Информационная карта актуального педагогического опыта классного руководителя


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Элембаева Людмила Альбертовна МБОУ СОШ №122 Советского района г. Нижний Новгород, ул. Верхняя, 8 Учитель начальных классов, классный руководитель 3а класса 6 лет
II. Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)  Наличие классной воспитательной системы как инструмент всестороннего и гармоничного развития школьников
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Воспитание в школе – это не специальное мероприятие. В соответствии с ФГОСТ нового поколения, программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению его жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение, а не просто узнавание детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Для педагога сегодня важно не столько овладеть новыми формами, средствами, приемами воспитания, сколько найти индивидуальный способ их применения, соединения, сочетания интеллекта с навыковой составляющей. 3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) На современном этапе в деятельности классного руководителя актуальным и целесообразным является поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы - гражданина России.
Воспитательная работа в классе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды. Классная воспитательная система направлена на формирование у сегодняшних школьников умений решать жизненные проблемы, делать осознанный выбор нравственным путем, путем самостроительства, самодвижения к успешности, самореализации и чувства ответственности за судьбу Отечества, его настоящего и будущего.Цель: Создание условий для развития индивидуальных особенностей учащихся, формирование потребностей к самовыражению, формирование общей культуры личности, воспитание гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Задачи:
Создание условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, способствующих творческому росту и гуманизации межличностных отношений в коллективе класса;
Создание социальной среды, позволяющей расширить диапазон воспитательного процесса;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
Создание традиций классного коллектива;
Осуществление педагогической поддержки, предупреждающей возможные конфликты и психологические срывы;
Интеграция усилий всех звеньев воспитательного процесса
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Новизна состоит в раскрытии возможностей и способностей каждого ученика, развитии его неповторимой индивидуальности. (Е.Н. Степанов «Воспитание индивидуальности») Применение на практике технологии коллективной организаторской деятельности (И.П. Иванов) помогает поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей. Все это способствует формированию успешной, саморазвивающейся, самораскрывающейся, самореализующейся личности.
Реализация через внеклассную и внешкольную деятельность посредством применения комбинированных элементов технологий: технологии воспитания в сотрудничестве, технологии воспитания общественного творчества, игровых технологий, технологии развития творческого мышления, информационно-коммуникативных технологий.
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)   Реализация программы воспитательной работы ориентирована на высокий научно-методический и профессиональный уровень учителя и классного руководителя Элембаевой Л.А, – учителя начальных классов 1 категории, участницы конкурса «Классный руководитель - 2010».
Наличие информационных средств обучения, банка тестовых заданий.
Наличие  кабинета, оснащенного современным оборудованием: компьютер, проектор.
Владение учителем знаниями и навыками в области  информационно-коммуникационных технологий.
Набор методической литературы, копилка методических внеурочных разработок, ежегодные курсы повышения квалификации, освоение Интернет-ресурсов.
6.Результат изменений 1.Уровень воспитанности учащихся. Коллектив в классе сформирован. У учащихся преобладают такие качества, как дисциплинированность, ответственное отношение к учению, высокий уровень отношения к общественно-полезному труду - участие в трудовых акциях, субботниках. Победы учащихся класса в школьных, муниципальных, районных, областных конкурсах.
2.Удовлетворенность родителей работой школы. Удовлетворенность растет с каждым годом. Родители довольны тем, что в классе присутствует благоприятная обстановка между классным руководителем и учащимися, проводятся много внеклассных мероприятий по сплочению классного коллектива и совместные мероприятия с родителями
3. Результаты уровня сформированности отношения к ценностям у детей. Отношения к ценностям меняются: увеличивается число детей с высоким уровнем, уменьшается - с низким развития.4. Уровень удовлетворения учащихся школьной жизнью.
Степень удовлетворенности учащихся жизнью класса растет, уменьшается число детей с низкой степенью.
Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе совместной деятельности:
Сформированность коллектива
Психологическая комфортность
Формируются основные навыки и компетенции.
Коммуникабельность, формирование деловых качеств, необходимых в современных условиях: мобильность, креативность и т.п.
Умение использовать нестандартный подход при решении проблем
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Статья в районном методическом сборнике «Об уроках и не только». Выпуск 6. 2011 г.
«Воспитательная система « Маленький принц»
III. Описание актуального педагогического опыта учителя
В соответствии со стандартом второго поколения, программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Реализация осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы:
формирование духовно-нравственных качеств личности.
формирование основ экологической культуры, культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни).
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личностей, проявляющих национальную и религиозную терпимость)
развитие познавательной, творческой активности ребенка.
В зависимости от возрастных особенностей учащихся выстраиваются конкретные задачи, выбираются определенные формы работы.
Ведущая педагогическая идея. Деятельность классного руководителя должна укладывается в довольно простую формулу: ПОТРЕБНОСТЬ (классного руководителя быть помощником родителя, быть любящим, понимающим, поддерживающим другом) + ВОЗМОЖНОСТИ (образовательного учреждения) + ОЦЕНЕННОСТЬ (удовлетворенность всех участников образовательного процесса) итог УСПЕШНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ, САМОРАСКРЫВАЮЩАЯСЯ, САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ.Цель нашей работы - создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей учащихся, их социализация в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Достижение этой цели возможно через решение конкретных задач:
1. Создать условия для формирования у субъектов воспитательного процесса ценностей нравственной, физической, правовой, эстетической, экологической культуры, творческих способностей и ценностей здорового образа жизни.
2. Объединить усилия педагогов для формирования единого образовательного, социокультурного и креативного развивающего пространства.
3. Содействовать формированию у учащихся потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, к собственному опыту жизни, сплочению детского коллектива, формированию партнерских отношений семьи и образовательного учреждения.
Воспитательная работа составлена с использованием научных принципов:
принцип ценностных ориентаций, принцип индивидуализации, принцип сочетания воспитания и оздоровления, интегративный принцип, принцип природосообразности, принцип коллективности, принцип патриотической направленности и в соответствии с законодательными и нормативными документами.
Основные способы достижения поставленной цели:
использование разнообразных форм и методов организации воспитательной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить не правильный ответ и т.п.;
создание педагогических ситуаций общения на классном часе, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Все эти составляющие могут быть представлены по-разному, но обязательно во взаимосвязи.
В связи с этим в 2009-2013 уч. гг. класс стал одним из самых активных: занимает призовые места во многих конкурсах и соревнованиях. Класс стал сплоченный, дружный, ответственный, учащиеся принимают участие во всех конкурсах и соревнованиях, родители им в этом помогают. 95% учащихся занимаются в кружках и секциях.
IY. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений  Проведение открытых внеклассных мероприятий, публикации на сайте.
Рекомендуется для распространения среди педагогов средних общеобразовательных школ,
Форма: открытые классные часы, мастер-класс
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес  заместитель директора по ВР МБОУСОШ №122

V. Информационные характеристики опыта
Характеристики
инновационного опыта Обучение
Воспитание Дополнительное образование
1. Ценности и ценностные ориентации Развитие способностей каждого ученика, формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной к самоопределению и самореализации в современных условиях, физически здоровой, адаптированной к жизни в обществе Формирование творческой личности. Способность быстро и адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума, устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми;
умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы;
стремлением к высоким духовно-нравственным началам. Расширение кругозора,
Самообразование, понимание условий реализации своих возможностей в конкретной среде
2. Цели и задачи
Создание условий для индивидуальной образовательной активности школьников и повышение прфессионализма педагогов. Познание, самоконтроль, воспитание. Развитие личностных качеств. Реализация Концепции целенаправленного развития личности. Создание условий для максимального развития всех детей; формирование здоровой, творческой личности, способной решать различные жизненные проблемы. Интеграция образования, целенаправленное развитие личности.
Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме.
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся..3. Управление образованием --- --- --- --- --- --- --- --- ---
4. Содержание образования Государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования. Внеклассная работа.
Конкурсы, викторины, олимпиады
5. Технологии, в том числе ИКТ 1.Проектные методы обучения.
2.Развивающее обучение.
3.Исследовательские методы обучения.
8.ИКТ.
9.Здоровьесберегающие технологии.
10.Разноуровневое обучение. 11.Проблемное обучение
12.Игровые технологии
13.Интерактивные технологии
14.Технология индивидуально- творческого обучения
1.Технология использования игровых методов
2 .ИКТ.
3.Здоровьесбере-гающие технологии.
1.Технология использования игровых методов
2 .ИКТ.
3. Технология индивидуально- творческого обучения
6. Средства ТСО (компьютерные презентации в Microsoft Power Point, интерактивная доска), Интернет-ресурсы. Осуществление педагогического мониторинга; конструирование учебного плана с учетом запросов родителей и учащихся. Компьютеры, медиатека, диски, учебные компьютерные программы, музыкальная техника. Поощрение, награждение, выставки, олимпиады. Экскурсии, факультативы, кружки7. Методы Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: создание ситуаций совместных переживаний, работа в малых группах, прием взаимных заданий; методы эмоционального стимулирования:  создание ситуаций успеха, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив. Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод создания ситуаций творческого поиска; методы развития психических функций, творческих способностей и       личностных качеств: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации Игровые, активные. Методы самоорганизации: воздействие через общественное мнение, через органы ученического соуправления; традиции, положительный нравственный опыт коллектива.
8. Организационные формы Уроки и внеклассные мероприятия традиционной и нетрадиционной форм (деловая игра; практикум; зачёт; КВН; конкурсы; викторины; проектная деятельность)
Индивидуальная, фронтальная. Внеурочные мероприятия (классный час, экскурсия, диспут, конкурсы, соревнования, предметные недели). Кружковая работа, групповая, разновозрастная
9. Образовательная среда Школа, уроки, факультативы, предметные кружки, внеклассные мероприятия.
Создание пространства продуктивного обучения всех участников образовательного процесса Культурные пространства школы за рамками учебных занятий, в которых учащиеся удовлетворяют свои интересы, потребности в творчестве. Классный коллектив, семья. Кружки по интересам. Создание гибкой развивающей среды, ориентированной на активизацию общекультурного потенциала обучающихся, формирование нестандартного мышления школьника, способного решать жизненные задачи.
10.Информационно-методическая среда Электронные учебники, энциклопедии, справочники, обучающие программы, библиотека, методкабинет, учебные кабинеты, оборудованные учебно-наглядными и аудио-визуальными средствами.Методическое объединение классных руководителей 11.Информационные ресурсы Научно-методическая литература, Интернет-ресурсы, школьная медиатека.
12.Организационные ресурсы Обмен опытом, участие в профессиональных конкурсах, творческие отчеты.
13.Мотивационные ресурсы Создание комфортных условий для творческой работы педагогов, участие в конкурсах. Самоактуализация (профессиональный рост). Формирование внутренней мотивации школьников, направленной на развитие здоровой личности через саморазвитии. Самоутверждение, достижение социального успеха. Развитие личности.
14.Кадровые ресурсы --- --- --- --- --- --- --- --- ---
15.Научно-методические ресурсы Методическая литература, копилка методических внеурочных разработок, курсы повышения квалификации, Интернет-ресурсы.
16.Материально-технические ресурсы Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в Microsoft Power Point, обучающие и развивающие программы на. CD и DVD.
Экспертное заключение на программу воспитательной системы класса «Маленький принц»
Программа воспитательной системы, разработанная Тарасовой Т.В. и Элембаевой Л.А., составлена с учетом Закона Российской Федерации «Об образовании» и программы духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы составляют концепции «Системное построение процесса воспитания» Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского, «Формирование образа жизни, достойной человека» Н.Е. Щурковой.
Программа направлена на раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его индивидуальных особенностей, потребности к самовыражению, формирование общей культуры личности, воспитание гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Предлагаемая программа соответствует возрастным особенностям учащихся, отличается использованием современных форм и подходов в воспитании. Применение на практике технологии коллективной творческой деятельности помогает поддержать интерес детей к различным видам внеурочной деятельности, их познавательную и социальную активность.
Программу отличает системно-деятельностный подход во взаимодействии с внешкольными культурно – просветительными учреждениями, выстроенная система содружества, сотворчества педагогов, родителей и детей, их взаимная заинтересованность в формировании единого образовательного, социокультурного пространство для развития личности.
В программе четко структурировано содержание, цели и задачи соотнесены с планируемыми результатами. Грамотно представлено аналитическое и диагностическое сопровождение.