Из опыта работы: Проектная деятельность в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС



Проектная деятельность в начальной школе
как один из способов формирования универсальных учебных действий
в рамках реализации ФГОС.
( Из опыта работы учителя 2а класса Бобыкиной Н.В.)
Перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным отношением к труду. Умеющей определять стратегии личной жизни, нести ответственность за выбор путей и способов достижения целей. Ставится вопрос о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы в нем была среда, позволяющая создавать условия для развития всех вышеназванных качеств и черт личности. В связи с этим я, как педагог ставлю перед собой следующие цели:
Цели:
​ формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции ученика;
​ развитие общеучебных умений: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
​ развитие познавательного интереса учащихся;
формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно связанных с жизнью.
ФГОС НОО нацеливает учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Изменение цели и задач образования и воспитания требует соответственно и применение новых современных педагогических технологий.
На мой взгляд, именно проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.Проектная технология способствует также развитию компетенций обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.
Проект - это одна из форм исследовательской работы, это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1.   Направлены на достижение конкретных целей;
2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
Цели работы над проектом:
Развитие личности, формирование УУД (универсальных учебных действий), создание основ творческого потенциала обучающихся, реализация проектного замысла.
Задачи проектной деятельности:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности  в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению.  
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих психолого-педагогических и методических аспектах:
​ Правильный выбор темы проекта - это начало успеха
​ Стимулирование положительной мотивации
​ Умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом
Проблему формирования современной личности пытаюсь решить через организацию проектной   деятельности.
Всё большее распространение в моей работе получает использование метода проектов.   
Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определении темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или группой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.
Мной были выделены основные этапы проектной деятельности:
1.​ Погружение в проект
2.​ Планирование деятельности
3.​ Осуществление деятельности по решению проблемы
4.​ Оформление результатов
5.​ Презентация результатов
6.​ Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Таким образом, одним из основных мотивов использования проектных задач является повышение творческо-поисковой активности детей. 
Работать над проектными задачами начинаю с 1 класса. Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектными задачами. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 
1.​ Выбери тему исследования.
2.​ Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3.​ Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4.​ Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5.​ Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6.​ Сделай выводы.
7.​ Оформи результаты своей работы.
8.​ Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Проектные задачи  можно решать в рамках урочной и внеурочной    деятельности. Я использую различные формы организации работы:   индивидуальные, парные, групповые. 
В рамках традиционных учебных занятий использую:
•    проблемное введение в тему урока;
•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
•    совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания;
•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением
работы в группе;
•    выдвижение идеи (мозговой штурм);
•    постановку вопроса (поиск гипотезы);
•    формулировку предположения (гипотезы);
•    обоснованный выбор способа выполнения задания;
•    поиск дополнительной литературы;
•    подготовку доклада (сообщения);
•    самоанализ и самооценку, рефлексию;
•    поиск альтернативных способов решения проблемы.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.
Представлю темы проектов, которые были проведены.
* «Моя сказка».
Ребята сначала выяснили, что такое сказка, основные моменты в сказке. Придумали своего сказочного героя, дали ему характеристику, потом используя всех героев, придумали сказку и показали её при помощи своих рисунков.
* «В здоровом теле – здоровый дух».
Проект, в котором ребята выясняли значение спорта для организма человека. Узнавали более подробно о тех видах спорта, которые наиболее интересны.
* «Мы - друзья природы».
Каждый ребенок в этом проекте выяснял, чем может помочь природе и рисовал агитационные плакаты по теме.
* «Наши питомцы».
Проект, в котором ребята рассказывали о своих любимцах (что любит В моём опыте работы я использую следующие формы представления результатов проектов:
папки –раскладки, книжки-раскладушки;
тематические стенды;
​ компьютерные презентации;
Ожидаемые результаты по окончании начальной школы:
1.​ Повышение уровня учебной мотивации учащихся;
2.​ Повышение уровня качества знаний по предметам;
3.​ Развитие творческой  активности и познавательного интереса у учащихся;
4.​ Способность к самореализации;
5.​ Способность к решению жизненных задач.
Таким образом, введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо. Поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающего человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Литература:
1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов. Смоленск, 2006.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, 2003.
4.​ Проектная деятельность в начальной школе. Авт.-сост. М.К. Господиникова и др.- Волгоград: Учитель,2009.
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007.