Обобщение опыта работы учителя ИЗО по теме:«Развитие познавательного интереса и творческих способностей на уроках изобразительного искусства»


Обобщение опыта работы учителя ИЗО и технологии
Фелингер Аниты Александровны, МБОУ СШ№6
Г. Выкса Нижегородской области.
« Развитие познавательного интереса и творческих способностей на уроках изобразительного искусства».
Слайд 1. Информационный отдел обобщения опыта. «Дело не только в том, чтобы научить детей видеть,
чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо
сложнее – необходимо сформировать у них умение творить
прекрасное в своей повседневной деятельности,
повседневном труде, повседневных человеческих отношениях»
Б.М. НеменскийМне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
25 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Слайд 2. Актуальность проблемы.
Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. В условиях реализации новых стандартов образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Слайд 3. Основная цель предмета «Изобразительное искусство»
раскрыть и развить потенциальные художественные способности и одаренность, заложенные в ребенке
Основными задачами является:
познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними
совершенствовать художественные способности при работе нетрадиционными техниками изображения
стимулировать интерес к изобразительной деятельности
закрепить приобретенные умения и навыки и показать широту их возможного применения
Слайд 4. Организация учебно-воспитательного процесса.
Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей мне помогает не только урок, но и кружковая работа и внеурочная деятельность, которые взаимосвязаны друг с другом. Здесь я придерживаюсь стратегии развития творчества:
Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.Слайд 5. Нетрадиционные способы рисования.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В настоящее время появилось много новых художественных материалов, что позволяет расширить диапазон видов творческих работ. При работе с детьми я использую как традиционные так и нетрадиционные художественные техники:
рисование акварелью (в различных видах и жанрах)
рисование гуашью
монотипия
рисование воском
рисование пятном
рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия
оттиск поролоном
рисование природным материалом
ниткографияаппликация, мозаика
коллаж
графика
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Каждый урок заканчивается выставкой работ учащихся.
Слайд 7. Коллективно-творческие дела (КТД)
Кроме индивидуальной работы я использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов.
Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач.
Совместная творческая деятельность позволяет сплотить ученический коллектив, развивает умения помогать, сотрудничать, объективно оценивать свою работу и работы других. В процессе совместной эстетической деятельности во время занятий ученики приобретают и совершенствуют опыт творческого обмена и общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Коллективную деятельность следует планировать заранее, применяя различные методы и приемы организации совместно - индивидуальной деятельности.
Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту.
Безусловно, направляющую роль коллективной деятельности в классе играет преподаватель. Во фронтальной работе с учащимися он ставит задачу или занимательную проблему, руководит поиском ее решения, определяет индивидуальные задания, корректирует работу учащихся. На заключительном этапе учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции несколько помощников из числа учеников. В конце урока проводится совместный анализ результата коллективной работы.
Слайд 8. Проектная деятельность
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе. Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
Слайд 9. ФГОС определяет включение проектной деятельности в рабочие программы по изобразительному искусству, рекомендуя учителям самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы школьников и возможности образовательного учреждения.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.
Каждая группа должна обязательно защитить свой проект и одной из лучших оценок для детей является не оценка в прямом смысле, а одобрение одноклассников.
Проекты можно создавать на занятиях внеурочной деятельности. Я использую эту методику для работы в группах по следующим темам:
«Наша сказка», «Путешествие в сказочный лес», «Весенний букет».
В 5-7 классах:
5 класс «Легенды и мифы древней Греции»,
6 класс: «Сатирические образы человека»,
7 класс: «В мире литературных героев».
Создание совместных проектов в разных группах помогает создавать очень интересные работы, в этой работе нет пассивных детей, каждый понимает, что от его участия и качества работы зависит результат. Очень важно ,чтобы соблюдались все этапы работы на уроке, где дети будут создавать проекты. Семиклассники с удовольствием создают свои книжки, куда пишут свои собственные произведения, иллюстрируют их, а потом защищают свой проект, представляя его классу.
Слайд10, 11 Внеурочная деятельность.
Очень люблю занятия в начальной школе, до занятия дети встречают и спрашивают с надеждой на необычный урок: «А что мы сегодня будем делать?». Слыша этот вопрос просто прийти и без подготовки провести урок нельзя. Чтобы не обмануть ожидания детей нужно очень тщательно подготовиться к каждому занятию. Нравится ребятам и музыкальное сопровождение занятий, это может быть музыка в тему занятия или просто легкая музыка, композиции.
Информационные технологии.
В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования ИКТ, что даёт возможность использовать различные интерактивные технологии и методики.
ИКТ можно использовать в разных целях:
демонстрации и обучения, отдыха во время физ.минуток, музыкального и эмоционального сопровождения уроков, показа этапов работы над определённой темой и т.д.
Для этого использую не только свои презентации , но и опыт других преподавателей, , провожу тестирование, ученики и сами с большим интересом делают презентации на определённые темы, например представляют творчество художников, занимательный материал.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
повышение продуктивности подготовки учащихся;
индивидуализация работы самого учителя;
ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
усиление мотивации к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения.
Применение на уроках информационных технологий дает возможность для реализации творческого потенциала учащихся за счет возможностей компьютерной техники, способствует повышению уровня самостоятельной работы, повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.  
Слайд 12,13 В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с одаренными детьми . На уроках ИЗО я ставлю     своей    целью  помочь талантливому ребенку раскрыть творческий потенциал и способностьсоздаватьпрекрасное своими руками. Эти учащиеся активно принимают участия в конкурсах, фестивалях, в школе проходят их творческие выставки.
Слайд 14. Логическим продолжением уроков является работа детского объединения «Художественные промыслы»
Уже несколько лет я работаю руководителем детского объединения «Художественные промыслы». Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Программа расширяет представление учащихся о декоративно – прикладном искусстве, знакомит с его историей, особенностями приёмов традиционного письма. Городецкой, Хохломской, Полхов – Майданской росписями, флористикой, занимательным рисование, рукоделием, коллажем и декупажем.
Актуальность данной программы обусловлено её практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в оформление интерьера, выполнение различных панно, стен газет, школьных праздников, изготовлении вязанных и швейных изделий.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий, которые способствуют художественному и эстетическому развитию учащихся, формируется и воспитывается усидчивость, умение наблюдать, выделять главное. Развиваются индивидуальные особенности ребёнка, идёт раскрытие творческого потенциала Слайд 15. «Фестиваль ремёсел»
Неоднократно воспитанники становились призерами и финалистами конкурсов на различных уровнях : *диплом 1 степени объединения «Художественные промыслы» 2015г.; *диплом 3 степени объединения «Художественные промыслы» 2011г.; *грамота объединения «Художественные промыслы» 2008г.;

Слайд 16. Мои успехи:
Обучая ребят, я учусь сама, постоянно находясь в творческом поиске. Принимаю постоянное участие в подготовке и проведении школьных, районных методических объединений, методических советов, являюсь членом аттестационной комиссии по технологии, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.
Подготовленные мной выступления, презентации по различным
проблемам обучения интересны и содержательны:
* сообщение на РМО «Активизация учащихся на уроках технологии», *презентация опыта на педагогическом совете: «Формирование чувства прекрасного на уроках и в кружковой работе». *Семинар –практикум на РМО «Создание школьной игротеки как средство интеграции основного и дополнительного образования в школе». 2013г. *2015г. на РМО был дан открытый урок по технологии по ФГОС «Обработка накладного кармана» . * 2016г Мастер-класс ко « Дню славянской письменности» в Д.К. «Радуге»
Награждена:
* Почётной грамотой управления образования за добросовестный творческий труд в системе образования - 2013 г.
*Почётной грамотой за добросовестный труд и активное участие в подготовке выставки « Дары природы» МБОУ СОШ №6 2016 г
*Почётной грамотой за добросовестный и плодотворный труд в связи с Днём Учителя. МБОУ СШ №6 2015 г
*Почётной грамотой управления образования за подготовку победителя муниципального этапа олимпиады по технологии.2015г.
.*Благодарность управления образования за подготовку победителя муниципального этапа олимпиады по технологии.2013г.
*Благодарственное письмо Оргкомитета Региональной олимпиады по технологии за вклад в развитие образовательной области «Технология".2013г.
Призёр выставки - конкурса творчества работников учреждений образования в номинации «Вязание» 2013г.
Слайд17. Достижения моих учеников
Учащиеся являются постоянными участниками и победителями школьных и районных олимпиад по технологии»
*2016г.-Азова Мария- 2 место (8кл.) *2015 Панина Анастасия -1место(11кл.) *2012г.-11кл -1 место.-2011г.- 10кл.-1 место. 2010г.- 9кл.-, 2 место. 2009г.- 2 место (Самсонова Надежда); 2008г.-2место.
Участниками и призёрами различных конкурсов:
*Диплом 1 степени конкурса декоративно-прикладного творчества «Роспись по ткани» (Полинова Елена) 2016г. *Грамота за участие в областном конкурсе за оригинальность композиции в номинации «Декоративная роспись» (Полинова Елена) 2016г. * Диплом 1 степени районного конкурса «Мир книги» 2015г. (Варламова Валентина); *Почётная грамота за оригинальное изобразительное решение «Мир книги» (Кутяева Ольга) 2015г. *Грамота за 1 место в конкурсе «Скажем спиду- нет!». (Суворкина Анастасия) 2014г. Слайд 18. Оглодкова Валентина
*Диплом 1 степени конкурса декоративно-прикладного творчества «Роспись по ткани» (Оглодкова Валентина) 2014г. * Диплом 1 степени конкурса «Я вхожу в мир искусства» (Оглодкова Валентина) 2013г. * Диплом 1 степени конкурса «Я вхожу в мир искусства» регионального этапа (Оглодкова Валентина) 2013г. * Диплом конкурса «Я вхожу в мир искусства» за участие в отборочном этапе Всеросийского конкурса (Оглодкова Валентина) 2013г. * Диплом «Декоративно- прикладного творчества» Победитель Всеросийского конкурса (Оглодкова Валентина) 2013г.
Слайд 19. Полинова Елена
Слайд 20. Детское творчество
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование нравственных и личностных качеств человека, его духовного мира, формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, развивает творческое воображение.
Спасибо за внимание.