Биологическая викторина Они живут вместе с нами на планете Земля


Они живут вместе с нами на планете Земля.
Конкурсно – познавательная программа.
Цели: -формировать доброжелательное отношение к животным;
-учить понимать эмоциональное состояние животных;
-воспитывать у детей сочувствие, желание прийти на помощь;
-развивать наблюдательность.
-Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А Земля без зверей – не Земля!
Люди – исполины,
Люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть, конечно…
Но должно быть сердце – сердце человечье!
Я сорвал цветок –
И он погиб.
Я поймал бабочку -
И она умерла у меня на ладони…
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем. ( Павел Гвездослав)
Человек и природа… Если проследить историю их взаимоотношений, то мы увидим, что цивилизация пестрит кровавыми расправами всемогущего человека над ни в чем не повинными «братьями нашими меньщими», т. е. животными. Итоги такого «покорения» страшны: за последние триста лет с лица планеты исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц. Потери огромные. И люди поняли: природу надо охранять! Очень важно сохранить на планете все разнообразие живых существ. Ведь каким высоким не был бы уровень науки, восстановить исчезнувший вид не возможно, хотя и большие дела может творить человек. Тот разум, которым так гордится человечество, есть не что иное, как конечный продукт эволюции мозга и психики отряда млекопитающих –от его самых примитивных представителей до человека, т.е. мы с вами тоже относимся к отряду млекопитающих.
И сегодня мы поиграем в экологическую игру, вспомним и закрепим знания о наших друзьях – животных: и диких, и домашних. А также основательно убедимся в том, что все живое на планете нуждается в нашей заботе и милосердии.
Х о д и г р ы.
Правила проведения игры.
-Учащиеся в классе объединяются в 3 команды.
-Каждая команда выбирает капитана, которому вручается маршрутный лист.
-Команда проходит маршрут из 7 станций и набирает баллы: правильный ответ – 1балл, за весь маршрут – 50 баллов.
-Если члены команды все активны, то команде – бонус (3-5баллов).
Пожелание участникам «Рецепт победы»
Возьмите сообразительность, добавьте внимательнось, не забудьте эрудицию, обязательно добавьте уверенность, а еще не помешает творчество, призовите волшебство и все это тщательно перемешайте с проворством и стремительностью ну и, конечно, приправте все это знаниями и вот тогда победа вам обеспечена.
Станция №1 «Фауна Земли».
Команда №1.
1.Немое животное на Земле: -бобер
-крот
+жираф
2.Самая злая рыба. Она разрывает на части в 10 раз больше рыбы, чем может съесть: - китовая акула
+тунец
-горбуша
3.Птица, у которой самое большое количество перьев (больше 23 тысяч):
-аист
+лебедь
-журавль
4.Самая длинная змея: -гюрза
-кобра
+анаконда
5.Собака, которая встречается только в Австралии: -колли
-сенбернар
+динго
Команда №2.
1.Самый быстрый зверь на Земле: -леопард
+гепард (120 км/час)
-конь
2.Животные, которые могут жить на высоте 7500метров(очень высоко):
- птицы
-насекомые
+пауки
3.Рыба, которая плавает быстрее всех других рыб: -сом
-налим
+меч-рыба(36м/сек)
4.Животное, которое никогда не спит: -+дельфин
-крокодил
-акула
5.Птица, которая выводит птенцов зимой: -воробей
+клест
-синица
Команда №3.
1.Самая быстролетающая птица: -ласточка
+стриж
-орел
2.Животное, которое имеет наибольшее количество зубов: -тигр
-акула
+улитка
3.Живые существа, которые растут на протяжении всей своей жизни:
+рыбы
-птицы
-земноводные
4.Животное, у которого может отрастать утраченная часть тела:
-гусеница
-змея
+ящерица
5.животные, которые живут только в Антарктиде и нигде больше:
- морские котики
+ пингвины
- моржи
Станция №2. Загадки о животных.
Команда№1.
1.Пятачок имеет, а ничего никогда не покупает (свинка)
2.Собой не птица, петь не поет,
но кто к хозяину идет, она знать дает. (собака).
3.Лапка мягонька, коготок востер.
Возле печки греется, без водички моется. (кот).
4.Серовато, зубовато - по полю рыщет,
телят, ягнят ищет. (волк).
5. Зимой беленький, а летом серенький. (зайка).

Команда №2.
1.Ползун ползет, иглы везет.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ежик).
2.В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца. ( крот).
3.Сидит в уголку и ткет рубаху. (паук).
4.В баню идет черный, а из бани красный. (рак).
5.Не летит, не поет, а клюет… (рыба).
Команда №3.
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит. (черепаха).
То рыжая, то серая, а по названию белая. (белка).
Летом любит подживиться, на охоте побывать.
А зимой в берлоге спать. (медведь)
4.Гребешок имеет, но ним не пользуется. (петух).
5.Ночью гуляет, днем отдыхает.
Глаза большие, круглые: все ними ночью видит. (сова).
Станция №3. Двойная жизнь животных.
Слова, которыми называются животные совпадают со словами, которые люди употребляют в самых разных жизненных ситуациях. Назовите эти слова.
Команда №1.
1.Любитель зимнего плавания. (морж)
2.Пешеходный переход. (зебра)
3.Автобусный безбилетник. (заяц)
4.Колеса у трактора и танка. (гусеница)
5.Сторона монеты, противоположная решке. (орел)
6.Ложный слух (утка)
Команда №2.
1.Грибы рыжего цвета (лисички)
2.Спортивный снаряд в гимнастике (конь)
3.Шахматная фигура, передвигающаяся на любое число клеток по диагонали (слон)
4.Мужская прическа в виде коротко остриженных стоячих волос (ежик)
5.Жилище животных, вырытое в земле (норка)
6.Специальное расположение костей в игре в домино (рыба)
Команда №3.
1.Щетка для чистки бутылок (ерш)
2.То же, что и окурок (бычок)
3.Устройство ввода информации в компьютер (мышка)
4.Длинный рычаг у колодца (журавель)
5.Шахматная фигура, которая ходит буквой Г (конь)
6.Пупырышки на коже от холода или озноба (мурашки)
Станция №4. Музыкальная.
Музыкальный номер от команды. Тематика: песня о животных.
(Например: В траве сидел кузнечик. Пропала собака. Люси и др.)Станция №5. Кто как из животных разговаривает.
Команда №1.
1.Голубь (воркует)
2.Коза (блеет)
3.Конь (ржет)
4.Комар (пищит)
5.Сверчок (сверчит)
Команда №2.
Гусь (гогочет)
Журавль (курлычет)
Лиса (лает)
Свинья (хрюкает)
Кузнечик (стрекочет)
Команда №3.
1.Утка (крякает)
2.Воробей (чирикает)
3.Медведь (ревет)
4.Слон (гудит)
5.Шмель (жужжит)
Станция №6. Животные в художественной литературе.
Команда №1.
1.Какое животное одним взмахом хвоста разбило золотое яичко. (мышь)
2.Имя собаки, которую утопил Герасим. (Муму)
3.Кого в произведении Р. Киплинга «Маугли» звали Багира. (пантеру)
4.Какой породы был пес Артемон в сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». (пудель)
5.Имя пса из книги Э.Успенского «Дядя Федор , пес и кот» (Шарик)
Команда №2.
1.Имя гуся, на котором летел в Лапландию Нильс. (Мартин)
2.Кто из сказочных героев на свой день рождения получил часть своего тела (Ослик Иа)
3.Как зовут собаку в сказке К.Чуковского «Айболит» (Авва)
4.Назовите породу Белого Бима с черным ухом ( по книге Г.Троепольско-
го «Белый Бим Черное Ухо» (сеттер)
5.В рассказе Н.Носова один пес ходил в гости к другому. Как звали этих псов? (Бобик в гостях у Барбоса)
Команда №3.
1.Помесь таксы с дворняжкой.Такой породы была собачка, о жизни которой написал рассказ А.П.Чехов.Назовите кличку этой собачки.
(Каштанка)
2.В каких насекомых обращался царь Гвидон? (муху, комара, шмеля)
3. Кто на найденную денежку купил самовар и пригласил много гостей?
(муха – цокотуха)
4.Состав квартета (басня И.Крылова «Квартет») (Мартышка, Осел,Козел и косолапый Мишка)
5.Компания,которая случайно встретилась и решила идти до Бремена, чтобы там стать уличными музыкантами (осел, кот, петух, собака).
Станция №7. Юмористическая.
Догадайтесь, какие животные скрываются за этими «именами».
Команда №1.
1.Хобот (слон)
2.Повторюшка (попугай)
3.Фонтан (кит)
4.Чирикин (воробей05.Мяука (кот)
Команда №2.
1.Клешня (рак)
2.Колючка (еж)
3.Двугорбик (верблюд)
4.Стукало (дятел)
5.Тельняшка (зебра)
Команда №3.
1.Будильник (петух)
2.Гавчик (собака)
3.Дарюхвостка (ящерица)
4.Листоедка (гусеница)
5.Медоноска (пчела)
Что есть только у слонов и больше ни у кого? (Слонята).
Станция №8.Поэтическая.
Декламирование стихов о животных.
1.С.Михалков. «О тех, кто лает».
2.Э.Асадов «Стихи о рыжей дворняге».
3. «Помни чуткости урок…»
Конкурс капитанов.
Разгадать ребус.
Команда №1.
С3Ж (стриж)
Команда №2.
40А (сорока)
Команда №3.
СЖЖЖ (стриж)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все разгадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество –
Внимательность,
А поможет все узнать наша Любознательность.. Все мы должны запомнить принципы общения с природой.
Принцип единства: все мы часть Вселенной.
Принцип смирения: все живые существа, включая человека, имеют свою
значимость.
Принцип уважения: каждое живое существо имеет право на жизнь.
Принцип сотрудничества: понимать, уважать и сотрудничать с природой, а не
завоевывать ее.
Принцип охраны: недостойно человека быть причиной преждевременного
исчезновения каких-либо видов флоры и фауны.
Принцип взаимодействия: Земля без нас может существовать, а мы без нее –
нет. Истощенная земля – истощенная экономика.
Принцип любви: любите все живое на земле, обращайтесь с природой бережно
и с любовью.
Оценивание конкурсов:
1.Фауна Земли 5 баллов
2.Загадки о животных 5 баллов
3.Двойная жизнь животных 6 баллов
4.Музыкальный конкурс 5 баллов
5.Кто как разговаривает 5 баллов
6.Животные в литературе 5 баллов
7.Поэтический конкурс 5 баллов
8.Юмористический конкурс 5 баллов
9.Конкурс капитанов 4 баллов
10.Творческий конкурс 5 баллов
-------------
50 баллов