План-конспект урока по русскому языку Пришла зима(2 класс)


План – конспект урока русского языка во 2 классе
                   Урок комплексного развития речи
                                  «Пришла зима». Урок 1.
Форма урока: устный журнал.
Цели и задачи:
 - обогащение словарного запаса детей;
 - работа над выразительностью речи;
 - развитие воображения;
 - упражнение в обозначении на письме мягкости согласных звуков (е, ё, и, ю, я, ь)
 1.Организационный момент.
- У нас сегодня на уроке много гостей. И мы начнем наш урок с загадки про гостей.
     Ежегодно приходят к нам в гости:
     Одна седая, другая молодая,
     Третья скачет, а четвертая плачет. (Времена года).
Ход урока.
Сегодня у нас на уроке речь пойдет об одном из времен года, а именно о каком, вы догадаетесь, отгадав следующую загадку:
     Тройка – тройка прилетела,
     Скакуны в той тройке белы.
     А в санях сидит царица
     Белокоса, белолица.
     Как махнула рукавом,
     Всё покрылось серебром!
- Что это за царица?
- Почему она белокоса? Белолица?
- На какой она тройке прилетела?
- Какие месяцы называются зимними?
- Каким серебром покрывает зима землю? Настоящим ли?
Прочитайте и догадайтесь, о каком зимнем месяце говорится в пословице.
            . 1) *** год кончает, зиму начинает.
               2) *** году начало, а зиме середина.
               3) Вьюги да метели под *** налетели.
  2.Сообщение о форме урока:                                                            - Сегодня мы с вами проведем урок не совсем обычно. Мы будем оформлять устный журнал о зиме. А назовем мы его « Здравствуй, зимушка – зима!»
3. Обложка.
- Любой журнал начинается с обложки, а она оформляется красочно и ярко. А делается это потому, чтобы любой человек захотел взять его в руки, почитать и рассмотреть рисунки. А что бы вы нарисовали на обложке нашего журнала? Рисунок должен соответствовать названию.
- Как бы вы нарисовали зиму: как седую злую старуху или как красивую царицу? А почему люди иногда сравнивают зиму со старухой, а иногда она предстает перед нами в виде чудесной красавицы?
 4. Работа в тетрадях, чистописание.
- Чтобы открыть первую страницу нашего журнала , нам потребуются тетради.
 Чистописание: Зз, Здравствуй, зимушка- зима!
                                 Зима снежная была.
5. 1-я страница «Загадочная».
- Русский народ всегда любил зимушку-зиму. А вы любите зиму? За что?
 Да, и на санях можно покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах пройтись. А длинными зимними вечерами, когда на улице воет вьюга, можно и сказки послушать, и песни спеть, и сказки почитать. А сколько о зиме придумано загадок – не перечесть!
 Сегодня загадки для вас приготовила… А кто это, мы узнаем, решив кроссворд. По вертикали у нас должно получиться имя той, кто принес эти загадки. Отгадки пишем в тетради.
1.    Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает                                                              на ладони и во рту. ( снег)
2.    И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. ( иней)
     3. Летом бродит без дороги
          Между сосен и берез.
          А зимой он спит в берлоге,
          От мороза прячет нос. (медведь).
4.Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. ( снеговик).
5.Белая морковка зимой растет.(сосулька)
6. Чернокрылый, красногрудый
     И зимой найдет приют.
     Не боится он простуды-
     С первым снегом тут как тут. (снегирь).
7. Есть, ребята, у меня
    Два серебряных коня.
    Езжу сразу на обоих.
    Что за кони у меня? (коньки)
8. Пришла из лесу птичница
    В рыжей шубе кур посчитать.(лисичка)
9. Белой стайкой мошкара
    Вьется, кружится с утра.
    Не пищат и не кусают,
    Просто так себе летают. (снежинки)
10. Кружит по лесу то взад, то вперед.
     Воет, чудит и деревья трясет. (вьюга)
-Кто же принес нам эти загадки?
Разбор слов и вывод.
- Как обозначается на письме мягкость согласных?
         Физкультминутка
 Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
2 страница «Поэтическая»
 -Открываем книги . Стихотворение И. Сурикова «Зима».
1) Чтение учителя.
2) Разбор трудных, непонятных слов.
3) Чтение про себя.
4) Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению.
- О чем это стихотворение?
- Какие чувства родились в вашей душе при чтении этого стихотворения? (радость, спокойствие).
- Как вы думаете, а что чувствовал автор? (восхищение красотой природы)
 5) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
-какой рисунок предложил художник к рисунку?
- Что вы видите,кого?
-Какое настроение у детей? Откуда это видно? Какие у них лица, глаза?
-Какую иллюстрацию к этому стихотворению сделали бы вы?
-Какие стихи о зиме вы знаете?
         Физкультминутка «Солнышко»
 3 страница»Острый глаз»
-Никакой журнал не обходится без фотографий. Корреспонденты фотографируют самые интересные моменты в жизни. А мы будем «фотографировать» слова, которые как-то связаны с зимой. На 10 секунд я открываю слова, а вы их запоминайте: КАПЕЛЬ, МЕТЕЛЬ, ГОЛОЛЕД, ИНЕЙ, МОРОЗ, ПАЛЬТО.
Вывод.
- Какие буквы использованы в данных словах для смягчения согласных? У кого же у нас самый острый глаз, кто заметил здесь лишнее слово? (В слове МОРОЗ нет ни одного мягкого согласного.)
4 страница «Таинственная»
- на этой странице находятся какие-то таинственные вещи. А что это за предметы, вы будете рассказывать сами. К доске вызывается ученик, он должен отгадать предмет, а остальные видят изображение этого предмета и описывают его , не называя сам предмет: СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, САНКИ, ШАПКА, ВАРЕЖКИ, ПАЛЬТО.
5 страница «Игра в снежки»
Игра в ассоциации. Передавая друг-другу мяч, называть связанные с зимой слова.( вьюга, сугроб, горка и т.д.
  6страница «Сочинительская»
_Какой же журнал без интересных рассказов. Используя отгаданные ранее слова в качестве опорных слов составьте устный рассказ или сказку о зиме. Чей рассказ будет самым лучшим?
Итоги урока, выставление оценок
Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Здравствуй, зимушка-зима!»
 
 
 
 
2-м.ш класра чёваш ч.лхипе ирттерн. у=ё урок план-конспекч.?
Тема% Хир.=ле п.лтер.шл. паллё яч.сем?
П.т.млет\ урок.?
 
Т.ллев.сем% 1) япала паллине п.лтерекен хир.=ле п.лтер.шл. сёмахсем =инчен илн. ёнлава тарёнлатса п.т.млетесси;
 2) кала=у ч.лхине аталантарасси;
 3) логикёлла шухёшлава аталантарасси?
 
Усё курмалли хат.рсем% =ул =\рев картти: юмахри сёнарсем: сёмахсем =ырнё карточкёсем: светофор макеч.?
 
 
Урок юхём.?
 
1? Й.ркел\ саманч.: урок т.ллев.пе паллаштарни?
_ Паян: ачасем: эпир асамлё =.р-шыва кайёпёр? +ав хушёрах эпир иртн. уроксенче в.ренн. япала паллине п.лтерекен хир.=ле п.лтер.шл. сёмахсем =инчен м.н в.реннине аса илсе п.т.млететп.р? +ак .=е тума пире асамлё =.р-шывра пурёнакан т.рл. юмах сёнар.сем  пулёш.=?
 _ Ачасем: сире юмахсем кил.ше==.-и? Апла пулсан =ул =\реве кайёпёр? +ула тухма пире ырё кёмёл: =ив.ч ёс тата =ир.п туслёх кирл. пулать? Пур-и в.сем пир.н? Апла пулсан кайёпёр?
 
2? +ул =\рев карттипе .=лени?
 а)+ул тёрёх пыратпёр? Ё=талла каймаллине =ул. хёйех кётартса пырать? П.ррем.ш =урт патне =ывхаратпёр? М.н \сет-ха п\рт =ум.нче( йывё=сем): м.нлерех в.сем? Пёхёр-ха: ачасем: епле капёр ку =урт? Ку =уртра Чипер Василиса пурёнать? Унпа к\рш.лл. кам пурёнать-ши (тухатмёш карчёк Баба Яга)? Кам пурённине ё=тан п.лт.р? П\рч.сене танлаштарса пёхар-ха? М.нлерех-ха в.сем( кив.-=.н.: =\лл.-лутра: илемл.-сёнсёр: лайёх- япёх: пысёк_п.ч.к тата ыт?) Хёйсем пирки м.н калама пулать (=амрёк-ватё: ырё-усал:??)
 _ Ачасем: Тухатмёш карчёкпа Чипер Василиса хёйсем те хир.=ле сёнарсем? +апах та юмахра в.сем юнашарах пурёнма пултара==.? Тухатмёш. епле усал: анчах унсёр юмахён илем.: вёй. п.тет?
 _ Ачасем: Чипер Василисёпа сывпуллашар? Вёл: пит. ташша-юрра кёмёллаканскер: пире те ташламасёр – юрламасёр ярасшён мар?
  Кану саманч.% Аллисемпе шёпёр-шёпёр:
              Урисемпе тёпёр-тёпёр?
              Пил.кне те авкалар:
              Савёнса п.рле ташлар?
_ Чипер Василисёпа сывпуллашрёмёр? Хаяр Тухатмёш пат.нчен м.нле иртсе кайёпёр тата? Вёл пире валли п.р тупмалли юмах хат.рлен.: унён тупсёмне п.лсен кёна пире ирттерсе ярать?
   Сёмси ук=аллё:
   Х\ри =ек.лл.:
   ,нси шёртлё:
   М.н-ши ку?(Сысна)
П.лт.м.р? Тухатмёш кёмёл. =ем=елн. чух унён =урч. пат.нчен иртсе каяр?
 
ё) _Акё к.пер урлё ка=рёмёр? П.р илемл. капмар =урт патне =итсе тухрёмёр? Ми=е хутлё вёл? Кашни хуч. пирки м.н калама пултаратёр( кашни хутне тепринпе танлаштара==.: хир.=ле паллёсене палёрта==.)
_ Ку =уртра ви=. сысна =ури пурёнать? Мана пит. тимл. итлесен эсир хёш =ури м.н ятлине п.лет.р?
 Ниф-Ниф Нуф-Нуфран мёнтёртарах:
 Нуф-Нуф вара Наф-Нафран мёнтёртарах?
 Хёш. м.н ятлё? Хёш. чи мёнтёрри: чи начарри?
Хёш. чи .=ченни? М.нш.н? Хёш. п\рт.н хёш хут.нче пурённине м.нле п.лме пулать?
_ Ачасем: эпир сысна =урисем пат.нче те пулса пёхрёмёр: хал. малалла кайма вёхёт?
 Кану саманч.% Малалла автобуспа кайёпёр? Светофор =утисене тимл. пёхса кирл. хусканусем тёвёр?
 
б) +итес =.ре =итр.м.р? Кам к.тме тухнё-ха пире (Кролик)?
«Винни Пух» юмахран вёл? Вёл пит. пахча =им.= \стерме юратать? Кроликпа к\рш.лл. кам пурёнать-ха тата (Ватё мучи)?
Ёна м.нрен палларёр: хёш юмахран вёл («+арёк»)? Кроликён =им.=.семпе мучи =им.=.сене танлаштарса пёхар-ха тата( в.т.-шултра: нумай-сахал: пысёк-п.ч.к???)
 Ачасем: м.нш.н мучи =им.=.сем =апла шултра та илемл.-ши? Ватё =ын ёспа .=лет? Ватё =ын – тёватё =ын тесе ахаль каламан пуль? Кролик та пурёна-киле унран в.ренсе =итет .нт.? Атьёр-ха эпир те мучирен ёс ыйтма каяр?
Мучи ваттисен сёмах.сем хат.рлен. пире валли? Тем шухёша кайнё пулмалла та: пу=ламёш.семпе в.=.сене п.т.мпех пётраштарса янё( ваттисен сёмах.сене майлаштармалла: п.лтер.шне ёнлантармалла: хир.=ле п.лтер.шл. с.махсене тупса палёртмалла)?
 Кахалшён =.р к.ске _ .=ченш.н кун к.ске?
,=чен =ыннён .= нумай – кахал =ыннён сёмах нумай?
Ватма =ёмёл – тума йывёр?
Ёшё сёмах =авёрать – сив. сёмах сив.тет?
 
Кану саманч.% ,=лесе .шенн. хы==ён Мучипе Кролик «+имелли - =имелли мар» вёййа кёмёлла==.? Пире те выляттарса пёхтарасшён?
 
в) - К\л. х.рринче: хёмёш хёшшинче: п.ч.к=. хитре п\рт ларать? Унта шапа пурёнать? Шапи ахалли мар: Царевна шапа? Патша ывёлён: Иванён: ухё =.мрен. шёп та =ав шапа аллине лекн.? Иван хёй.н =.мренне каялла илесш.н: ёслё шапа ахалех парасшён маар? Вёл иванран 3 тупмалли юмах ыйтасшён? Ачасем: Ивана пулёшар?
  1? Аппёш. шурё: йёмёк. хура (Кунпа ка=)?
  2? Сив. чухне =уралать: ёшё чухне =ухалать (Юр)
  3? Хёлхи вёрём: х\ри к.ске (Мулкач)?
_Хёш.сем хир.=ле п.лтер.шл. сёмахсем пулч.=? В.сем м.нле пуплев пай. пула==.? Юлашки тупмалли юмах. м.н =инчен пулч.?
Эпир Ивана пулёшрёмёр: малалла каяр?
 
г) (Мулкач к.рет? Кунта алё =ине тёхёнтартса вылямалли пукане вырёнлёрах)_ Чим-ха: чим? Ман =инчен кала=а==. мар-и? Ку эп.: шурё мулкач? Эп. т.рл. юмахсенче пурёнатёп? Аса ил.р-ха: м.нле юмахра т.л пулма пулать мана?
1)      _ Ачасем: эп. к\л. х.рринче пурёнатёп та тем.н те илтет.п?
Вёт =акёнта п.р кун =арёк \стерекен Мучи пулё тытма анч.: п.рле кушак. те =итр.? Старик. пулё тытнё май =апла калать%_ Шултра пулё =аклан: шултра пулё =аклан:_тет? Кушак. мёрлата-мёрлата мёкёртатать%_ В.тти =аклан: в.тти:_тет? Ёнлантарса парёр-ха мана: ачасем: м.нш.н апла калар.=-ха в.сем? (в.т.-шултра)
 Тавтапу=: ачасем: халь ёнлантём?
Кану саманч.% Вёйё «Шапалла-мулкачла»(Карлики-великаны)
2) - Ачасем: эп. Пит. Тетрадь-ручка юрататёп: т.р.с те таса =ырма кёмёллатёп? Эсир вара илемл. =ырма п.лет.р-и?
(К.некери 409-м.ш хёнёхтарёва пурнё=ласси: вёл урок темипе тачё =ыхёнса тёрать: п.т.млет\ тума май парать?)
3) _ Эсир =ырнё хушёра эп. пит. интересл. япала куртём? У=ёлма тухрём =е=: =ак =\лл. тёвайкки =инчен кёткё аннине куртём? Ёна хир.= ашак пырать? Ашак =апла ыйтать%_Кёткё тус: ту =инче м.нле курёк \сет?
_Пит. =\лл.: =ёра:_ хуравлар. кёткё?
 Эх: х.п.ртер. ашак? Хыпаланса ту =ине улёхр.: анчах темле =иес тесен те п.р =ёвар та =иеймер.? Курёк. ч.п.тмел.х те =ук?
Ачасем: шухёшласа пёхёр-ха: м.нш.н кёткё ашака улталар.-ши?
(=\лл.-лутра: =ёра-сайра: п.ч.к-пысёк) Апла улталар.-ши кёткё?
 
д) _Ачасем: мулкачпа сывпуллашар та малалла каяр? Эпир сир.нпе =ул =\рев картти =инчи юлашки =урт патне =итр.м.р?
Анчах: чим-ха: шалта такам макёрать мар-и? Ку =уртра упа пурёнать: шалта Маша макёрать иккен? Маша килне каясшён: упа вара ёна п.р йывёр .= хушнё? Сир.нс.р х.рача ку .=е пурнё=лама пултараймасть: эппин пулёшар-и? Упа панё\керч.ксене мёшёрласа тухмалла? Япаласен паллисем хир.=ле пулмалла?
 Юр к.летке_сёмавар (сив.-в.ри)
 Кушак- ч.р.п (й.пл.-кёпёшка)
 Шар - кире пукан. (=ёмёл-йывёр)
Маттур: х.рачана киле кайма пулёшрёмёр?
 
е) +акёнпа пир.н =ул =\рев в.=ленсе пырать? Ё=та =итсе куртёмёр? Кама куртёмёр? М.нле =улпа утрёмёр: м.нле к.персемпе ка=са =\рер.м.р? Манн алёра япала паллине п.лтерекен сёмахсем пур: атьёр-ха в.сен хир.=ле п.лтер.ш.сене тупёпёр?
  П.т.млет\?
 
 
Урок математики в 4 классе.
Тема: Закрепление пройденного материала ( единицы измерения длины, площади).
Цели урока:
Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать и сравнивать величины.
Закреплять умение творчески подходить к решению задач.
Развивать логическое мышление.
Ход урока
1.      Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Посмотрите на них и улыбнитесь. А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь,  мысленно пожелайте друг другу добра, удачи и успехов.
 2. Сообщение целей урока. Сегодня на уроке нам предстоит работа с изученными величинами, будем решать задачи.
 3.Актуализация знаний
- С какими величинами в последнее время мы познакомились?
- Что мы умеем измерять у предметов?
- Какие действия можно производить с величинами?
       4.Устный счет.
А еще мы совершим маленькую экскурсию. А куда мы отправимся, вы узнаете, правильно расшифровав математическую головоломку.
 А 70 ?10-3? 80=460           У 360:( 120+240) ?4=4                П (160+40)? 5=1000
 Ш 600-150:5+5=575           Ч (680-280): (4:2)=200                 И 290-90? 3=20
 К  90? 6 =540                      Е 900 ?6= 5400                            У 824-820=4
 С  810:90=9                         С 909-900=9                                 Л 170+30? 4= 290
 А 90 ?4+100=460               К 250 ?2+40=540                         Б 620 ?10= 6 200
 В 1000-1=999                      Р 550+451= 1001                         А 60? 6 +25 ?4= 460
 Я 440:10=44
200 4 999 460 575 9 540 460 44   1001 5400 9 1000 4 6200 290 20 540 460
Ч у в а шс к а я   Ре с пу б л и к а
 Мы совершим экскурсию по нашей Чувашской Республике.
- С какими республиками и областями граничит Чувашская Республика?
( Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Ульяновская область, Нижегородская область).
 Давайте сравним площади Чувашской Республики и площади соседних республик.
Чувашская Республика – 18.300 кв.км.
Республика Мордовия – 26.200 кв. км.
Республика Татарстан – 68.000 кв. км.
Республика Марий Эл – 23.200 кв км.
Ульяновская область – 37.300 кв. км.
Нижегородская область – 74.800кв. км.
1)      На сколько квадратных километров площадь Республики Татарстан больше, чем площадь Чувашской Республики?
2)      На сколько квадратных километров площадь ЧР меньше, чем площадь Республики Марий Эл?
3)      Территория какой республики или области больше территории ЧР на 19.000 кв. км?
4)      Выразите площади республик и областей в гектарах.
Арифметический диктант.
 Запишите числа, встречающиеся в предложениях цифрами.
Население Чувашской Республики составляет 1.359.000 человек. Городское население Чувашии – 830.000 человек. В сельской местности проживает 529.300 человек. В столице нашей республики 458.000 жителей. А в другом крупном городе Чувашии – в Новочебоксарске – 123.600 жителей.
- Какое число здесь лишнее? Почему?
- Какие задания вы могли бы предложить с этими числами?
( * расположить в порядке возрастания;
        расположить в порядке убывания;
        показать в числах общее количество десятков, сотен;
        записать числа в виде суммы разрядных слагаемых;
        что означают нули в записи  этих чисел.)
5. Работа в парах.
- В столице нашей республики живет мой племянник Игорь. Он тоже учится в 4 классе. На прошлой неделе он приезжал в деревню, а вот когда он уезжал, он забыл свою тетрадку по математике. Оказалось, они в городе тоже проходили тему «Величины». Одно из заданий, выполненных Игорем, мне показалось очень любопытным. Мне кажется, что в его работе есть ошибки. Ваша задача: найти ошибки и определить, чего не умеет делать Игорь. Что должен сделать Игорь, чтобы у него не было таких ошибок?
*620мм=62см
630дм= 6м (63м)
1000см=1м (10м)
10см-8см=2см
1км-980м= 0м (20м)
1км+35м=36м (1035м)
400кв.м - 4а =396 кв.м.(0)
1000м = 1 км
50а=5га(?)
(Не знает соотношение между единицами длины и единицами измерения площади; не умеет выражать крупные единицы измерения мелкими и наоборот, выделять обшее количество десятков и единиц). Игорю надо знать соотношение между единицами измерения длины и площади, нужно быть внимательным.
-Молодцы! Значит я могу вам  предложить следующее задание из тетрадки Игоря, думаю, вы меня не подведете. Не вычисляя, докажите, что эти примеры решены неверно.
  * 495+504=639
   7376- 4467=1 949
   926-745=621
   5 245+5 763=10 994
-Какие молодцы! Вы наверное устали, пора и отдохнуть.
Физкультминутка: «Солнышко».В этот пасмурный осенний день нарисуем большое, теплое солнышко и пройдемся немножко пешком. Но ходить пешком в осеннее время не всегда удобно, на улицах много грязи.
Решение задач.
  Президент Чувашской республики Н.В.Федоров принял специальную программу развития села, согласно которому, в каждое село и деревню должны провести асфальтированные дороги. Давайте посмотрим, как идут дела в этом направлении.
*Задача №228 на странице 48.
Рисуем чертеж. 1)234:3=78кв.м- за 1 час.
                            2)78? 10= 780кв. м – за 10 часов.
 
* Задача на смекалку. Дальше мы пойдем по лесной дорожке. В этом году был богатый урожай лесных орехов. Решим задачу на смекалку на странице 48.
  Таня нашла на 15 орехов больше, чем Марина. Таня отдала Марине 8 орехов. У кого из девочек стало больше орехов и на сколько?
Сравнение величин. Из леса мы вышли в большое чувашское село. В этом селе 2 крупных фермерских хозяйства «Богатырь» и «Заря». Давайте посмотрим, чем занимаются в этих хозяйствах. Сравним, в каком хозяйстве та или иная культура выращивается на большей площади.
Выращиваемые культуры ФХ «Богатырь» ФХ «Заря»
Картофель 50а 5га
  Овощи 40а 4000кв.м.
Зерновые культуры 29га 2900а
Кормовые культуры 17а45кв.м. 947кв.м.
Хмель 2га 30 000кв.м.
 
Геометрический материал. Для постройки теплиц руководитель хозяйства «Богатырь» выделил участок земли прямоугольной формы. Длина участка 200м, а ширина на 40м меньше длины. Найдите площадь участка, выразите ее в арах.
 А какой длины должен быть забор вокруг этого участка? (Найти периметр)
- Молодцы! Все вы работали старательно, активно. Но мне еще раз хочется убедиться, что у вас не осталось пробелов в знаниях. А для этого проведем небольшой экспресс-тест. Результаты теста мне помогут правильно оценить ваши знания.
8  Тест.
1. Чему равна площадь прямоугольника, если длина 30 см, а ширина в 3 раза меньше
  1) 300м
  2) 90кв. м
*3) 300кв.м.
       2. Вставь пропущенные числа.
      1) 1а=_______кв.м. (100)
      2) 1га=______кв.м.  (10 000)
      3)  1га=_____ а  (100)
       3. Отметь верное равенство.
     *1) 6кв.км= 600га
      *2) 200кв.дм= 2кв.м
      3) 9а=9000кв.м       4. Вырази
       1) 600кв.см=____кв.дм (6)
       2) 160 000кв.см=____кв.м. (16)
       3)20кв.км=____кв.м (20 000 000)
       5. Вычисли.
        1) 12км 315м – 2км 300м=_________( 10км015м)
        2) 148м 36см – 18м 09см=_________ (130м 27см)
        3) 1кв.дм – 20кв.см=__________(80кв.см)
      
9.Подведение итогов.
 Мы с вами прошлись по территории Чувашии и снова вернулись в родную школу, подошли к финалу нашего урока.
- какие задания по ходу урока вам было легко выполнить?
- что показалось трудным? Почему?
- с каким настроением вы уходите с урока?
 
                  Литературная игра
Путешествие в город сказок и игр.
Цели мероприятия:
1.     Расширить кругозор учащихся.
2.     Развивать логическое мышление.
3.     Закрепить читательский интерес.
      Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в волшебную страну, в город сказок и игр. Для этого нам будут нужны ваша смекалка, находчивость и ваша начитанность, а именно знание сказок разных народов и стран. В волшебную страну отправляются команды « Кеша» и «Русалка». Обеим командам выдается листок с приклеенной сердцевиной цветка. В дальнейшем за каждый правильный ответ в нашей игре будет выдаваться лепесток, который команды приклеивают к сердцевине. Побеждает та команда, чей цветок получится пышнее.
 1 конкурс «Волшебные слова».
Ежедневно мы с вами используем волшебные слова. Давайте их вспомним( здравствуйте, …). А теперь мы будем вспоминать волшебные слова из сказок. Кто говорил такие слова? (Желательно называть произведение и автора, за это дополнительное очко).
1)    По щучьему велению, по моему хотению…(Емеля, РНС*)
2)    Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок, РНС).
3)    Сим-сим, откройся! (Али-Баба).
4)    Лети-лети, лепесток! Через запад на восток…( Женя, В. Катаев).
5)    Раз, два, три, горшочек, вари! ( Девочка, Г.Х.Андерсен. )6)    Крекс, пекс, фекс! (Буратино. А. Толстой.)Незаметно мы подошли к воротам сказочного города. Перед воротами стоят строгие стражники. Они пропустят нас в город, если мы выполним их задание.
 2 конкурс «Откройте ворота!»
Обе команды получают по одиннадцать счетных палочек. Надо сложить из них три равных квадрата. Затем убираем по одной палочке. Надо сложить три равных квадрата из десяти палочек.
 3 конкурс «Доска объявлений».
При входе в город висит доска объявлений. Угадайте, кто и из какой сказки мог дать следующее объявление.
1)    Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей! ( Гиппопотам, К. Чуковский)
2)    « Молодой …… пятидесяти лет хочет завести себе друзей. С предложением обращаться по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус Ы. Звонить три с половиной раза.( Крокодил Гена, Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья)3)    « Дорогие ученые! У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замерзнем мы с этим хворостом. Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно. Москва, Институт Физики Солнца, отдел Восходов и Заходов, ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные шнурки». (Кот Матроскин. Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот).4)    Открыта больница для птиц и зверей.
Идите лечиться туда поскорей!  ( Айболит. К. Чуковский.)5)    Направо пойдешь – коня потеряешь,
Прямо пойдешь – голову сложишь, а конь жив будет.
Налево пойдешь – коня потеряешь и сам погибнешь. (Надпись на камне. Жар птица. Иван-царевич и серый волк. РНС).6)    «Всем молодцам садиться на коней и собираться на потеху. Кто из молодцев до царевниного окошка доскачет и платок со стены снимет, тому на царевне жениться и быть царским зятем. (Царь. Сивка – бурка. РНС.)4 конкурс «Кто это?»
В городе живут разные сказочные персонажи. Теперь вам предстоит очень быстро ответить, кто этот герой - птица, собака, человек…
1) Мойдодыр…умывальник.
2) Дядя Федор…мальчик.
3) Тянитолкай…антилопа с двумя головами.
4) Господин Нильсон…обезьяна.
5) Гассан Абдурахман ибн Хаттаб…джин.
6) Каа…удав.
7) Матроскин…кот.
8) Гена…крокодил.
9) Гаврюша…теленок.
10) Длинныйчулок…девочка.
 Молодцы ребята! А теперь мы должны помочь Буратино добраться до девочки с голубыми волосами. Кстати, кто это?(Мальвина). Для дальнего пути нам понадобится много сил.
 Физкультминутка под музыку песни «Буратино».
          
5 конкурс «Лабиринт»
Злой Карабас Барабас спрятал девочку в лабиринте. Какая команда первой доберется до Мальвины и поможет ей..   Каждой команде выдается план лабиринта. Нужно найти путь к девочке.
6 конкурс «Вопросы  от Мальвины»
1) Назовите имя первой женщины, поднявшейся в воздух в летательном аппарате тяжелее воздуха. (Баба яга)
2) Мультик про мужчину в самом расцвете сил. (Малыш и Карлсон).
3)У лисы ледяная, а у зайца ….? (лубяная).
4) Кощей Бессмертный заколдовал ее на три года и на три дня. Кого? (Василису Прекрасную).
5) В каком мультике волк очень хотел петь? ( Жил-был пес).
6) В какой сказке главная героиня звала на чай тараканов? ( Муха-цокотуха.)
7) Его друзьями были медведь, пантера, удав. А сам он считал себя волком, хотя все звали его лягушонком. (Маугли. Р.Киплинг.)8) В какой сказке девочка зимой идет в лес за подснежниками? ( С. Маршак. Двенадцать месяцев.)7 конкурс «Шифровальщики»
В саду у Мальвины много цветов. Вам надо расшифровать их названия.
Каждой команде выдается одинаковые цветы с зашифрованными названиями цветов на лепестках. Какая команда справится быстрее.
ОВАДУНКИЧ, ШАНДЫЛ, ИЛЯЛИ, СЕНЬРИ, ДВАГЗЮКИ, ПАТНЮЛЬ, ШАРКОМА, НОПИ, ОЗРА, ЛЁКСИВА, НИГЕРОГА, БУДНЕЗАКА.
 8 конкурс «Круговое укрепление»
Чтобы в сад Мальвины не проникли воры или Карабас Барабас, Мальвина попросила Буратино и Пьеро сделать вокруг сада круговое укрепление – ограду. Сделать его надо из куска картона , правильно его вырезав. Поможем им!
9 конкурс «Собачья – кошачья викторина от Артемона»
Мы все знаем, что у Мальвины есть собака…Артемон. Он решил нам устроить викторину.
 Как звали:
1)Собаку, помогавшую деду и бабе тянуть репку?(Жучка)
2) «Слепого» кота, спутника лисы Алисы? (Базилио)
3)Собаку доктора Айболита? (Авва)
4)Кота, друга Маркиза де Карабаса? (Кот в сапогах)
5)Кота дяди Федора? (Матроскин)
6)Вечного противника мышонка Джерри? (Том)
7) Котенка из рассказа Н.Носова «Живая шляпа»? (Васька)
8) Пса дяди Федора? (Шарик)
9)Кота, который хотел жить дружно с мышатами? (Леопольд)
10)Любимую собаку Микки Мауса? (Плуто)
 10 конкурс «Бег по кочкам»(Физкультурная разминка)
Вместе с Буратино мы подошли к болотистой местности. Здесь ходить очень трудно, придется перепрыгивать с кочки на кочку( эстафета с газетами).
По болоту пришли к черепахе Тортиле. У нее находится бюро находок.
11 конкурс «Бюро находок»
1) С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.(Игла)
2) С помощью предмета, который находится здесь, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована.(Стрела. «Царевна-лягушка»)
3) Эта вещь служила для самой маленькой девочки на свете кроваткой. (Скорлупа грецкого ореха . «Дюймовочка»)
4)В какой сказке все эти фрукты, овощи, ягоды действуют как живые?(Д.Родари. «Приключения Чипполино».
5)Здесь лежат вещи, принадлежащие девочке, которая шла к ближайшей родственнице через лес и повстречалась со страшным зверем.( Шапочка, Корзина с пирожками)
6) Здесь находится вещь, которой открывается потайная дверь в коморке папы Карло.(Золотой ключик)
12 конкурс «Фокус»
Чтобы получить этот замечательный ключик, нужно сделать фокус. На столе стоят 3 пустых и 3 полных водой стаканов. Взяв в руки только один стакан, нужно сделать так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались.
( Нужно полный стакан перелить в пустой).
Ключик Буратино получил, побежал к папе Карло в коморку. Сорвал нарисованный очаг, а на потайной двери какие-то магические знаки
13 конкурс «Головоломка».
Нужно вписать нужный знак в клетку головоломки. Буратино не знал всех букв алфавита, но первые 9 он знал хорошо. Посмотрел на знаки сверху, снизу, справа, слева и все понял. Он вписал нужный знак и открыл дверь. Сделайте это и вы.
14 конкурс «Театр новых сказок»
Мы открыли дверцу, а там театр. Значит нам ребята покажут свое домашнее задание. Новые варианты сказок «Репка» и «Колобок».
15 конкурс «Собери волшебный цветок»
Это последний, но самый тяжелый и ответственный конкурс в нашем путешествии. Чтобы попасть домой, девочка Женя использовала цветик-семицветик. А нам потребуется цветик- восьмицветик. Лепестки у него перепутаны, надо их собрать по инструкции, расположить в определенном порядке.
Инструкция.
Середина цветка голубая.
Красный лепесток №1
Номер зеленого в два раза больше, чем у оранжевого.
Синий и фиолетовый находятся напротив.
Желтый и розовый – нечетные и не находятся рядом с коричневым.
Номер синего меньше номера розового1-Красный, 2-синий, 3-желтый, 4-оранжевый, 5-коричневый, 6-фиолетовый, 7-розовый, 8-желтый.
Подведение итогов, награждение команды-победителя и  активных участников.