Статья по теме Развитие у первоклассников умения учиться на основе формирования способов учебных действий.

ЗАКУРКО Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
Белгородская область, город Алексеевка

Развитие у первоклассников умения учиться на основе формирования способов учебных действий.

Начальная школа, как и вся современная начальная школа, уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащихся.
Как вы знаете, в первых классах у нас безотметочное обучение. Хочу напомнить, что впервые эксперимент по введению безотметочного обучения начался в 50-ые годы XX века под руководством Ш. А. Амонашвили.
Из опыта работы могу сказать, что практически все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин: способности, состояние здоровья, уровень подготовки, психологические особенности ребенка, стиль семейного воспитания; они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости. Поэтому отметка становится для одних детей «доброй феей», а для других «Бабой Ягой».
В своей работе с первоклассниками мы используем разнообразные формы оценивания учебных достижений учащихся, чтобы оценка не стала для них «Бабой Ягой».
Как же строится работа в первых классах нашей школы в условиях безотметочного обучения? Какие формы оценивания учебных достижений мы используем?
В соответствии с требованиями ФГОС разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Основными особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
использование накопительной системы оценивания (портфель достижений), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду с письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Так как первой особенностью системы оценивания является комплексный подход и это оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, то я хочу рассказать об оценке личностных результатов.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учеников универсальные учебные действия (УУД). Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых исследований специалистами, работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности (готовность к обучению в школе, мотивация к учению, адаптация к школьной жизни).
Одной из форм оценивания является самооценка. Я работаю с первоклашками над формированием контроля и самоконтроля. С самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться.
Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание, ребенок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте - линеечке ставит точку, высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы я соглашаюсь или не соглашаюсь с самооценкой ученика. Если согласна, обвожу достижения ученика, если нет, то ставлю «плюсик» там, где заработал ученик. (Отличие линеечек то стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения).
Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать, сличать свои действия с образцом.
Постепенно вводим средства, позволяющие самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности (график успешности по навыку чтения, количество ошибок в диктанте, счете и т.д.)
Ребенок имеет право на сомнение и незнание. Это право оформляется не только устно, но и вводятся знаки «сомнения», которые очень высоко оцениваются.
Для этого используем «Лесенку успеха», где ученик ставит себя на определенную ступеньку
! – отлично
+ - хорошо
? – доработать
Следующим методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфеля достижений, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать.
Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «дерево успеха».
Плоды означают, что дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок свидетельствует о том, что получилось почти все, дело прошло неплохо;
Зеленый листик сигнализирует о том, что не все получилось, но ученик старался;
Желтый листик – знак того, что ученик не смог справиться с заданием, ему нужно еще поработать.
Другой прием – «праздник – собрание».
У нас прошел праздник – «Посвящение в первоклассники». Были приглашены родители. Дети каждого класса показали, чему они научились за это время. Они получили свидетельства, подарки.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке, так как оценка личностных результатов обучающихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Теперь об оценке метапредметных результатов (умении учиться), которая предполагает оценку УУД учеников (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка проводится в ходе различных процедур, таких, как: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
С самооценкой связана и взаимооценка. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки. При организации взаимопроверки ориентируем учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Учим детей сопереживать, радоваться за успехи другого,  критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений,  дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки. Взаимооценку дети могут поставить друг другу, работая в парах, небольших группах постоянного и сменного состава.
Теперь об оценке предметных результатов. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки является способность ученика решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В первом классе детям не сообщается, что проводится проверочная работа. Любые формы работы являются обычными, ежедневными. Мы не демонстрируем неуспехи ребенка. Умение оценивать свои результаты труда у учащихся формируются постепенно на основе сравнения с эталоном (образцом), анализа причин ошибок и самостоятельным поиском путей их исправления. Отсутствие балльной отметки в первом классе (в любом виде – цифры, звездочки, солнышко и пр.) объясняется тем, что ученик еще не может объективно принять оценку учителем своих достижений и воспринимает ее не как отношение к своей деятельности, а как отношение к себе. Но бывают и исключения из правил. И на определенном этапе у нас возникла необходимость в дополнительном стимулировании ребят, когда они очень ждали настоящую оценку, а ее все не было Мы можем наряжать елку к празднику (у каждого ребенка елочка своя), ищем самых красивых и замечательных смайликов.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного контроля оценивания, фиксируются в портфеле достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
На начало года мы проводим входной контроль (готовность детей к школьному обучению), на конец первого полугодия – промежуточный контроль. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, которые мы проводим в конце учебного года.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
В своей деятельности я использую и другие формы оценивания, такие как:
«Хорошие слова» или комплименты.
Считаю, что в первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов:
Молодец! Ты очень внимательный.
Молодец! Мне нравится, как ты стараешься.
Отлично! Ты пишешь лучше меня.
Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать.
Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так
Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!
Кроме того, в процессе оценивания показываем ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться.
Вчерашние дошколята ждут от нас и такие виды похвалы, детской поддержки, помощи с нашей стороны, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку.
Со второго полугодия первого класса необходимо работать над формированием «Портфеля достижений» ученика (коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях).
У каждого ученика появился свой «Портфель достижений» . Самым главным здесь является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его надежды.
«Портфель достижений» становится инструментом повышения качества процессов обучения. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т.е. от него требуется самооценка в процессе учения. В «Портфеле достижений» находят свое место наряду с классными и домашние, и внешкольные работы, участие в конкурсах различных уровней.
Папки достижений хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с  удовольствием рассматривают дети, родители и учителя. Они видят движение первоклассника в учебном содержании.
Данный вид оценивания является современной эффективной формой оценивания. Он помогает:
Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
Поощрять их активность и самостоятельность;
Развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Так какова же результативность безотметочного обучения?
Более низкий уровень тревожности как у детей, так и у родителей;
обращает на себя внимание психологический климат в классе, где установка на взаимопомощь, сотрудничество;
отмечается более сплоченный и активный состав родителей;
необходимость сопоставления внутренней самооценки с внешней;
индивидуализация обучения (фиксация положительных реальных достижений в сравнении с предыдущими результатами);
повышение мотивации обучения.
Таким образом::
Уровень сформированности действий учащихся в процессе самооценки различен: учитель должен видеть этапы перехода школьников от ориентации на отметки к самооценке и идти в этом направлении.
Внимание надо обратить на проектировочную функцию самооценки, позволяющую школьнику самостоятельно определить содержание очередного этапа работы.
Школа всегда решала такие задачи, но в основе были всё же знания.
Поэтому и становится логичным переход на безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности универсальных учебных действий.








13PAGE 15