Рабочая прграмма по литературе 5 класса по программе Г.С.Меркина ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Программа по литературе для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и авторской программы по литературе для 5-11 классов авторы-составители Г. С. Меркин,С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Данная программа включает разделы: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Общую характеристику предмета», «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательной деятельности».

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтение вот лучшее учение», утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Целями изучения предмета «Литература» являются: 
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Содержание школьного литературного образования концентрично. Внутри концентра три возрастные группы (56, 78 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе ХVIII, ХIХ и ХХ веков.
В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе внимание к книге; в 6 классе художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы это живое поступательное движение.
В данной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.7. Русская литература второй половины XX в.8. Литература народов России.9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Сведения по теории и истории литературы.
13. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 110 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся 5 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Базисный учебный образовательный план МОБУ СОШ № 15 в соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объеме 102 ч.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа


ВВЕДЕНИЕ

1


Мифология.

2


Устное народное творчество

2


Сказки.

5


Из древнерусской литературы

2


Басни народов мира.

1


Русские басни.

2


И.А. Крылов.

3


С. В. Михалков

1

Литература XIX века.

34


А.С. ПУШКИН

6


Поэзия 19 века о родной природе.

2


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

3


Н. В. ГОГОЛЬ
Повесть «Ночь перед Рождеством».

5


И.С. ТУРГЕНЕВ Рассказ «Муму»

6


Н.А. НЕКРАСОВ

3


Л.Н. ТОЛСТОЙ Рассказ «Кавказский пленник».

7


А.П. ЧЕХОВ

2

Из литературы ХХ века.

24


И.А. БУНИН

2


Л.Н. АНДРЕЕВ Рассказ «Петька на даче»

3


А.И. КУПРИН «Золотой петух».

1


А.А. БЛОК

3


С.А. ЕСЕНИН

3


А.П. ПЛАТОНОВ. Рассказ «Никита».

2


П.П. БАЖОВ Сказ «Каменный цветок».

3


Н. Н. Носов. Рассказ «Три охотника»

1


В. П. Астафьев

2


Е.И. НОСОВ. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

1


Родная природа в произведениях писателей XX века

3

Зарубежная литература

12


Д. ДЕФО. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

2


Х.К. АНДЕРСЕН. Сказка «Соловей»

2


М. ТВЕН. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок)

3


Ж. РОНИ-СТАРШИЙ. Повесть «Борьба за огонь » (отдельные главы).

2


ДЖ. ЛОНДОН. «Сказание о Кише»

2


А. ЛИНДГРЕН. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок)

1


Итоговый урок.

2


Резервный урок

1


Внеклассное чтение
«Вокруг тебя – мир»

10


ИТОГО

102


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

5 КЛАСС(102ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Книга твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель книга читатель. Книга художественная и учебная
Мифология (2 часа)
Рассказ о мифе и мифологии. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Устное народное творчество (7 часов)
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы (2часа)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира. (1 час)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Жак де Лафонтен «Лисица и виноград»
Русские басни. (6 часов)
Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество основные темы басен. Русская басня в X X веке.
М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное и басне. Образный мир басен И.А. Крылова
Русская басня в XX веке. С. В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика
Литература XIX века.
А.С. ПУШКИН (6 часов)
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне»
Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».
Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия 19 века о родной природе. (2 часа)
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды ».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном »
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу
Н. В. ГОГОЛЬ (5 часов)
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести
И.С. ТУРГЕНЕВ (6 часов)
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» ». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык ». Стихотворение в прозе «Воробей»


Н.А. НЕКРАСОВ (3 часа)
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Л.Н. ТОЛСТОЙ (7 часов)
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Отношение писателя к событиям Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
А.П. ЧЕХОВ (2 часа)
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Из литературы ХХ века.
И.А. БУНИН (2 часа)
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина.
Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении.
Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ (3 часа)
Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
А.И. КУПРИН (1час)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А.А. БЛОК (3 часа)
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей;
Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН (3 часа)
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.
Малая и большая родина. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде...»,
«Поет зима аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... ». Единство человека и природы
А.П. ПЛАТОНОВ (2 часа)
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита», «Цветок на земле». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
П.П. БАЖОВ (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Н. Н. Носов. 1 (час)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
В. П. Астафьев (2 часа)
«Васюткино озеро»
Е.И. Носов (1 час)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей XX века (3 часа)
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь »;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).
Д. ДЕФО (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра
Х.К. АНДЕРСЕН. (2 часа)
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность
М. ТВЕН. (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок) Мир детства и мир взрослых
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ. (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь » (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека
ДЖ. ЛОНДОН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых)
А. ЛИНДГРЕН. ((1 час)
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок)
Итоговый урок. (2 часа)
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»)
Резервные уроки 11часов

Раздел 11. Сведения по истории и теории литературы(4 часа)
Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования (6 часов)
1. Аудиторные сочинения – 3
2. Домашние сочинения – 1.
3. Составление простого плана – 1.
4. Анализ стихотворения – 1.
Резервное время в количестве 10 часов отведено на внеклассное чтение по пособию «Вокруг тебя – мир». 1 час отводится на обобщение изученного в конце года.

Прогнозируемые результаты изучения литературы в 5 классе

Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться

Устное народное творчество

 осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
 видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.
 учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;
 выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
 пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
 выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.
 сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
 рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,
 сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
 воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
 определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
 выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
 создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос;
 сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;
 работать с книгой как источником информации.
 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
 оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
 создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
 сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
 представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).




ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется

№ П/П
НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВО

Библиотечный фонд


Литература 5 класс. Автор-составитель Г. С. Меркин. Учебник в 2-х частях. М., Русское слово, 2013.
По количеству учащихся

Печатные пособия


Рабочая тетрадь по литературе в 2-х частях. Ф. Е. Соловьева
По количеству учащихся


«Русские писатели 19 века»
1


«100 великих имён в литературе»
1


«Большой поэтический словарь»
1


В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»
1


Энциклопедия для детей «Литература» в 2-х томах
1


«Шедевры русской живописи»
1


Словарь славянской мифологии
1

Таблицы


Роман «Евгений Онегин» 3 части



Роман «Герой нашего времени» 3 части



Поэма «Мёртвые души» 2 части



Роман «Отцы и дети» 2 части



Роман «Преступление и наказание» 2 части



Роман «Война и мир» 3 части



Термины поэтики литературного произведения



Размеры стиха



Рифма



Ритм



Виды строф



Схема анализа стихотворения



Жанры лирики



Лирический герой



Темы и мотивы лирики



Твёрдые стихотворные формы



Художественные системы в литературе



Классицизм



Сентиментализм



Романтизм



Реализм



Модернизм



Тропы (двусторонний)



Фигуры речи (двусторонний)



Роды и жанры литературы (двусторонний)






Технические средства обучения


Компьютер
1


Телевизор Samsung
1


Интерактивная доска Smartboard
1

Экранно-звуковые пособия


Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»
(Автор: Г. С. Меркин)
1


Уроки Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс
1


Уроки Кирилла и Мефодия. Литература 6 класс
1


Уроки Кирилла и Мефодия. Литература 7-8 класс
1


Уроки Кирилла и Мефодия. Литература 9 класс
1


Мультимедийный тренажёр по литературе «Готовимся к ЕГЭ»
1


Мультимедийная энциклопедия «Русская литература»
1


Мультимедийная энциклопедия «Русская литература»
1


Мультимедийное учебное пособие «Мировая художественная культура»
1


Библиотека русской классики
1


БЭНП «Литература»


МЕДИАТЕКА


Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1


Видеоролики по творчеству писателей и поэтов 18 – 20 века.























13PAGE \* MERGEFORMAT141415




іђ Заголовок 1 Заголовок 215