Исследовательская работа «Физическая культура как средство мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы»

Министерство Образования Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зюзинская средняя общеобразовательная школа







исследовательская работа по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
УЧАЩИХСЯ ЗЮЗИНСКОЙ ШКОЛЫ



Выполнила:
ученица 8 класса
Ляхова Светлана
Руководитель:
учитель физической культуры
Билибин В.А.





г. Барабинск
2014

Содержание
Введение ..3

Глава 1. Процесс формирования мотивации здорового образа жизни учащихся 6
1.1.Сущность здорового образа жизни учащихся 6
1.2.Особенности мотивации здорового образа жизни и мотивационной сферы учащихся ..8
1.3.Средства и методы мотивации здорового образа жизни учащихся..14

Глава 2. Физическая культура как средство мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы..18
2.1. Значение и место физической культуры в жизни учащихся Зюзинской школы..18
2.2. Влияние физической культуры на здоровый образ жизни и здоровье учащихся Зюзинской школы..21

Заключение.24
Библиография..25
Приложение 1. Анкета на выявление эффективных условий мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.. 29
Приложение 2. Фотоотчет ..32
Приложение 3. Результаты тестирования учащихся 8 класса Зюзинской СОШ ..33
Приложение 4. Темы бесед, проведенные с учащимися МКОУ Зюзинской СОШ . ...36
Приложение 5. Методы исследования 36
Словарь терминов.37
Введение
По природе, по сути своей человеческий организм – чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся и сомонастраиваюшаяся. Однако сам человек зачастую вместо того, чтобы содействовать, ускорять развитие своего организма, беспредельно расширять его возможности – губит его, ограничивает потенциальные возможности, сокращает свою жизнь. Он убивает себя, медленно, но систематически и постоянно своим образом жизни, неправильным питанием, нерациональной организацией и проведением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков.
И.П. Павлов отмечал, что: «Человек может дожить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». [20, с. 100-101]
Автор книги «Шаг за шагом. Твой календарь здоровья» Н. Коростелев выделил несколько правил сохранения и укрепления здоровья:
постепенность – это правило относится к любым тренировкам организма: развитие мускулатуры и выносливости, формирование осанки, закаливание;
систематичность;
древний мудрец говорил: «Познай самого себя». Для третьего правила можно переформулировать – познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить свое тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма очень удивительны.
Если относиться к своему организму при занятиях физической культурой в соответствии с этими тремя простыми правилами, то значит уметь заботиться о своем здоровье.
Широкие возможности познать свой организм открывает физическая культура.
Физическая культура представляет учащимся более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных способностей, и для дальнейшего развития и распространения физической культуры.
Существуют убедительные факты, доказывающие, что если физическая культура не будет являться средством мотивации здорового образа жизни учащихся, то в школе не будет идти работа по формированию здорового образа жизни обучающихся.
Курящие люди заболевают раком легких чаще некурящих в 10 раз, раком гортани – в 6-10 раз, раком пищевода – в 2-6 раз. [31, с.26]
По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежедневно уносит около 6 миллионов человеческих жизней – это больше, чем умирает от рака. [20, с. 134]
На сегодняшний день еще не удалось точно зафиксировать, сколько же человеческих жизней уносит привычка к употреблению наркотических веществ – эта цифра с каждым днем увеличивается в 2-3 раза.
В современном обществе табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков – это одна из составляющих образа жизни человека.
Сейчас Россия – в числе мировых лидеров по употреблению алкоголя (14 литров чистого алкоголя на душу населения в год).
Вследствие этого возросло количество тяжких преступлений, убийств. Все это приводит к сокращению продолжительности жизни нашего населения.
Таким образом, тема работы «Физическая культура как средство мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы» актуальна. Исходя из этого целью работы является: выявить эффективные условия мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.


Объект исследования:
процесс формирования мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.
Предмет исследования:
физическая культура, как средство мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.
Гипотеза:
физическая культура будет являться эффективным средством мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы, если:
учащимися понимается сущность здорового образа жизни;
учащиеся систематически посещают уроки физической культуры;
учащиеся посещают спортивные секции.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.
Выявить средства и методы мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.
Рассмотреть понятие физической культуры как феномена общества.
Определить место и значение физической культуры в жизни учащихся Зюзинской школы.
Определить условия влияния физической культуры на здоровье учащихся Зюзинской школы.




Глава 1. Процесс формирования мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы

Сущность здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. [33. c.76]
Вообще образ жизни – это совокупность существующих черт, характеризующих способ деятельности людей в конкретном обществе. [21, с.50]
Уклад жизни – характеризует конкретно – исторические, социально-экономические и политические аспекты образа жизни. [21, с.50]
Уровень жизни используется для количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов общества в рассмотренный период времени. [21, с. 50-51]
Качество жизни – отражает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера. [21, с. 51]
Проанализировав данные понятия, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни – это, прежде всего, культурный образ жизни, цивилизованный и гуманистический.
Во многом стиль жизни современных людей характеризуется как способ выживания. Доказательством тому являются следующие объективные факторы:
увеличение доли семейного труда (в семье работают все, даже дети, студенты, пенсионеры);
величина трудовой нагрузки – на уровне физиологического предела (работают на 2-3 ставках);
особенно страдает сельское население, где работать вынуждены еще и на собственном подворье.
Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни учащихся школы, условием их жизни, а так же качеством и стилем их жизни. Данные понятия объединены 4-мя категориями:
экологической – она представлена условием жизни и отвечает на вопрос: «Каково Ваше материальное благополучие?»;
социологической – «Каково качество Вашей жизни?»;
социально-экономической – «Каково уклад Вашей жизни?»;
социально-психологической – «Каково стиль Вашей жизни?». [33, с.82]
Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, который влияет на состояние здоровья людей.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни детей не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общество, создания дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка «Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – все потерял».
Существуют факторы, влияющие на укрепление здоровья; и факторы, влияющие на ослабление здоровья.


Факторы, укрепляющие здоровье.
Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое лучше выполнять в одно и то же привычное время.
Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, информационно-коммуникационная деятельность.
Постоянное общение с природой, свежий воздух, солнце помогают человеку укрепить здоровье и справиться с болезнями.
Факторы, влияющие на ослабление здоровья.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим дня, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
Таким образом, необходимым компонентом здорового образа жизни являются: четкий режим дня, сон, рациональное питание, гигиенические процедуры, отсутствие вредных привычек, и, самое главное, двигательная активность.

1.2. Особенности мотивации здорового образа жизни и мотивационной сферы учащихся Зюзинской школы
Мотивация здорового образа жизни – это побуждение, вызывающее активность организма к активному существованию личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и к пространству агрессивности в опасных формах.
Мотив – это сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникших у человека потребностей. [36, с.10]
В свою очередь, потребность – это нужда в чем-то, которая появляется в состоянии напряжения в психике и отражается в сознании человека в виде желаний, склонностей, влечений. [36, с. 14]
Все многочисленные потребности делят чаще всего на 4 группы:
биологические, лежащие в основе жизнедеятельности человека, - потребность в пище, движении, избегании угрозы, продолжении рода;
материальные – потребность в одежде, жилище;
духовные – потребность в познании себя и окружающей среды, в эстетических наслаждениях, в творчестве;
социальные – потребность в общении, в труде, в общественной работе, в признании другим людям, в принадлежности к определенной группе людей (например, тренируется в определенной спортивной школе, быть членом определенного спортивного общества).
С развитием человека все большую роль должны приобретать духовные и социальные потребности. Биологические и материальные потребности при этом не исчезают, однако, они должны играть доминирующую роль, определяющий смысл существования человека. «Человек должен есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть», - сказал Сократ.
У каждого человека существует определенная иерархия потребностей: одни из них занимают ведущее место, другие играют второстепенную роль.
Появление потребности влечет за собой целую цепь событий, сопровождается внутренней психической и внешней моторной активностью человека, стремится избавляться от возникшего у него внутреннего направления, ведущего к беспокойству, тревожности, неудовольствию, а порой и к страданию. Вследствие этого у него возникает побуждение к поиску выхода из создавшейся ситуации. Он начинает проявлять психическую активность, мыслительно решая, каким путем и с помощью какого средства он может удовлетворить возникшую потребность. Это приводит к появлению цели, пока идеальной, существующей в представлении человека, но уже направленной на его активность по определенному пути.
Занятия физической культурой на уроках в школе позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие школьников. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий школьников физической культурой в свободное время.
На уроках физической культуры у учащихся должна сформироваться потребность самостоятельно заниматься физической культурой через создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение школьников к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, и физически развитыми. [35, с. 27]
Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей преподавателей физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у школьников будет сформирована потребность в самостоятельных и систематических занятиях физической культурой или, иными словами, у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.
Привычка – это действия или поступки, выполнение которых стало для человека потребностью. (С.Л. Рубинштейн) [35, с.417]
Привычки формируются в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть обеспечен обучающимся.
Первый этап – формирование положительного отношения к физической культуре.
Второй этап – формирование учащихся намерения самостоятельно заниматься физической культурой. На этом этапе задача преподавателя физкультуры – пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может, в частности, предложить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у школьников это желание, преподаватель может переходить к следующему этапу.
Третий этап – осуществление школьниками намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение не только школьниками, но и их родителями необходимого спортивного инвентаря (лыж, коньков, ракеток, гантелей); разработка школьниками вместе с преподавателем физической культуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений.
Четвертый этап – превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированное намерение студентов самостоятельно заниматься физической культурой.
Интерес школьников к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если обеспечен постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль (например, проверка, какое число раз может отжаться школьник от пола или сколько он может сделать приседаний) иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет преподавателя для учащихся очень весом.
Мотивы школьников относятся к урокам физической культуры, которые можно представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьников заниматься физическими упражнениями. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные физические упражнения, предпочтение школьников заниматься каким-либо видом спорта.
Мотивы посещения занятий физической культурой могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Есть обучающиеся школы, которые посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. Также есть и обучающиеся, которые вынуждены ходить на уроки ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.
Мотивационная сфера школьников является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес школьника к занятиям, его активного и осознанного отношения к осуществляемой деятельности, т.е. к учебе, поэтому это важно с началом обучения (начальная школа), формировать у школьников необходимо для рациональности его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий. Мотивы, отличаются высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.
Мотивы, побуждающие школьника заниматься спортом или физической культурой, имеют свою структуру:
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
потребность в чувстве удовлетворения от проявления мыслительной активности;
потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, гибкостью, ловкостью;
стремление проявить в себе в трудных, даже экстремальных ситуациях;
стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
потребность в самовыражении, самоутверждении, стремлении к общественному признанию, славе.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
стремление стать сильным и здоровым;
стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической деятельности;
чувство долга;
потребность в занятиях спортом и физической культурой через осознание социальной возможности спортивной деятельности.
В книге «Размышления о здоровье» академик Н.М. Амосов рассматривает вопрос о моде на здоровье. Вот его рассуждения: «О, мода, – это великий двигатель! Вот если бы удалась мода – быть худым, стройным, спортивным, не курить или даже не стареть». Культ здоровья и красоты должен войти в образ жизни школьников. Очень важно, чтобы стали модными, вошли в быт, в образ жизни школьников систематические занятия физической культурой и спортом, бег, ходьба, правильное рациональное питание, хорошо организованные труд и отдых, определенный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат в школе и дома. Все это компоненты и факторы здорового образа жизни – в них основа здоровья, профилактики заболеваний, основа активного творческого долголетия.

1.3. Средства и методы мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы
Средства мотивации здорового образа жизни – это методы действия для достижения побуждения, вызывающего активность организма к активному существованию личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Методы мотивации здорового образа жизни – это путь достижения побуждения, вызывающего активность организма к активному существованию личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Средствами мотивации здорового образа жизни являются:
систематические занятия физической культурой и спортом;
формы внеклассной работы, то есть соревнования, туристические походы, спортивные слеты и т.д.;
личный пример;
посещение спортивных секций;
пропаганда здорового образа жизни (реклама, клубы, лектории).
Участие школьников в спортивных соревнованиях, в занятиях в спортивных секциях и туристических походах – это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.
Большое значение в мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы имеют методы убеждения, разъяснения и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего в процессе организации физических упражнений и спортивно-массовых мероприятий в школе.
Метод убеждения как метод воспитания достигает цели, когда у воспитанников сформировались готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Убеждение в процессе воспитания достигается при использовании различных методов, таких как рассказы на этические темы, объяснения, лекции, этические бесед, инструктаж, внушение, диспуты, доклады.
Второй метод мотивации здорового образа жизни – это рассказ на этическую тему. Рассказ на этическую тему – это метод мотивации здорового образа жизни, яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Он помогает воспитанникам понять смысл моральных оценок и норм поведения. Функции метода:
служить источником знаний о здоровом образе жизни учащихся Зюзинской школы;
обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;
служить способом использования положений, примера в воспитании.
Следующий метод мотивации здорового образа жизни школьников – это разъяснение – это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Отличие от рассказа и объяснения в том, что разъяснение – это ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. При работе с обучающимися Зюзинской школы необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла не только моральных понятий но, а также и нравственных.
Пятый метод мотивации здорового образа жизни школьников – это лекция. Лекция – это монолог учителя, но по содержанию несравнимо большого объема и на более высоком уровне теоретического обобщения.
Шестой метод мотивации здорового образа жизни учащихся школы – беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения ряда вопросов. Беседа – это диалог преподавателя физической культуры и школьника. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представление о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у школьников их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.
Седьмой метод мотивации здорового образа жизни школьников – это дискуссия (диспут) – это предполагаемый спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений. В дискуссии заложено противоречие, неоднозначность точек зрения. С помощью этих методов разъясняются значение физической культуры в развитии человека, их психологические основы, а так же техника их выполнения.
Эти методы используются при проведении вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а так же в процессе индивидуальной разъяснительной работы со школьниками по вопросам мотивации здорового образа жизни.
В качестве основного средства мотивации здорового образа жизни школьников, следует называть «физические упражнения». Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психологические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения (глазомер). Физические упражнения развивают восприятие окружающей среды, пространства, времени.
Организационно-коллективные занятия физическими упражнениями – возможный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Они всегда связаны с проявлением воли и служат одним из основных средств совершенствования.
Современные физические упражнения весьма многообразны наряду с двигательными действиями, заимствованы из трудовой и боевой практики, быта, современные физические упражнения включают в себя двигательное действие специально созданные в целях физического развития школьников. В практике физического воспитания исторически сложились физические упражнения в виде игры, гимнастики, спорта и туризма, элементы которых проводятся на каждом занятии.
К основным формам физической культуры, используемым в мотивации здорового образа жизни школьников, в организации культурного досуга, относят туризм, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельных занятиях физическими упражнениями, например, секция по волейболу, баскетболу, занятия на тренажорах.
На основе теоретической части I главы: «Процесс формирования мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы» можно сделать следующие выводы:
Формирование здорового образа жизни школьников является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья учащихся Зюзинской школы через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Под здоровым образом жизни понимается активное существование личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и обществу (пространству) агрессивности в опасных формах.
Мотивация здорового образа жизни – это побуждение, вызывающее активность организма к активному существованию личности.
Главным средством мотивации здорового образа жизни являются систематические занятия физической культурой и спортом. А также эффективными средствами мотивации здорового образа жизни являются: ежедневная гимнастика, легкий спорт, прохладные водные процедуры. Наиболее эффективными методами мотивации здорового образа жизни школьников являются: метод убеждения; метод разъяснения; метод положительного примера; метод одобрения; метод осуждения.


Глава II. Физическая культура как средство мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы

Место физической культуры в жизни учащихся Зюзинской школы
Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры школьников в новом спектре осветить ее образовательные, оздоровительные и воспитательные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры школьников как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом ее образовательные приоритеты. [14, с.275]
Физические упражнения на уроках физической культуры школьники, как правило, выполняют в коллективе, поэтому содержание совместной двигательной деятельности и педагогическое руководство его должны быть нацелены на приучение школьника достойно вести себя в коллективе, подчиняясь его интересам, защищать их. В играх, на соревнованиях у школьников формируются специфические отношения к сопернику, к товарищу по команде, судье и так далее.
Школьный спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности школьников в форме соревнования и подготовке к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от них проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации резервных возможностей.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание: на учебных занятиях, тренировках, а особенно, во время спортивных соревнований учащиеся переносят большую физическую и моральную нагрузку: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника и так далее, содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Умственное воспитание: на занятиях физической культурой и спортом, занимающихся приобретением знаний о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивает правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развивается наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень умственной работоспособности. При нравственной организации физическая культура может стать важным средством в преодолении переутомлений, нервных срывов, неврозов при подготовке к экзаменационной сессии.
Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительно-слухового восприятия. [32, с.6]
Трудовое воспитание: постановка физического воспитания в каждой школе определяет в значительной мере степень готовности каждого выпускника к работе . Сущность трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку школьников к жизни. Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимаются для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.
Эстетическое воспитание: в физической культуре и спорте открываются огромные возможности для эстетического воспитания школьников, развитие способности воспринимать, чувствовать прекрасное в поступках. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию музыкальной культуры.
Физическая культура и спорт – средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. [31, с. 77] Выступая в соревнованиях в различных странах, на различных континентах, спортсмены знакомятся с культурой и бытом страны, с историческими местами. Совместные тренировки, а в настоящее время и совместное выставление спортсменов различных стран в клубных и национальных сборных команд, укрепляют дружбу народов.
Яркий пример дружбы между народами и сотрудничества – Олимпийские игры, возрожденные для наших современников с 1896г. усилиями физического развития спортивного деятеля, педагога, графа де Кубертена. [31, с.7]
Таким образом, основными причинами снижения интереса учащихся Зюзинской школы к занятиям физической культурой является недостаточная физическая образованность, недостаток свободного времени или неумения рационально его организовать и использовать. Все это затрудняет внедрение физической культуры в быт учащихся.
На передний план в физической культуре и спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария.
На основе выше сказанного можно сделать вывод: физическая культура занимает важное место в жизни учащихся Зюзинской школы и результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности школьников является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.


Влияние физической культуры на здоровый образ жизни и здоровье учащихся Зюзинской школы

Физическая культура и спорт развивают в организме школьников способности приспособления к внезапным и сильным функциональным колебаниям, а так же огромную выносливость организма в случае длительного, хронического воздействия неблагоприятных условий.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» - эти слова принадлежат великому древнегреческому философу Аристотелю, и они также верны, как и тысячелетия назад. [16, с.79]
В организме не только школьников, но и человека, главным двигательным аппаратом, являются мышцы. И этот мощный двигательный аппарат необходимо постоянно упражнять и тренировать. Мышечные действия создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в головной мозг, обогащают его обилием ощущений, впечатлений, поддерживают нормальный тонус нервных центов, развивают мозг.
Великий ученый И.М. Сеченов открыл свойство мышечной работы «заряжать энергией нервные центры». [16, с.80] И.П. Павлов так же утверждал, что физической деятельности можно «заряжать и подкреплять» кору головного мозга [16, с.80-81]. Он считал, что сердце чаще поражается у лиц умственного труда, потому что они обычно мало занимаются физическими упражнениями, не прибегают к физическому труду. [16, с.81]
Физическая культура и спорт оказывают значительное влияние на эмоциональное состояниешкольников, которое выражается в проявлении чувств бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического настроения. Также в процессе занятий физической культурой и спортом воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплинированность, коллективизм. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние на развитие функций центральной нервной деятельности восприятия, памяти, внимания, мышления.
Физическая нагрузка крайне необходима школьникам. Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их функции и координацию. Физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполнение определенного количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме. Формирует привычку, а затем и потребность соблюдать правила поведения. Благодаря этому возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.
Как показало исследование в книге, под редакцией П.А. Виноградова «Социология физической культуры и спорта», чем активнее человек включается в физическую спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспосабливаться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благоположения делает ставку на определенные цели, и на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. [31, с.33]
В детском и юношеском возрасте не всегда легко осознать пагубность вредных привычек и совершаемых антинравственных поступков, всю сложность отвыкания от них и от того антикультурного образа жизни, который складывается под влиянием ложных идеалов и суррогата антикультурных ценностей и образцов.
Противоборствуя внедрению в сознание молодого поколения псевдоценностей антикультуры, современное общество отстаивает истинные ценности общечеловеческой культуры, в том числе ценности физической культуры. В данной сфере культуры в качестве общечеловеческой ценности утверждается здоровый образ жизни, такой способ жизнедеятельности, который направлен на сохранение и улучшение здоровья человека, продление творческого долголетия. Поэтому стремление к идеалу физически всестороннего и гармонично развитого человека, формирование его представлений и потребностей в здоровом образе жизни рассматриваются как важные гаранты физического и духовного развития потенциальных возможностей всего современного общества, определяющего дальнейший путь его развития.
На уроках физической культуры уделяется значительное внимание правильному дыханию, развитию дыхательного аппарата, мышц, обеспечивающих его работу (поднимание туловища, бег на выносливость.
Таким образом, физическая культура оказывает глубокое влияние на здоровый образ жизни, здоровье и организм школьников.
Состояние здоровья каждого человека находится в его руках. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной организации здравоохранения: здоровье человека зависит: на 50% от образа жизни; на 20% от наследственности; на 20% от окружающей среды;на 10% от развития системы здравоохранения.
На основе второй главы можно подвести итог. Физическая культура – это вид культуры человека и общества, деятельность и ее значимые результаты по формированию физической подготовленности к жизни. Это процесс и результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей. [26, с.73] А также физическая культура занимает важное место в жизни школьников. И оказывает значительное влияние на здоровый образ жизни и здоровье школьников.

Заключение
На основе проведенного анкетирования (приложение 1, 2) можно сделать вывод, что физическая культура будет являться эффективным средством мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы, если школьниками понимается сущность здорового образа жизни;, школьники систематически посещают занятия физической культурой; школьники посещают спортивные секции.
Первые две гипотезы будут эффективными средствами мотивации здорового образа жизни школьников при использовании методов беседы, рассказа, применяемого на часах общения или элективных курсах.
Третья гипотеза будет эффективным средством мотивации здорового образа жизни школьников, если учебный день школьника будет более свободным во второй половине дня.
На основе выше приведенных доказательств можно подвести итог по теме «Физическая культура, как средство мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы». Предложенные гипотезы будут эффективными средствами мотивации здорового образа жизни школьников, если школьники будут получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья и поддерживании высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательной активности, природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкоголя, наркотических веществ.
Таким образом, представленные гипотезы будут эффективными средствами мотивации здорового образа жизни школьников, если будут учитываться те условия, которые мы описывали выше и будут использоваться те средства и методы мотивации здорового образа жизни школьников.
Библиография
Амосов И.М., Раздумья о здоровье. – М.; 1973 – 182с.
Апарин В.Е., Еще раз о пользе ходьбы босиком. – М.: Физическая культура и спорт; 1984 – 40с.
Бальсевич В.Н., Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физическая культура и спорт; 1988 – 208с.
Вавилова В.Е., Укрепляйте здоровье детей. – М.: П.; 1986 – 126с.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р., Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 252с.
Виленский М.Я., Сафин Р.С., Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учебное пособие. – М.: Высшая школа; 1989 – 107с.
Виноградов П.А., Жолдан В.И., Чеботкевич В.И., Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – Пенза; 1995 –
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; 2000 – 288с.
Гусалов А.Х,, Физкультурно-оздоровительная группа. – М.; Физическая культура и спорт; 1987 – 107с.
Змановский Ю.Ф., К здоровью без лекарств. – М.: Физическая культура и спорт; 1988 – 350с.
Ильин Е.Л., Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение; 1987
Ильин Е.Л., Мотивация мотивы. – СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 512с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
Ильин Е.Л., Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры . 2-ое издание, исправленное и дополненное. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 – 48с.: ил.
Исаев А.А., Если хочешь быть здоров. – М.: Физическая культура и спорт; 1988 – 17с.
Калугин П.С., За здоровьем и долголетием. – Мн.: Полымя; 1984 – 61с.
Кикалов А.И., Обучение и здоровье. – М.: Высшая школа; 1985 – 103с.
Козлов В.И., Береги здоровье смолоду. – М.: Физическая культура и спорт; 1987 – 31с.
Козлова Т.А., Физическая культура для всей семьи. – М.: Физическая культура и спорт; 1988 – 459с.
Коростылев Н., Шаг за шагом. Твой календарь здоровья. – М.: Молодая гвардия; 1984 – 95с.; ил.
Кулинко И.Ф., История и организация физической культуры. – М.: П.: 1982 – 223с.
Куралигин Ю.Ф. Попов В.И., Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие. – СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесграфта, - Спб: С-П.; 1999 -
Лаптев А.П., Закаляйтесь на здоровье. – М.: М.; 1991 – 158с.
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.Е., Азбука здоровья. – М.: Профиздат.; 1990 – 176с.
Лубышева Л.И. Социология Физической культуры и спрота: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 240с.
Ожегов С.И., Слловарь русского языка: Около 57000 слов/ Под редакцией корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е издание, стереотип. – М.: Русский язык, 1986 – 797с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е издание, дополнительное. – М.: Азбуковник, 1999 – 994с.
Оплавин С.М., Чихаев Ю.Т., Физическая культура в жизни человека. – Л.; 1986 – 31с.
Орешкин Ю.А., К здоровью через спорт. – Издание 2-е. – М.: М.; 1990 – 172с.
Пергоров И.В., Физическое воспитание студентов вузов, зачисленных в специальную медицинскую группу. – М.: Высшая школа; 1965 – 122с.
Пуше А.Ц., Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М.: 1969 –
Решетников И.В., Кислицин Ю.А., Физическая культура. – М.: Ф; 1988 – 157с
Решетников И.В., Кислицин Ю.А., Физическая культура: Учебное пособие для студентов средних специальных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; 1988 – 160с.
Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Издательский центр «Академия»; 1997 – 208с.
Станкин М.И., Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М.: П.; 1987 – 224с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студнетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; 2000 – 480с.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., Гигиена и здоровье: Учебное пособие для учащихся. Вкладыш к учебнику «Человек. Анатомия, физиология, гигиена», 8 кл. – М.: Просвещение, 1983 – 470с.; ил.
Чаплин А.В., Милиевская И.Я., Сохранить здоровье смолоду. – М.: Пед., 1987 – 144с.
Чумаков Б.Н., Валеология: Избранные лекции. – М.: РОСП агенство, 1997 – 245с.
Чумаков Б.Н., Валеология: Курс лекций. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 407с.
Чурсина Т.А., Словарь спортивных терминов. – Л-К.; 2000 –
Чусов Ю.И., Закаливание школьников. – М.: П.; 1985 – 128с.


Приложения.

Приложение № 1. Анкета на выявление эффективных условий мотивации здорового образа жизни учащихся Зюзинской школы

Можно ли считать культурным того школьника, который не заботится о своем здоровье?
а) да
б) нет

Волнует ли вас мнение других школьников о состоянии вашего здоровья?
а) да
б) нет

Смогли бы вы отказаться от вредных привычек во имя сохранения здоровья?
а) да
б) нет

Как вы организуете свой досуг?
а) чтение книг
б) общественная работа
в) посещение дискотек
г) пассивный отдых
д) хобби
е) комплексный досуг
ж) занятия физической культурой

Посещаете ли вы занятия физической культуры в школе?
а) да
б) нет
в) иногда
Кто является инициатором занятий физической культурой?
а) друзья /учитель
б) семья
в) сам

Как вы думаете, что больше всего влияет на ухудшение здоровья учащихся школы, в первую очередь?
а) недостаток двигательной активности
б) загрязнение окружающей среды
в) вредные привычки

Каковы причины невнимательного отношения к своему здоровью?
а) нехватка свободного времени
б) плохое настроение
в) отсутствие настойчивости, воли, упорства,
положительного примера.

Как вы оцениваете свое физическое состояние?
а) хорошее
б) плохое
в) удовлетворительное
Как вы думаете, какое средство мотивации здорового образа жизни является наиболее эффективным?
а) физическая культура и физические упражнения
б) закаливание
в) массаж (самомассаж)
г) парная баня
д) диета, применение лекарственных препаратов
е) посещение спортивных секций

Приложение 2. Фотоотчет









Рис. 1 Процедура анкетирования










Рис.2 Занятие на свежем воздухе















Рис.3. Урок физической культуры

Приложение № 3.Результаты тестирования учащихся 8 класса Зюзинской СОШ

№ п/п
Вопросы и предлагаемые варианты ответов
Результаты

1
Можно ли считать культурным того обучающегося школы, который не занимается своим здоровьем?
а) да
б) нет



64%
36%

2
Волнует ли вас мнение других учащихся о состоянии вашего здоровья?
а) да
б) нет


36%
64%

3
Смогли бы вы отказаться от вредных привычек во имя сохранения здоровья?
а) да
б) нет


75%
25%

4
Как вы организуете свой досуг?
а) чтение книг
б) общественная работа
в) посещение дискотек
г) пассивный отдых
д) хобби
е) комплексный досуг
ж) занятия физической культурой

36%
32%
14%
14%
39%
11%
54%


п/п
Вопросы и предлагаемые варианты ответов





5
Посещаете ли вы занятия физической культуры в школе?
а) да
б) нет
в) иногда


71%
11%
18%

6
Кто является инициатором занятий физической культурой?
а) друзья /учитель
б) семья
в) сам


7%
11%
82%

7
Как вы думаете, что больше всего влияет на ухудшение здоровья учащихся , в первую очередь?
а) недостаток двигательной активности
б) загрязнение окружающей среды
в) вредные привычки




32%
32%
36%

8
Каковы причины невнимательного отношения к своему здоровью?
а) нехватка свободного времени
б) плохое настроение
в) отсутствие настойчивости, воли,
упорства, положительного примера.



46%
18%
36%

9
Как вы оцениваете свое физическое состояние?
а) хорошее
б) плохое
в) удовлетворительное


54%
10%
36%


п/п
Вопросы и предлагаемые варианты ответов





10
Как вы думаете, какое средство мотивации здорового образа жизни является наиболее эффективным?
а) физическая культура и физические
упражнения
б) закаливание
в) массаж (самомассаж)
г) парная баня
д) диета, применение лекарственных
препаратов
е) посещение спортивных секций





68%
21%
0%
14%
29%

68%
















Приложение № 4. Темы бесед, проведенные с учащимися МКОУ Зюзинской СОШ

«Что такое здоровый образ жизни и для чего его вести?»
«Что помогает нам вести здоровый образ жизни?»
«Физическая культура – феномен общества»
«Влияние физической культуры на здоровье человека»
«Путь к здоровью через физическую культуру и спорт»
«Рациональное и правильное питание. Режим дня»


Приложение № 5. Методы исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, материалов научных исследований;
изучение педагогического и спортивного опыта;
диагностические методы: анкетирование, беседы со школьниками, преподавателями.


Словарь терминов

Агрессивность – это Состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями, часто сопровождающимися неблагоприятными психологическими сдвигами.
Агрессия – это мотивационное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нахождения, физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Беседа – это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и студентом.
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма.
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательной поставленной цели, преодолевая при этом внутреннее препятствие. Это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности, обеспечивающая преодоление препятствий и трудностей на пути к поставленной цели. Волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, смелость, инициативность, выдержка и самообладание.
Вредные привычки – это те привычки человека, которые мешают или не дают возможности человеку в течении жизни успешно реализовать себя как личность.
Гиподинамия – это недостаток двигательной активности.
Двигательная активность – это суммарное количество движений, выполняемых человеком в течение суток.
Дискомфортное состояние – это состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями, часто сопровождаются неблагоприятными психологическими сдвигами.
Заболевание – это возникновение болезни.
Задача – это то, что требует исполнения, разрешения.
Здоровье – это способность противостоять заболеваниям. Это способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Здоровый образ жизни – это активное существование личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. Это типичные формы и способы повседневной жизни человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Знания – это совокупность идей человека, в которой выражается теоретическое овладение этим предметом.
Личность – это особое качество человека, приобретаемое им в социальной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Метод – это способ теоретического или практического исследования, осуществления чего-нибудь. Это способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом занимающихся. Это достижение цели и задач обучения.
Метод воспитания физических качеств – это различные комбинации нагрузок и отдыха.
Методы мотивации здорового образа жизни – это путь достижения, побуждения, вызывающего активность организма к активному сосуществованию личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Метод строгого регламентированного упражнения – это применение упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Метод опосредованной наглядности – предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения).
Мотив – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. Это сложное психологическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникших у человека потребностей.
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.
Мотивация здорового образа жизни – это побуждение к активному существованию личности в условиях благоприятного психофизического пространства.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизации, высокой степени совершенствования.
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Это способ переживания жизненных ситуаций. Это совокупность существующих черт, характеризующих способ деятельности людей в конкретном обществе.
Объяснение – это последовательное и строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных упражнений.
Описание – это способ создания у занимающихся представлений о двигательном действии.
Орган – это часть организма, которая выполняет определенные функции.
Организм – это живое целое с его согласно действующими органами. Это совокупность физических и духовных свойств человека.
Осанка – это привычное положение тела человека.
Педагогический процесс – это передача социального опыта в ходе общения от старшего поколения к младшему.
Потребность – это нужда в чем-то, которая появляется в состоянии напряжения в психике и отражается в сознании человека в виде желаний, склонностей, увлечений.
Привычка – это действия или поступки, выполнение которых стало для человека потребностью.
Прием – это способ в осуществлении чего-нибудь.
Рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме.
Способ – это система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Средства мотивации здорового образа жизни – это методы действия для достижения побуждения, вызывающего активность личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях в повседневной жизни.
Уклад жизни – это исторические, социальные, экономические, политические аспекты образа жизни.
Умения – это овладение способами применения усвоенных знаний на практике.
Условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экономическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макси- среде, быт и обустройство своего жилища.
Физическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на совершенствование морфологических, функциональных, моральных и волевых проявлений человека, вооружение его знаниями, умениями и навыками для достижения наилучших результатов в труде.
Физическая культура – это часть общей культуры, которая представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средства и способы физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социально-значимые результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой – результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.
Физическое развитие – это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма человека.
Физическое упражнение – это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
Цель – это то, к чему стремится человек.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615