Авторский конспект урока по литературному чтению С.Чёрный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет».


Конспект урока по литературному чтению в 1-В классе
Дата: 27.02.17
Провела: Годованюк К.С.
Тема: С.Чёрный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет».Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинаний, чтению по ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно
конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.)
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом -
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу. А. Пудваль- О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?
Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо- рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно. (Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Найдите в стихотворении, которое мы только что прочитали, рифмующиеся слова. (Народ - удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)
- При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)
- Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были буквы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.
Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произведения. (С. Черный.)
- Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы читали? (Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см. Школьный словарик, с. 88).)
Чёрный Саша (1880-1932) (псевд.; наст. имя Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы — Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) октября 1880 в Одессе в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета - «Черный»". Отсюда и псевдоним.
Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию.
Мечта свершилась... Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата.
Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи.
Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором. Да, по правде сказать, и поздно было учиться - подоспело время призыва на воинскую службу. Отслужив два года в качестве вольноопределяющегося, А. Гликберг оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете «Волынский вестник», открывшейся 1 июня 1904 года. Однако вести здесь фельетон ему довелось недолго: всего через два месяца газета прекратила свое существование.
В 1910 году вышли «Сатиры» - первая книга стихов Саши Черного. «Сатиры» завершаются разделом книги - «Лирические сатиры», уже самим своим названием передающий эстафету следующей книге стихов - «Сатиры и лирика».
В 52 года Саша Черный умер 5 августа 1932 в Ла Фавьер, помогая тушить пожар он перенапряг сердце. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.
- Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в толковом словаре.
Маскарад - бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы.
- Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли проказу». (Кучей угорелой - все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу — начали шалить.)- Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче.
- Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе. (Выразительное чтение стихотворения.)
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это — брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся? (Ф.Кривит)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина.)
Материал для учителя
Кривин Феликс Давидович - российский и израильский писатель, поэт, прозаик. Родился 11 июня 1928 г. в Мариуполе (Донецкая область). В 1933 г. семья переехала м Одессу. В 1945 г. после эвакуации Ф. Кривин приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства, ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 г. окончил Киевский педагогический институт. Работал учителем в Мариуполе, редактором Закарпатского областного издательства.
В 1962 г. был принят в Союз писателей Украины. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде — «Карманная школа».
В 1990 г. - лауреат республиканской премии имени В.Г. Короленко. В 1998 г. выехал на постоянное местожительства в Израиль, проживает в Беер-Шеве. Ф. Кривин - автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х гг. в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
- Прочитайте название стихотворения Ф. Кривина.
- Как вы думаете, о чем оно? (Учитель читает стихотворение.- Беседа по вопросам учебника. Сценка «Спор гласных и согласных».)Рефлексия
- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
left000left000left000
- Покажите учителю и друг другу.
Подведение итогов урока
- Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
- Назовите их авторов. Что вы о них узнали?