Проект урока русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопросы кто и что»


Проект урока русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»
Класс 2 класс
УМК Перспектива
Состав класса: в классе 15 учеников, из них с нормой развития 14 человек, с ЗПР 3 человек, с УО 0 человек.
Разработчик: Андреева И. Г, учитель нач. классов, МБОУ « Прутская СОШ»
Цели урока: создать условия
для «особенных детей» для «обычных» детей
- учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
- выделять из текста слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
-научить определять слова, отвечающие на вопрос кто и что?
- учить различать имена существительные от других частей речи
- уметь договариваться при работе в парах, в группах - развивать умение работать в паре, умение слушать и понимать других, контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.
Планируемые результаты:
- уметь различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
- уметь выделять из текста слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
- уметь договариваться при работе в парах, используя помощь «маленького учителя» - построить способ различения одушевлённых и неодушевлённых предметов;
- умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами;
-уметь работать в паре, в группе , выполнять роль «маленького учителя»
Ход урока
Структура урока Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяПримечания
«особенные» «обычные» Организационный момент
− Улыбнитесь мне, своему другу. Можно тихо сесть.
− Улыбаются, садятся.
Мотивация (Предъявление ситуации, выводящей на тему)
- Сегодня пасмурная, хмурая погода. Так хочется тепла и света. Давайте позовем к нам на урок солнышко.
Улыбнемся солнышку.
Нашему солнышку так понравились дети 2 класса, что оно запело песенку:
Кто, кто в этом домике живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Обращается к группе «особенных» детей:

- Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. - Обоснуйте свой ответ.
- Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто?
- Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным?
- А на какой вопрос отвечают слова ромашка, мячик, телевизор?
- Какие слова отвечают на вопрос что?)- Какие слова относятся к неодушевленным существительным?
- А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
- Посмотрите на доску, вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.
Обращается к группе «особенных детей»:
-Кто сможет повторить тему урока?
- Проговорите друг другу в паре, а «маленький учитель» вас проверит
Обсуждают в парах:
- какие предметы могут отвечать на вопрос кто?
(дети выбирают слова девочка, малыш)
Проговаривают. Это имена существительные.
Ученики проговаривают тему урока.
Проговаривают
-Это одушевлённые предметы.

Это имена существительные.
Ученик вставляет слова и называет тему урока.
Повторяют тему урока (Появляется картинка с веселым солнцем)
(эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки мячика, девочки, телевизора, малыша, ландыша)
(прикрепляется табличка кто?)
(прикрепляется табличка одушевленные)
(прикрепляется табличка люди и животные)
(прикрепляется табличка что?)
(прикрепляется табличка неодушевленные(прикрепляется табличка имена существительные)
(На доске: Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?- это ……….)Целеполагание -Каждый человек перед началом работы ставит цель.
-Попробуйте сформулировать цель урока.
Обращается к группе «особенных детей»:
- Работая в парах, закончите предложение «Сегодня на уроке буду учиться ….»
-Кто сможет повторить цель урока?
- Проговорите друг другу в паре, а «маленькие учителя» вас проверят
- Учусь различать слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Проговаривают друг другу. «Маленький учитель» проверяет правильность проговаривания цели
Планирование 1.Практическая работа по учебнику.
2. Проблемная ситуация (работа в группах).
3.Самостоятельная работа.
4. Работа в парах.
5. Творческие упражнения (задания по выбору)
Учитель предлагает план работы, а дети соглашаютя.
Физкульт. минутка для глаз
Реализация плана
Контроль на оценочном листе
Контроль на оценочном листе
Контроль на оценочном листе
Контроль на оценочном листе1.Практическая работа по учебнику. - Прочитаем задание (расположить слова в 2 столбика, которые отвечают на вопросы кто? и что? )- Как вы поняли, каким образом надо записать слова?
- Проверка самостоятельной работы
- Как мы отличали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что?
2. Проблемная ситуация (работа в группах).
- Наши герои выполняли похожее задание по русскому языку, им встретилось слово мишка Катюша написала это слово в 1 столбик (вопрос что?), Петя – во 2 столбик (вопрос кто?)
- Посоветуйтесь в группах, кто прав? Обоснуйте свой ответ.
- Проверка задания

- Обратите внимание на то, что так называть ребенка неприлично, лучше назвать Михаил или Миша.
- Кто из вас знает похожие слова?
3.Самостоятельная работа.
-Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»
- Как вы поняли задание, как запишем слова в тетрадь? Не забывайте о словах-ловушках.
- Задание для лидеров: придумайте и запишите свои примеры
- Проверка (покажите ладошками знак согласия и несогласия)
- Как мы рассуждали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что?
- Проверка задания для лидеров.
4. Творческие упражнения (задания по выбору)
- Наши герои тоже придумали для нас задания. Выберите то, которое вам больше понравилось, выполните в тетради.
(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)
Дети выполняют задание при помощи маленького учителя
Проверяют в паре под наблюдением « маленького учителя»
- если предмет живой, значит ставим вопрос кто ?, если неживой что?
Катя написала в 1 столбик (Кто?)
советуются
- оба правы- Некоторые дети предполагают, что мишкой был мальчик.
- значит что?
1 ученик выполняет задание за доской
Вспоминают правило
Что? Коса, мак, капля
Кто?……, ……, …….

- в столбик.

Проверят в группе цепочкой
- если предметы одушевлённые – ставим вопрос кто?, если неодушевлённые ставим что?
Петя написал слово во 2 столбик (Что?)
Советуются
Ребята из других групп возражают им, так как это слово написано с маленькой буквы, а имена людей пишутся с большой буквы
- значит что? Потому что это игрушка – неодушевлённый предмет.
- лисички, котик
придумывают и записывают свои примеры
По правилу
(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)

1 обычный ученик выполняет задание на доске с проговариванием и полным объяснением) Последние 3 слова дети пишут самостоятельно
Учитель обращает внимание детей на слова чудо и Чуковский) прикрепляется табличка
(чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как мишкой называют зверя (вопрос кто?) и игрушку (вопрос что?)Физ. минутка
Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто?, дети прыгают.
Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что?, дети приседают.
Если встречается слово другой части речи («ловушка»), дети скрещивают руки над головой. Мартышка, одуванчик, диван, акула, роза, сестра, шофер, компьютер, бегать, книга, красная.На доску прикрепляются 2 домика, под которыми написаны вопросы кто? и что?, рядом написаны слова: дверь, сорока, ваза, Машенька, русская, береза)
Петя.
(прикрепляется табличка с заданием)
Что?…, …, ….
Кто?…, …, ….
Катюша.
«Волшебное превращение»
(замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?)
Контроль В течение всего урока.
Оценивание - Я рада ( к маленькому учителю), что ты сегодня помогал мне. « Маленький учитель» оценивает свою группу: отлично, хорошо, удовлетворительно. Дети адекватно оценивают себя.
« я поработал хорошо, т.к….. Рефлексия - Что нового узнали?
- Что получалось легко?
- Что было трудно?
- Что стало получаться лучше, чем вчера?
- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается! Солнышко дарит вам своих друзей- маленьких солнышек
- Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока:
- веселое, радостное
- спокойное
- грустное
10. Домашнее задание.
Рисуют солнышко Рисуют солнышко (детям учитель раздает картинки ).