Рабочая программа Русский язык. 9 класс (для классов с углубленным изучением предмета)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
«____»______________2013 г.
Протокол № _____
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии
Казанцева Т.В.
«___»___________2013 г.
Приказ № _____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
углубленного изучения русского языка
9 класс
(профильный уровень)
(136 часов)




Автор:
Программа разработана
учителем русского языка и
литературы
Третьяковой Аллой Викторовной




Пояснительная записка
Рабочая программа углубленного изучения русского языка предназначена для IX классов социально-гуманитарного направления. Она составлена из расчета: 136 ч 4 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.
Программа IX классов представляет собой углубленный вариант действующей программы общеобразовательных учреждений Русский язык. 5-9 классы (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.) Москва, «Просвещение», 2011, в котором усилены функциональный подход к изучению синтаксиса (к особенностям употребления синтаксических единиц, их роли в речи), внутрипредметные связи, а также практическая направленность курса по овладению учащимися знаниями, умениями и навыками устной и письменной речи.
В отличие от базовой программы в рабочей программе больше внимания уделено таким вопросам, как назначение знаков препинания, роль главных и второстепенных членов предложения как средств более точной и выразительной передачи содержания высказывания, использование различных синонимических конструкций в речи. Значительное место отводится формированию умения произносить предложения различных синтаксических структур с правильной интонацией, передавая тем самым различные оттенки. В программе в два раза увеличено количество часов на уроки развития связной речи. Это будет способствовать более успешному решению задач по формированию навыков связной речи, повышению речевой культуры гимназистов, выработке навыков правописания и выразительности чтения.

Следует отметить, что при составлении предлагаемой рабочей программы использовалась также программа авторов Ю.С. Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой для классов с углубленным изучением русского языка в 8-9 классах.
Предлагаемая рабочая программа направлена на повторение и систематизацию сведений по фонетике, лексике, морфологии, орфографии и пунктуации.
Необходимость изменений базовой программы по русскому языку вызвана тем, что в соответствие с учебным планом гимназии на изучение русского языка в классах социально-гуманитарного направления отводится 136 часов в год, что превышает предлагаемое базовой программой количество часов (105 по базовой) на 31 урок в год. В то же время существующая программа авторов Ю.С. Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой для классов с углубленным изучением русского языка в 8-9 классах не переиздавалось с 1992 года и не удовлетворяет требованиям подготовки к ГИА., а существующие более современные программы рассчитаны на углубленное изучение языка с 5 класса, а потому не могут быть использованы из-за нарушения преемственности: в МБОУ гимназии №1 им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска углубленное изучение русского языка начинается с 8 класса.

Изменения, внесенные в примерную и авторскую программу.
В связи с необходимостью усиления практической направленности курса количество уроков развития речи увеличилось на 14 часов (было 16, стало 30), что соответствует рекомендациям программы авторов Ю.С. Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой для классов с углубленным изучением русского языка в 8-9 классах. Кроме этого внесены определенные коррективы в содержание курса:

Базовая программа
Коррективы
Обоснование

1
Сложное предложение.(было 11 час.)
Уменьшено количество часов на два часа (стало 9)
Тема освоена достаточно глубоко в 8 классе

2
Сложносочиненное предложение (было 5 час.)
Увеличено количество часов на два (стало 7)
Углубленно изучается тема «Знаки препинания в сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире для выражения неожиданного результата действия, быстрой смены событий и др.» , так как эта тема трудная для усвоения учащимися, но в то же время позволяет более точно передавать семантику сложных предложений

3
Сложноподчиненные предложения (было 31час.)
Добавлено 5 часа (стало 36 час)
Добавлены темы «Многозначные придаточные предложения. Сложноподчиненные предложения и другие виды простых и сложных предложений как синтаксические синонимы. Особенности употребления сложноподчиненных предложений в разных стилях речи», по рекомендации программы авторов Ю.С. Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой для классов с углубленным изучением русского языка в 8-9 классах и в соответствии с целями курса


4
Бессоюзное предложение (было 11 час.)
Добавлено два часа (стало 13).
Работа над употреблением бессоюзных предложений в разных стилях способствует более глубокому изучению языка

5
Сложные предложения с различными видами связи (было 10 часов)
Добавлен 1 час ( стало11 часов)
Добавлена тема «Особенности пунктуации при стечении знаков»,что соответствует программе углубленного изучения русск- ого языка

6

Вводится раздел «Общие сведения о языке» (2 часа)
Этот раздел вводится с учетом рекомендаций программы углубленного изучения русск- ого языка: рассматривается роль языка в жизни общества, язык как развивающееся явление, особенности формирования и развития русского языка, русский язык в современном мире

7
Систематизация и обобщение изученного (было8 час.)
Добавлено 5 часов (стало16 )
Используются рекомендации программы авторов Ю.С. Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой для классов с углубленным изучением русского языка в 8-9 классах с целью усиления практической направленности курса, более качественной подготовки к ГИА, получения глубоких и прочных знаний по предмету




Цели обучения
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность и имеет специальные и общепредметные цели.
Специальными целями преподавания русского языка являются: формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Лингвистическая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружая их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном языке и речи)
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения практических задач:
- формирования прочных орфографических и пунктуационных навыков (в пределах программных требований);
- овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Практическая направленность обучению русскому языку требует особого внимания к вопросам теории, служащих базой для формирования орфографических, пунктуационных речевых умений и навыков. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков проводится непрерывно на протяжении курса и на неё отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное. Программа позволяет совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Разнообразие форм и методов работы повышает интерес к русскому языку, способствует более качественному его преподаванию.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Работа по культуре речи .
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Одно из основных направлений преподавания русского языка организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали , могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума', необходимого для грамотного человека.
Обучая школьников русскому языку в VIX классах, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма.
В связи с этим особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся овладение нормами русского литературного языка, которое предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений..
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, у учащихся вырабатывается привычка обращаться к этим пособиям.
Предусмотрены наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с 14

литературой. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных; на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкойсо звуком, тембром, интонацией.
Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Применение программы в процессе преподавания русского языка. Учитель имеет право давать учащимся сходные и сложные темы обобщенно (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного.
Таким образом, программа рассчитана на 136 учебных часов, количество контрольных работ-6, количество уроков развития речи-30, количество контрольных сочинений-6, количество контрольных изложений-6


Требования к уровню подготовки учащихся
К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками. Учащиеся, изучив тему «Сложносочиненные предложения», должны уметь:
различать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения (одновременности, последовательности, причинно-следственные, сопоставительные, противительные и др.);
пользоваться в речи сложносочиненными предложениями и простыми предложениями с однородными членами как синтаксическими синонимами;
правильно интонировать сложносочиненные предложения с разными смысловыми отношениями;
правильно ставить запятые в сложносочиненных предложениях; пользоваться тире между простыми предложениями для выражения неожиданного результата действия, быстрой смены событий, следствия и др.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение текста, включающего сложносочиненные предложения с различными смысловыми отношениями между их частями; текст, целесообразно используя простые и сложносочиненные предложения, исправляя допущенные орфографические ошибки;
проверить пунктуационное оформление текста с учетом смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений;
подготовить сообщение на тему: «Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложносочиненного».

Изучив тему «Сложноподчиненные предложения», учащиеся должны уметь:
различать сложноподчиненные предложения по значениям придаточных;
правильно интонировать сложноподчиненные предложения с разным положением придаточного по отношению к главному, с указательными словами, сложными и двойными союзами; соблюдать литературную норму при построении сложноподчиненных предложений;
использовать в речи сложноподчиненные, сложносочиненные и простые предложения с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы;
различать стилистическую окраску союзов и правильно употреблять их в разных стилях речи;
использовать сложные союзы для выражения различных смысловых оттенков;
правильно ставить запятые в сложноподчиненном предложении.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение текста, включающего различные по структуре сложноподчиненные предложения;
2) отредактировать текст, целесообразно используя сложноподчиненные предложения и их синонимы;
составить текст научного стиля, используя сложноподчиненные предложения с разными союзами, орфографически правильно оформляя его;
подготовить сообщение на тему «Как определить вид придаточного предложения по значению».
Изучив тему «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», учащиеся я должны уметь:
различать предложения с последовательным подчинением и с соподчинением;
соблюдать литературную норму при построении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
правильно интонировать предложения с несколькими придаточными в устных высказываниях и при чтении;
использовать в речи сложноподчиненные предложения с соподчинением и последовательным подчинением;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными.
Примерные практические работы:
подготовить выразительное чтение текста, включающего сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
отредактировать текст, устранив ошибки в употреблении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, а также орфографические и пунктуационные ошибки;
составить текст, используя в нем сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными как выразительное средство языка;
подготовить сообщение на тему «Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными».
Изучив тему «Бессоюзные сложные предложения», учащиеся должны уметь:
различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного;
правильно интонировать бессоюзные сложные предложения в устном высказывании и при чтении;
пользоваться в речи бессоюзными предложениями и их синонимами;
правильно ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение текста, включающего бессоюзные сложные предложения, обратив особое внимание на передачу средствами интонации смысловых отношений между его частями;

2) отредактировать текст, целесообразно используя бессоюзные и союзные предложения, устраняя допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
составить текст, используя в нем бессоюзные сложные предложения как средства выразительности;
подготовить сообщение на тему «Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений».

Изучив тему «Сложные предложения с различными видами связи», учащиеся должны уметь:
различать сложные синтаксические конструкции по основному типу связи;
правильно интонировать предложения с различными видами связи в устном высказывании и при чтении;
правильно употреблять в речи сложные предложения с различными типами связи;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с различными типами связи.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение художественного, научного, публицистического текста, включающего сложные предложения с различными видами связи;
отредактировать текст, целесообразно используя сложные предложения с различными видами связи, устраняя орфографические и пунктуационные ошибки;
составить текст проблемной статьи, употребляя сложные предложения с различными видами связи, на одну из тем: «Почему надо быть вежливым?»; «Что такое дружба?» и т. п.;
4) подготовить сообщение на тему «Виды сложных предложений по основному типу связи».
Изучив тему «Общие сведения о языке», учащиеся должны уметь:
различать стили речи и определять их основные стилевые черты;
употреблять слова, их формы, обороты речи, синтаксические конструкции в соответствии с речевой ситуацией;
подготовить сообщение (доклад) на одну из тем данного раздела.
Примерные практические работы:
составить тезисы и конспект научной статьи;
составить тексты высказывания на одну из предложенных тем с учетом конкретной речевой ситуации;
подготовить сообщения на одну из следующих тем: «Почему мы так говорим?»; «Из истории наших имен и фамилий»; «Знакомые с детства названия»; «Словари наши друзья и помощники».
В конце года, обобщив изученное, учащиеся должны уметь:
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
подготовить и сделать доклад на общественно-политическую, морально-этическую и историко-литературную тему;
составить тезисы и конспект статьи публицистического характера, лекции или устного выступления;
писать сочинения публицистического характера на общественно-политическую и морально-этическую темы;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.





Содержание
(136 часов)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русский язык среди других языков мира. Международное значение русского языка.

ПОВТОРЕНИЕ (11 ч )
Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи. Простое предложение его грамматическая основа. Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения. Состав текста. Способы сжатия текста. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 час)
Сложносочиненные предложения.. Виды сложных предложений и употребление их в речи. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(7 час )
Сложное предложение и его особенности. Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложносочиненного. Способы их выражения с помощью союзов. Особенности интонации. Знаки препинания в ССП. Точка с запятой и тире в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим членом
Синтаксические синонимы ССП. Авторское употребление знаков препинания.
Пунктограммы: Запятая в сложносочиненном предложении, Тире в сложносочиненном предложении.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения (одновременности, последовательности, причинно-следственные, сопоставительные, противительные и др.);
пользоваться в речи сложносочиненными предложениями и простыми предложениями с однородными членами как синтаксическими синонимами;
правильно интонировать сложносочиненные предложения с разными смысловыми отношениями;
правильно ставить запятые в сложносочиненных предложениях; пользоваться тире между простыми предложениями для выражения неожиданного результата действия, быстрой смены событий, следствия и др.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение текста, включающего сложносочиненные предложения с различными смысловыми отношениями между их частями; текст, целесообразно используя простые и сложносочиненные предложения, исправляя допущенные орфографические ошибки;
проверить пунктуационное оформление текста с учетом смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений;
подготовить сообщение на тему: «Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложносочиненного».

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
( 36 час)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложноподчиненного. Строение сложноподчиненного предложения; главное и придаточное предложения; место придаточного предложения; средства связи главного и придаточного предложений (союзы, союзные и указательные слова), их роль в выражении смысловых отношений. Употребление сложных союзов в сложноподчиненном предложении. Особенности интонации. Основные виды придаточных предложений по значению, в том числе и придаточные присоединительные.
Многозначные придаточные предложения. Сложноподчиненные предложения и другие виды простых и сложных предложений как синтаксические синонимы. Особенности употребления сложноподчиненных предложений в разных стилях речи.
Пунктограммы: Запятая между главным и придаточным предложением. Запятые для выделения придаточного предложения внутри главного.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать сложноподчиненные предложения по значениям придаточных;
правильно интонировать сложноподчиненные предложения с разным положением придаточного по отношению к главному, с указательными словами, сложными и двойными союзами; соблюдать литературную норму при построении сложноподчиненных предложений;
использовать в речи сложноподчиненные, сложносочиненные и простые предложения с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы;
различать стилистическую окраску союзов и правильно употреблять их в разных стилях речи;
использовать сложные союзы для выражения различных смысловых оттенков;
правильно ставить запятые в сложноподчиненном предложении.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение текста, включающего различные по структуре сложноподчиненные предложения;
2) отредактировать текст, целесообразно используя сложноподчиненные предложения и их синонимы;
составить текст научного стиля, используя сложноподчиненные предложения с разными союзами, орфографически правильно оформляя его;
подготовить сообщение на тему «Как определить вид придаточного предложения по значению».
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: с последовательным подчинением и соподчинением придаточных (однородным и неоднородным). Особенности интонации.
Пунктограммы: Запятая или ее отсутствие между подчинительными союзами в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, Запятая или ее отсутствие между однородными придаточными.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать предложения с последовательным подчинением и с соподчинением;
соблюдать литературную норму при построении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
правильно интонировать предложения с несколькими придаточными в устных высказываниях и при чтении;
использовать в речи сложноподчиненные предложения с соподчинением и последовательным подчинением;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными.
Примерные практические работы:
подготовить выразительное чтение текста, включающего сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
отредактировать текст, устранив ошибки в употреблении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, а также орфографические и пунктуационные ошибки;
составить текст, используя в нем сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными как выразительное средство языка;
подготовить сообщение на тему «Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными».

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного: одновременность, последовательность, причина, дополнение, пояснение, условие, время, противопоставление, следствие и др. Интонация как средство выражения смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении (интонация перечисления, пояснения, противопоставления, предупреждения и др.). Бессоюзные и союзные сложные предложения как синтаксические синонимы. Употребление бессоюзных сложных предложений в разных стилях речи.
Пунктограмма Запятая, точка с запятой, двоеточие или тире между частями бессоюзного сложного предложения.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного;
правильно интонировать бессоюзные сложные предложения в устном высказывании и при чтении;
пользоваться в речи бессоюзными предложениями и их синонимами;
правильно ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение текста, включающего бессоюзные сложные предложения, обратив особое внимание на передачу средствами интонации смысловых отношений между его частями;
2) отредактировать текст, целесообразно используя бессоюзные и союзные предложения, устраняя допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
составить текст, используя в нем бессоюзные сложные предложения как средства выразительности;
подготовить сообщение на тему «Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений».

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
(11 ч )
Виды сложных предложений по основному типу связи. Употребление сложных предложений с различными видами связи в художественном стиле речи. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктационный разбор.
Особенности пунктуации при стечении знаков препинания.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать сложные синтаксические конструкции по основному типу связи;
правильно интонировать предложения с различными видами связи в устном высказывании и при чтении;
правильно употреблять в речи сложные предложения с различными типами связи;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с различными типами связи.
Примерные практические работы:
1) подготовить выразительное чтение художественного, научного, публицистического текста, включающего сложные предложения с различными видами связи;
отредактировать текст, целесообразно используя сложные предложения с различными видами связи, устраняя орфографические и пунктуационные ошибки;
составить текст проблемной статьи, употребляя сложные предложения с различными видами связи, на одну из тем: «Почему надо быть вежливым?»; «Что такое дружба?» и т. п.;
4) подготовить сообщение на тему «Виды сложных предложений по основному типу связи».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 час)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Особенности формирования и развития русского языка. Русский язык в современном мире.
Современный русский литературный язык. Его богатство и стилевые, разновидности. Лексическая и грамматическая синонимия как основа стилей. , Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать стили речи и определять их основные стилевые черты;
употреблять слова, их формы, обороты речи, синтаксические конструкции в соответствии с речевой ситуацией;
подготовить сообщение (доклад) на одну из тем данного раздела.
Примерные практические работы:
составить тезисы и конспект научной статьи;
составить тексты высказывания на одну из предложенных тем с учетом конкретной речевой ситуации;
подготовить сообщения на одну из следующих тем: «Почему мы так говорим?»; «Из истории наших имен и фамилий»; «Знакомые с детства названия»; «Словари наши друзья и помощники».
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ЛЕКСИКЕ, ФОНЕТИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ (16 час)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (30 час.)
Обобщение и систематизация сведений об основных стилях и типах речи.
Художественный стиль речи. Образность как основная черта художественного стиля. Художественный стиль речи и стиль художественной литературы. Сходство и различие художественного и публицистического стилей.
Сочинения публицистического характера на общественно-политическую и морально-этическую темы, включающие различные типы речи: повествование с элементами описания, повествование с элементами рассуждения, описание с элементами рассуждения и т. д.
Сочинения публицистического характера с нравственно-психологической характеристикой человека в жанре портретного очерка или проблемной статьи.
Доклад или реферат на указанные темы. Тезисный план и конспект публицистической статьи.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
подготовить и сделать доклад на общественно-политическую, морально-этическую и историко-литературную тему;
составить тезисы и конспект статьи публицистического характера, лекции или устного выступления;
писать сочинения публицистического характера на общественно-политическую и морально-этическую темы;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.




Авторы программы – М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.
Год издания-2011
Издательство «Просвещение»
Количество учебных часов -136
Количество контрольных работ-6
Количество уроков развития речи-30
Количество контрольных сочинений-6
Количество контрольных изложений-6
Учебно-методический комплекс:
Составляющие УМК
Название
Автор
Год издания
Издательство

Учебник
Русский язык. 9 класс
Тростенцова А.В.,Ладыженская Т.А,
2010
Просвеще-ние

Другое

Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

Современная русская орфография

Тесты по русскому языку

Русский язык. Орфография




Под ред. Н.А. С





Кайдалова А.И., Калинина И.К.

Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В.



Бушуева М.М.
2011







1983.




2003



1994.

Легион







Высшая школа


МарТ


МАРК



Тематическое планирование уроков по русскому языку
в социально-гуманитарном 9 классе
(136 ч.)

№ П/П
Тема урока
Дата
Примеч.

1.
Русский язык среди других языков мира.



2.
Повторение.Устная и письменная речь.



3.
Монолог и диалог



4
Стили речи



5
Простое предложение его грамматическая основа.



6
Знаки препинания в простом осложненном предложении при однородных членах



7
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Пунктуация при обособленных членах



8
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Пунктуация при обособленных членах



9
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Пунктуация при вводных словах, вводных предложениях, обращениях



10
Рр Текст. Состав текста. Способы сжатия текста. Сжатое изложение по тексту



11
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах.

Контрольный диктант № 1

12
Анализ контрольного диктанта.



13
Понятие о сложном предложении.



14
Основные виды сложных предложений.



15
Особенности употребления сложных предложений . Тестирование № 1.



16
Рр Контрольное сжатое изложение №1

Контрольное изложение1

17
Сложные и бессоюзные предложения



18
Сложные и бессоюзные предложения



19
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения



20
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения



21
Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного



22
Интонация сложного предложения



23
Знаки препинания в сложном предложении. Запятая в СП.




24
Контрольный диктант № 2 по теме «Сложные предложения»

Контрольный диктант № 2

25
Анализ контрольного диктанта.



26
Понятие о сложносочиненном предложении



27
Смысловые отношения в сложносочиненном предложении



28
Сложносочиненное предложение с сочинительными союзами



29
Сложносочиненное предложение с соединительными союзами

.

30
Сложносочиненное предложение с разделительными союзами



31
Сложносочиненное предложение с противительными союзами



32
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения



33
Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим членом




34
Точка с запятой и тире в сложносочиненном предложении.



35
Синтаксический и пунктуационный разбор




36
Подготовка контрольного сочинения на морально- нравственную тему



37
Контрольное сочинение на морально- нравственную тему №1

Контрольное сочинение на морально- нравственную тему №1

38
Повторение темы «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тестирование № 2.



39
Контрольный диктант № 3 по теме «Знаки препинания в ССП»

Контрольный диктант № 3

40
Анализ контрольного диктанта.



41
Рр Тексты разных типов, стилей. Сочинение на лингвистическую тему.



42
Понятие о сложноподчиненном предложении. Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложноподчиненного.



43
Строение сложноподчиненного предложения.



44
Средства связи в СПП.Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.



45
Употребление сложных союзов в сложноподчиненном предложении.



46
Особенности интонации.





47
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении



48
Запятая между главным и придаточным предложением. Запятые для выделения придаточного предложения внутри главного.




49
Р.р. Контрольное сочинение № 2 на лингвистическую тему.


Контрольное сочинение №2

50
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.



51
Сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным.



52
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными.



53
Рр Контрольное сжатое изложение №2 по тексту


Контрольное сжатое изложение №2

54
Виды придаточных обстоятельственных.



55
Придаточные образа действия



56
Придаточные образа меры и степени.



57
Придаточные времени и места.



58
Придаточные предложения условия.



59
Придаточные предложения причины .



60
Придаточные предложения цели.



61
Придаточные предложения уступки



62
Придаточные предложения следствия



63
Придаточные предложения сравнения



64
Придаточные предложения присоединительные



65
Контрольная работа на тему «Определение видов придаточных предложений»



66
Рр Подготовка к контрольному сочинению публицистического характера



67
Рр Контрольное сочинение № 3


Контрольное сочинение №3

68
Многозначные придаточные предложения



69
Практикум на тему «Многозначные придаточные предложения»



70
Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.



71
Пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений.



72
Рр Замена и конструирование сложноподчиненных предложений.



73
Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.



74
Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.



75
Сложноподчиненные предложения с общим членом



76
Тире и точка с запятой в сложноподчиненном предложении



77
Сложноподчиненные предложения и другие виды простых и сложных предложений как систематические синонимы



78
Особенности употребления СПП в разных стилях



79.
Обобщение темы «Придаточные предложения».



80
Обобщение темы «Придаточные предложения».
Тестирование .



81
Контрольный диктант № 4 по теме «Сложноподчиненное предложение»

Контрольный диктант № 4

82
Анализ контрольного диктанта.



83
Понятие о бессоюзное сложном предложении.



84
Интонация в бессоюзном сложном предложении



85
Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Знаки препинания.



86
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления. Знаки препинания.



87
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Знаки препинания.



88
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Знаки препинания.



89
Синтаксический разбор бессоюзного предложения



90
Пунктуационный разбор бессоюзного предложения



91




92
Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение».



93
Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение». Тестирование № 7.



94
Контрольный диктант № 5 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Контрольный диктант № 5

95
Анализ контрольного диктанта.



96
Рр Контрольное сжатое изложение №3по тексту


Контрольное сжатое изложение№3

97
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях .



98
Знаки препинания в сложном предложение с разными видами связи.



99
Практикум. «Знаки препинания в сложном предложение с разными видами связи.»



100
Рр Подготовка к контрольному сочинению по картине.



101
Рр Контрольное сочинение №4 по картине


Контрольное сочинение №4

102
Синтаксический разбор предложения с разными типами связи. Пунктуационный разбор.



103
Р.РПубличная речь



104
Р.Р .Публичное выступление



105
Особености пунктуации при стечении знаков



106
Употребление сложных предложений с разными видами связи .Замена и конструирование предложений с разными видами связи.



107
Повторение темы «Сложное предложение с разными видами связи»



108
Контрольный диктант № 6по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Контрольный диктант № 6

109
Анализ контрольного диктанта.



110
Рр Подготовка к контрольному изложению № 4
по тексту



111.
Р.Р.Контрольное изложение № 4 по тексту


Контрольное изложение № 4

112
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.



113
Современный русский литературный язык. Его богатство и стилевые, разновидности. Лексическая и грамматическая синонимия



114.
Р.р.Подготовка к контрольному сочинению №5



115.
Рр Контрольное сочинение №5

Контрольное сочинение №5

116.
Обобщающее повторение по теме «Фонетика и орфография»



117.
Лексикология



118
Обобщающее повторение по теме «Трудные случаи орфографии



119
Обобщающее повторение по теме «Словообразование и орфография»



120
Р.р. Сжатое контрольное изложению № 5 по тексту


Сжатое контрольное изложению № 5

121
Обобщающее повторение по теме «Морфология и орфография»



122
Обобщающее повторение по теме «Морфология и орфография»



123
Обобщающее повторение по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».



124
Обобщающее повторение по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами».



125
Обобщающее повторение по теме «Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами».



126
Р.Р.Подготовка к контрольное изложение с элементами сочинения



127
Р.Р.Контрольное изложение с элементами сочинения 6

Контрольное изложение №6

128.
Обобщающее повторение по теме «Знаки препинания в вводными словами»



129.
Обобщающее повторение по теме «Знаки препинания в предложениях с обращениями»



130.
Обобщающее повторение по теме «Сложное предложение»



131.
Обобщающее повторение по теме «Сложное предложение» .Тест



132.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и косвенной речью.



133.
Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании



134.
Рр Подготовка к сочинению №6 на лингвистическую тему.



135.
Рр Контрольное сочинение №6 на лингвистическую тему.

Контрольное сочинение №6

136.
Обобщение изученного















Учебно-методические средства обучения

Учебники для учащихся:
Русский язык. 9 класс Т.А. Ладыженская, Дейкина - М.: Дрофа, 2011.
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2010.
Симакова Е.С. Русский язык. 33 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. – М.: АСТ Астрель, 2011.
Учебники для учителя:
Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Практикум по современному русскому литературному языку. Пунктуация. – М.: МУ, 1994.
Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. – М.: Высшая школа, 1983.
Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. – Москва – Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.
Бушуева М.М. Русский язык. Орфография. – М.: МАРК, 1994.
Бушуева М.М. Русский язык. Пунктуация. – М.: МАРК, 1994.
Русский язык. Сборник текстов. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.



Рисунок 115