Организация здорового образа жизни и физическая культура как здоровье сберегающий предмет в условиях перехода на 12-летнюю модель обучения

Организация здорового образа жизни и физическая культура
как здоровье сберегающий предмет в условиях перехода на 12-летнюю модель обучения

В.В.Кербер –учитель физической культуры высшей категории,стаж 36 лет.
КГУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа» г.Семей

Здоровые дети - здоровая нация.
Н.А.Назарбаев.
В послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана
« Казахстан-2050» одним из долгосрочных приоритетов было названо «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана». Здоровый образ жизни должен стать нормой для каждого человека на протяжении всей жизни, стать важнейшим элементом его общей культуры.
Главой нашего государства также отмечено: « Необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, использовать созданную повсеместно спортивную базу».
В соответствии с Законом « Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Проблема сохранения, укрепления здоровья человека, изменения его отношения к своему здоровью прежде всего проблема воспитательная. Поэтому именно системе образования представляет общество социальный заказ - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.
Поскольку действенным средством оздоровления и фактором здорового образа жизни являются занятия физической культурой и спортом, учителям необходимо обстоятельно знакомить детей с функциональными особенностями своего организма, дать знания о здоровье, механизмах его сохранения, укрепления и развития. Отсюда следует, что учителю физической культуры, деятельность которого состоит в том, чтобы сформировать у детей потребность в занятиях физическими упражнениями, соблюдении двигательного режима, в процессе реализации здоровьесберегающей технологии и воспитания здорового поколения отводится особая роль.
В связи с переходом Казахстанской школы на 12-летнюю модель обучения школьное физическое образование требует обновления содержания и структуры с целью приведения в соответствие с мировым стандартом.
Профессионально освоенные и разработанные учителем физической культуры педагогичекие технологии физического воспитания школьников применительно к конкретной школе систематизируют педагогический процесс, позволяют комплексно решать задачи физического воспитания учащихся в условиях модернизации общеобразовательной школы, повышают значимость и качество образовательной области «Физическая культура»-здоровьесберегающего предмета школьного обучения. Следовательно, здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают обучение школьника в оптимальных условиях для его здоровья и соответствующее воздействие учителя на здоровье ученика - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях. Чтобы обеспечить образование на принципах здоровьесбережения, необходимо, с одной стороны,развивать диагностику личностных параметров обучающихся, а с другой- представлять возможности альтернативного выбора форм, методов, программ обучения, а значит, развивать вариативность образовательных учреждений и программ. Это может быть обеспечено только инновационным типом развития современной школы, который подразумевает процесс непрерывного обновления, изменения всех сфер деятельности педагогов в отношении здоровьесбережения учащихся.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьника различных оздоровительных мероприятий, которые проводятся в рамках данных технологий, определяется не столько качеством использованных методов и приемов, сколько их научно-обоснованной «встроенностью» в общую систему, направленную на укрепление здоровья учащихся и педагогов. Системный педагогический процесс в виде проекта делает возможным построение современного физического воспитания школьников, выводя учителя на путь личностно-ориентированных занятий учащихся физическими упражнениями. Все это поставит учителя на высокий уровень профессиональной работы. Проект, выстроенный на основе целей(стратегии физического воспитания) и педагогических задач(оздоровительных, образовательных, воспитательных) будет отвечать требованиям современной системы физического воспитания.
Хорошим примером для всех служит общественная работа Сары Алпысовны Назарбаевой по внедрению в повседневную жизнь граждан Республики Казахстан здорового образа жизни, основным принципом которого является закаливание по системе Порфирия Иванова. По ее инициативе в программе оздоровительных мероприятий ряда школ и дошкольных учреждений стали широко применяться эти методы: дети, приобретая физическое здоровье , получают заряд бодрости и хорошее настроение, радость общения с единомышленниками, а Казахстан в их лице – здоровое будущее поколение. Здоровый образ жизни преследует цель: укрепив тело, одновременно возвысить и духовные начала в человеке. В условиях перехода на 12-летнее образование определены основные направления по созданию здорового образа жизни граждан Казахстана средствами физической культуры и спорта. Развитие физической культуры и спорта в республике заложено в понятие национальной идеи: »Физическая культура и спорт – здоровье нации». Главным достоянием Казахстана являются школьники, молодежь, на плечи которых в будущем ляжет развитие новой формации казахстанского общества.




15