Проект Что внутри Земли?

Муниципальное образовательное учреждение
начальная образовательная школа № 200





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ




«ЧТО ВНУТРИ ЗЕМЛИ?»





Выполнил:
Бурдейный Артём, 7 лет


Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Щеняева Т. А.




Ульяновск, 2010 Проблема. Человек живёт на планете Земля. Он часто сталкивается с тем, что находится на её поверхности. Но многое происходящее на Земле скрыто от глаз человека. А всё неизведанное, необычное притягивает нас. Дети младшего школьного возраста пытливые исследователи. Им интересны различные явления и процессы происходящие вокруг них.
Проблема, которая рассматривалась в рамках проекта «Что внутри Земли?», возникла случайно. Артём увлекается историей жизни динозавров и, планируя стать археологом, он задался вопросом: «А что внутри Земли? Как глубоко человек может копать вглубь Земли?» Так появилась тема нашего исследования.


Цель: создание условий для развития познавательных интересов младших школьников и раскрытия их творческих способностей.

Задачи:
Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.
Сбор и систематизация информации.
Сформировать представление о внутреннем строении Земли и его работе.
Показать работу Земли в ходе экспериментов.

Материалы и оборудование: модель Земного шара в разрезе (пластилин), два листа бумаги или фольги, модель горы, модель вулкана, бутылка воды, окрашенной в красный цвет, пемза, картотека, DVDдиски.

Сроки проведения проекта: 2 февраля по 22 марта 2010 года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
I этап. Постановка проблемы. (02.02 – 04.02. 2010.)
1) На уроке окружающего мира просматривали видеоролик о динозаврах, их среде обитания и образе жизни. По ходу изучения темы, необходимо было собрать фрагменты костей животных. А затем, используя свои находки, ребята дополняли скелет животного. Когда скелет был собран полностью, появлялся динозавр, которому он принадлежал. В связи с этим дети вспоминают, что летом на территории Ульяновской области были найдены останки древнего животного. Вспомнили, как называют людей, которые занимаются раскопками. У Артёма Б. возникает вопрос о строении Земли.
2) Подбираем необходимую литературу по теме исследования, просматриваем фрагменты видео фильма «Внутри планеты Земля».
3) Намечаем план работы.
II этап. Сбор копилки. (05.02 – 12.02)
1) Находим иллюстрации, фотографии, отражающие внутреннюю работу Земли. Зарисовываем схему строения планеты Земля, процессы горообразования, вулканизацию и кратко описываем данные процессы на карточках.
2) Используя материалы Цифровых Образовательных Ресурсов, путешествуем по сферам Земли (flash).
III этап. Создание картотеки. (13.02 – 19.02)
1) Производим анализ собранной информации.
2) Собираем карточки в фотоальбом по разделам: структура планеты Земля, внутренняя работа Земли, и продукт этой работы (движение континентов, горообразование, вулканизм).
IV этап. Проведение опытов. Создание продуктов исследования. (19.02 – 14.03)
1) Модель внутреннего строения Земли выполнена из пластилина. Начиная с «ядра Земли», постепенно наслаиваются другие структурные элементы с сохранением пропорций. После того, как модель сделана, разрезаем её на две части, чтобы увидеть внутреннее строение нашей планеты. Данное пособие изготовил Артём Б. (19.02 – 24.02)
2) Макет «Гора» представляет собой коробку с откидывающимся верхом. Боковые грани коробки, обклеиваются бумагой красного цвета – это мантия. Внутри располагается гора, сшитая из белого материала и окрашенная в определённый цвет. Данное пособие позволяет показать процесс роста гор. Оно изготовлено руководителем проекта и Артёмом Б. (25.02 -02.03)
3) Проведение опыта «Работа гейзера». Создание видеомонтажа «Гейзер». Он позволяет показать красоту данного явления, а музыка усиливает впечатление от увиденного. Готовили Артём Б. и руководителем проекта. (03.03 – 05.03)
4) Методическое пособие «Вулкан» представляет собой горку, выполненную из пластика. Поверхность вулкана покрашена специальной краской, которая не растекается при попадании на неё воды. Это позволяет продемонстрировать процесс извержения вулкана и стекание «лавы» вниз по поверхности. Пособие «Вулкан» изготовили родители Артёма Б. при его участии. (09.03 – 14.03)
V этап. Подготовка проекта к презентации. (15.03 – 26.03)
1) Пишем текст выступления, готовим демонстрационные материалы.
2) Проводим пробные презентации для учащихся 1 -3 классов.
VI этап. Презентация.
1) Выступление перед участниками педагогического совета ОУ.
2) Выступление на II региональном конкурсе проектных работ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мой проект».
VII этап. Постановка новых задач.
В процессе работы над проектом у Артёма Б. возник вопрос:
- Как внутреннее строение Земли влияет на жизнь человека и всего живого?
Решение этих вопроса будет целью следующего проекта Артёма Б.
ВЫСТУПЛЕНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Здравствуйте, меня зовут Артём. Я учусь в первом классе. Мне очень нравится предмет «Окружающий мир». В будущем я хочу стать археологом, чтобы находить останки древних животных: динозавров. И я задумался, что внутри Земли? Так возникла тема моего проекта.
I. Всё неизведанное, необычное и фантастическое притягивает человека. С древних времён человек научился наблюдать за природой, учиться у природы, изучать её явления. Попытаемся и мы узнать: Что внутри Земли и как это влияет на её поверхность?
Земля- планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Земля богата природными ресурсами, имеет в целом благоприятный климат и, возможно, является единственной планетой, на которой существует жизнь. Так что внутри Земли? Я постарался создать её модель
1) Земная кора - тонкая внешняя оболочка Земли. Наиболее тонкая она под океанами, а наиболее мощная - под материками. На кору приходится маленькая часть Земли: как кожа у человека.
2) Опускаемся ниже: здесь располагается Мантия часть Земли, расположенная непосредственн
·о под корой и выше ядра. В мантии находится большая часть вещества Земли. Мантия разделяется на верхнюю и нижнюю.
3) Ядро
· Земли
· центральная, наиболее глубокая часть планеты Земля, находящаяся под мантией и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава. Ядро Земли можно назвать печью земного шара. Оно больше Луны и, если убрать мантию, то оно могло бы светить как Солнце. Все знания о ядре Земли получены в лабораториях.
II. Отправимся и мы в нашу лабораторию и понаблюдаем как внутреннее строение Земли влияет на появление гор.
Земная кора вместе с частью верхней мантии состоит из нескольких очень больших плит. Большинство плит включают в себя как материковую, так и океаническую кору.
Плиты лежат на слое верхней мантии и медленно движутся друг относительно друга с небольшой скоростью. Представим, что у меня в руках две плиты, которые встретились друг с другом. Посмотрим, что произойдёт. Возникает гора. Она становится всё выше и выше. На формирование гор, уходит миллионы лет! И в наше время горы растут, но этот рост небольшой, меньше сантиметра в год. Процесс горообразования доказывает, что работа, происходящая внутри Земли, влияет на формирование поверхности нашей планеты.
III. Но не все горы образовались таким образом, другие горы возникли при извержении вулканов.
Вулкан – это проявление внутреннего тепла Земли. Под вулканом находится магма. Когда внутренняя сила Земли давит на магму, она направляется вверх, через трещины в земной коре, как по дорожкам. Выходит на поверхность в виде лавы. Извержение сопровождается гулом и взрывом. Потоки лавы стекают вниз, уничтожая всё на своём пути, вызывает пожары, а пепел покрывает землю. Но когда лава остывает - она приносит пользу человеку. Её используют как строительный материал, а пепел применяют как удобрение для почвы, рядом с вулканами находят полезные ископаемые. Я предлагаю и вам прикоснуться к частице вулкана – это пемза. Она используется в строительстве и как шлифовальный материал.
IV. Но вулканы не все действующие. Есть спящие вулканы, когда они проснуться никто не знает. Гейзеры – это водные вулканы. Под землёй есть небольшой котлован, который имеет два канала, по одному поступает вода, а через второй пар и вода выходят на поверхность. Гейзер приносит пользу человеку: его тёплая вода используется в системе отопления на острове Исландия, а ещё это удивительное явление природы.
Когда я начинал работать над проектом, я не задумывался над тем, что внутреннее строение Земли связано с его внешним строением. Меня заинтересовало, а как внутреннее строение Земли влияет на жизнь человека и всего живого. Это и будет следующей темой моего исследования. Кстати, теперь я знаю, что могу в будущем спокойно заниматься раскопками, глубина земной коры это позволяет делать.
ЛИТЕРАТУРА
При работе над проектом использовалась следующая литература и источники:
1) Ананьева Е. Г., Мирнова С.С. Земля. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо,2005г.
2) Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. – М., Эксмо, 2009г.
3) Энциклопедия чудес природы. Под редакцией Н Ярошенко. – Издательский дом «Ридерз Дайджест », 2005г.

Интернет - сайты:
Онлайн Энциклопедия «Кругосвет».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (картинки гейзеров)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Тянь-Шань)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Альпы, Швейцария)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Гималаи, Эверест)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Кавказский горный хребет)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - литература по флеш анимации остроении Земли и её сферах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Кольская сверхглубокая скважина)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (О вулкане и картинка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Кракатау)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (вулкан Везувий)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Ключевская сопка вулкан)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Эльбрус потух вулкан)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вулканы, пемза.

15