церковь, и центр развития образования по общепедагогическому и специализированным блокам. По договоренности с областным министерством образования можно будет включать в планы повышения квалификации педагогов дополнительного образования воскресных школ.
Еще одну проблему, с которой сегодня сталкиваются воскресные школы, это проблема детей подросткового возраста – наиболее сложного и проблематичного, которые покидают воскресные школы. Здесь, на мой взгляд, есть проблемы: содержание и формы работы, традиционно существующие в воскресных школах, не удовлетворяющие детей данного возраста, не отвечающие их актуальным потребностям и социализации детей в окружающем их мире, где они хотели бы быть значимыми, видеть свои преимущества перед невоцерковленными детьми, заниматься перспективным для своего будущего социально-полезным делом. Здесь есть, над чем подумать. Но для решения этой проблемы необходимо уже сегодня создавать подростковые клубы по интересам, включать детей в сферу производственно-экономических отношений, бизнеса, научно-исследовательскую, просветительскую и творческую деятельность.