В помощь классному руководителю Родительское собрание — один из методов работы с родителями


Илийский район
средняя школа №11


Составила и провела:
Шумская Е.В.
учитель высшей категории
Классный руководитель в школе – это основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника, помогает родителям в решении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.
Однако нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Поэтому, в работе с родителями необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
взаимодействие школы и семьи
Методы работы с родителями :
Посещение семьи
Переписка с родителями
Родительское собрание
Формы организации занятий:
Лекция
Конференция.
Практикум.
Открытые уроки
Педагогическая дискуссия (диспуты)
Ролевые игры
Индивидуальные тематические консультации.
Сегодня мы остановимся на одном из методов работы с родителями – родительские собрания.
Любое родительское собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
3. Психолого-педагогическое просвещение
4. Обсуждение организационных вопросов
5. Личные беседы с родителями

Почему мы сегодняшней встрече дали такое необычное название? Во-первых мы хотим поделиться опытом с вами, уважаемые коллеги, а во вторых для родителей это информация к размышлению «Знаете ли вы…?»

Остановимся более подробно на нескольких этапах.
1 этап - Анализ учебных достижений учащихся
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат в ходе персональной встречи.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент родительского собрания:
«Итоги первой четверти.
Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения»
Задачи:
Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Эпиграфом нашего сегодняшнего собрания будут слова Василия Александровича Сухомлинского:
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень»
Обратите внимание на мониторинг качества знаний. Если на конец первого класса мы имели качество знаний 72 %, а на конец второго класса 61, 2 %, то на первую четверть этого учебного года мы имеем 56, 6 %. Результаты не утешительны.



Для того, чтобы выяснить причины снижения качества знаний, решила первым делом выяснить уровень школьной мотивации.
Провела анкетирование среди учеников. Вопросы были следующими: нравится ли тебе в школе?, Срадостью ли ты идёшь в школу?, Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой учитель?, Много ли друзей в твоём классе?, Хотелось бы тебе, чтобы в школе остались одни перемены?
Анализ анкетирования показал:
lefttop
44% учащихся набрали 25-30 баллов - Эти ребята имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети успешно выполняют требования, указания учителя, добросовестны, ответственны, переживют за плохие отметки и стараются их исправить.
26% учащихся набрали от 20 до 24 баллов – Эти ребята имеют хороший уровень школьной мотивации. Дети успешно справляются с учебной деятельностью.
30 % учеников набрали 11-19 баллов – Они имеют положительное отношение к школе. Этим детям интересно общаться со одноклассниками, с педагогом.
В итоге получается, что при высокой мотивации на обучение дети имеют низкие результаты.
Было проведено анкетирование среди родителей. В нём приняло участие 22 родителя.
Один из вопросов звучал так: «Назовите причины снижения успеваемости» Ответы были разные, объединив их в общее значение можно увидеть, что:
Не желают читать - ответили 10 % родителей
Невнимательность при выполнении заданий – дали ответ 25 % родителей
Не посещение занятия – считают 15 % родителей
Не соблюдение режима дня - дали ответ 25 % родителей
Недостаточное внимание к своему ребёнку – указывают 10 % родителей
Напряжённая обстановка в семье – предположили 10 % родителей

Мои предположения подтвердились:
1) неправильно организованный режим дня; (уроки делают поздно вечером)
2) недостаточный контроль со стороны родителей
3) не умение терпеливо оказывать помощь ребёнку
повлияли на успеваемость.
Примите к сведению следующие рекомендации:
Рационально вместе с ребёнком спланируйте режим дня;
Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.
Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию выполнить следующее упражнение: «Телеграмма»
Перед вами лежат бланки Телеграмм. Отправьте Телеграмму своему ребёнку, отразив свои впечатления, выводы от сегодняшнего разговора.
(Родители выполняют работу под музыкальное сопровождение «Мама»)
Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
2 этап - Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой и др. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся. Но не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников». Предлагаем вашему вниманию следующий фрагмент родительского собрания, который наглядно покажет как жожет это сделать классный руководитель:
Внимание! Внимание!
Сегодня мы проведём викторину «Знаете ли вы…?» Имеется две команды: Родители и Ученики.
Сейчас участники команды Родители поприветствуют друг друга:
Пожмите друг другу руки те родители, кто...
любит долго спать;
любит сладкое;
владеет музыкальными инструментами;
занимается рукоделием
все те, кто родился осенью;
у кого есть сын;
у кого больше 2-х детей;
кто имеет водительские права
Предлагаем Вам ответить на вопросы. Каждая команда будет получать 1 балл за правильный ответ.
Вопросы для детей:
Сколько в классе мальчиков?
Кто из ребят самый высокий?
Сколько тетрадей в день проверяет Елена Валерьевна? (памятка по ведению тетрадей и дневников)
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
Кто самый главный в школе? Назовите помощников директора?
Какой урок самый важный и необходимый?
Какие записи в дневнике чаще всего делает учитель? (показ фотографий внешнего вида учащихся)
Вопросы для родителей:
Сколько в классе девочек?
Посещает ли ваш ребёнок библиотеку? (игра «Правила поведения в библиотеке»)
Что должен делать ученик на перемене?
Какие правила должен соблюдать ученик на уроке?
Можно ли по дневнику определить характер ученика? (показать сценку учеников «Кто кого обидел первый?»)
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
Дети инсценируют стихотворение.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил…
- И я дружил…
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Правила работы с книгой:
Я буду читать правила. Если утверждение верное – надо хлопнуть в ладоши. Если утверждение неверное топните ногой.
Книги возвращаются в библиотеку точно в срок.
Книги не обязательно возвращать.
В книге надо загибать уголки, пачкать страницы, рисовать
Если страница плохо держится – вырви её.
Взятую книгу читать не надо. Подержи её дома и отнеси.
Обязательно сделай закладку и пришей к корешку учебника
Не обворачивай учебник, итак сойдёт
Листай и шурши страницами громко! и делай из них веер.
Бей книгой по голове друга
Если порвалась страничка, подклей её
Таким образом, мы высветили некоторые недочёты в поведении ребят. Я думаю, из сегодняшнего разговора они сделают некоторые выводы.
3 этап - Это психолого-педагогическое просвещение.
На этом этапе вы можете подчеркнуть значение трудового воспитания, физического воспитания, дисциплины, нравственного воспитания, здоровья ребёнка, можно предложить показать сценку:
Сценки исполняют родители со своими детьми.
Сценка “ВСЁ В ПОРЯДКЕ”
– Мама приходит с работы,Мама снимает ботыМама проходит в дом,Мама глядит кругом– Был на квартиру налёт?–Нет.– К нам заходил бегемот?–Нет.– Может быть, дом не наш?–Наш.Может не наш этаж?–Наш. Просто приходил Серёжка,Поиграли мы немножко.– Значит, это не обвал?– Нет.– Слон у нас не танцевал?– Нет.– Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.
Сценка “ПОМОЩНИК”
– Миша, сбегай к тёте Оле,попроси немного соли.– Соли?– Соли.– Я сейчас!– Ох, и долог Мишин час!Ну, явился, наконец!Где ты бродишь, сорванец?– Встретил Сашку и Сережку…– Что ж потом?– Искали кошку.– А потом?– Потом – нашли.– А потом?– На пруд пошли.– А потом?– Поймали щуку.Еле вытащили злюку!– Щуку?– Щуку.– Но, позволь, а где же соль?– Какая соль?!!
Предлагаем вашему вниманию следующий фрагмент родительского собрания, цель которого – нравственное и духовное воспитание.
(Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею).
Мальчик и девочка: Ой, здравствуйте!
Фея: Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?
Мальчик и девочка: А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?
Фея: О празднике семьи.
Мальчик и девочка: Семья? А что это такое? Мы живём на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.
Фея: Мне вас жаль, дети Голубой Планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам помогут ребята планеты Земля?
Фея: Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте!
(сценка)
Ученик 1.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный и в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Ученик 2.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с мамой и папой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я, был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Ученик 3.
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку
И гладит мои волосы слегка.
Ученик 4.
Сегодня в доме выходной,
Сегодня- воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,
Для мамы готовим печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладём на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама… помоет посуду.
Ученик 5.
Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
Ученик 6.
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придёт поздравить вся семья, –
Готовим угощенье!
Две бабушки мои придут
И два солидных деда,
Рассказы слушать их люблю
Про светлый день Победы!
Придёт любимая сестра
С племянницей-малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
Учитель: посмотрите видеоролик «Что такое семья?»
Задания: изобразите как….
Мама спешит на работу.
Папа моет посуду.
Дедушка читает газету.
Сестра собирается на встречу с друзьями.
Бабушка печёт пироги.
Папа требует дневник.
Все вместе:
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Решение собрания.
Рекомендовать папам проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
Стараться строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Как можно чаще советуйтесь друг с другом по проблемам воспитания ребёнка.
Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Глубоко был прав А.С.Макаренко «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми…как вы радуетесь, печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение… А если вы дома грубы, хвастливы или пьянствуете, если оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже плохо воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут»
Помните, что основное в воспитании культуры поведения – личный пример самих родителей
4 этап родительского собрания – обсуждение организационных вопросов
5 этап – личные беседы с родителями. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
Спасибо за внимание! Музыкальный подарок.
Гладкова Наталья Евгеньевна исполнит музыкальное произведение
Памятка для классного руководителя
Методы работы с родителями:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные). Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Формы организации занятий:
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Индивидуальные тематические консультации.
Внимание!
Не стоит:
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов
Давать негативную оценку классу
Избирать для общения назидательный тон
Будьте предельно корректны и тактичны
Помните!
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
Сколько в классе мальчиков?
Кто из ребят самый высокий?
Сколько тетрадей в день проверяет Елена Валерьевна?
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?
Кто самый главный в школе? Назовите помощников директора?
Какой урок самый важный и необходимый?
Какие записи в дневнике чаще всего делает учитель?
Вопросы для родителей:
Сколько в классе девочек?
Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?
Что должен делать ученик на перемене?
Какие правила должен соблюдать ученик на уроке?
Можно ли по дневнику определить характер ученика?
Какие принадлежности должны быть школьном портфеле?