О ТЕНДЕНЦИЯХ, ПЕРСПЕКТИВАХ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОЙ ЭТАПЕ (Выдержки из работы) Сокольников Ю.П.


О ТЕНДЕНЦИЯХ, ПЕРСПЕКТИВАХ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОЙ ЭТАПЕ (Выдержки из работы)Сокольников Ю.П.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы социально-педагогического, гуманистического и гуманитарного обновления образования России. Анализируется современное состояние теории и практики воспитания подрастающего поколения. Рассмотрены тенденции современной социально-педагогической действительности, обоснованы перспективы и стратегии развития педагогической науки.
Ключевые слова: социально-педагогическая действительность, воспитание, системный подход, тьюторика, педагогизация, педагогическая профессионализация, творческая готовность.
Как известно, от исходной теоретической позиции, от принципиального подхода к постановке проблемы и определению общих путей движения исследовательской мысли зависит получение значимого результата исследования. Поэтому представляется важным раскрыть сущность системного подхода к пониманию педагогической действительности.
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны. Глубокое понимание мира как связанного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня. Решение этих проблем – задача будущих поколений.
Исходные позиции системного подхода, его главные методологические посылки, в основе которых лежат идеи целостности, сложной организованности объекта, его открытости, а также внутренней активности и динамизма, разрабатывались в науке на протяжении длительного периода времени.
Зарождение идей системного понимания педагогической действительности связано с именами таких западноевропейских ученых, как Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег.
В русской педагогической науке развитие идей системного подхода связано с именами педагогов К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева и др.
В практике организации процесса воспитания и его теоретического обобщения в первой половине ХХ века идеи системного подхода получили свое развитие в практической деятельности и теоретических работах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и их последователей. А.С. Макаренко писал, что для хорошей школы нужна научно организованная система всех влияний. Он доказал, что успех воспитания зависит от всей системы средств, гармонически организованных.
Общенаучные методологические положения системного подхода разрабатываются в особой области знаний – синергетике, или теории самоорганизации. Рассмотрение педагогических объектов и процессов с позиции методологии системного подхода как сложных самоорганизующихся систем нашло свое отражение в работах В.И. Андреева, Н.М. Таланчука и др.
Идеи использования системного подхода к анализу социальных и психологических явлений, к организации воспитательного процесса и процесса развития личности исследованы в работах П.П. Блонского [47], Л.С. Выготского, М.М. Рубинштейна, В.П. Ананьева, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова.
Анализ философской и педагогической литературы (В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.В. Гузеев, Л.И. Новикова) позволил сделать вывод о том, что системный подход в применении его различными науками в познании и преобразовании реальной действительности приобретает специфику. В области воспитания системный подход, его осуществление предстают перед нами как диалектическое единство общего, особенного и единичного.
Для понимания сущности системного подхода к воспитанию имеет принципиальное значение тот факт, что в познании явлений окружающей действительности существует три аспекта: а) познание явления, взятого самого по себе; б) рассмотрение явления в определенной системе, в подчинении ее закономерностям; в) рассмотрение явления и его закономерностей как продукта всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних.С этих позиций реальная картина воспитания в обществе – «сложная действительность, представленная множеством разнотипных объектов (систем) и их взаимодействий.
Системный подход в педагогике проявляется при условии, что предмет «воспитание» исследуется и организуется как системный объект, и именно из такого его понимания делаются научные и практические выводы. Осуществление системного подхода к этому объекту предполагает:
- изучение внутренней структуры объекта, отдельных его элементов и связей между ними;
- выявление внутренних противоречий, которые свойственны объекту и которые определяют процесс его развития, составление на этой основе его интеграционной характеристики;
- осуществление анализа внешних связей воспитательного учреждения с окружающей его средой, с ее компонентами;
- рассмотрение этого объекта в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как элемент, изучение его поведения в этих системах;
- исследование особенностей зарождения объекта как системы, современного его состояния и тенденций к развитию.
Он ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование понимания того, что в системе является устойчивым, а что переменным; на выяснение вклада отдельных компонентов, процессов в развитие личности как системного целого.
Принцип системности может и должен использоваться при анализе воспитания, его общей картины в обществе. Организация воспитательных систем, обеспечение их оптимального функционирования резко усиливают влияние педагогов на воспитанников, делают его более целенаправленным, широким и повседневным.
Рассмотрение педагогического процесса как целостного явления стало одним из основных факторов, способствующих развитию системного понимания педагогической действительности. Постепенно в педагогике утверждается одно из основных положений системного подхода: целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, то есть как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Таким образом, анализ развития идей системного подхода во второй половине XX века показывает, что:
1) несмотря на существующие различия в понимании целостного педагогического процесса учёные едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода, который и стал фундаментальной основой современных педагогических концепций;
2) основным направлением повышения эффективности воспитания является обеспечение оптимального функционирования воспитательных систем.
3) на рубеже веков появилась потребность в широком научном и практическом применении идей системного подхода в рассмотрении сложных объектов, их конструировании и совершенствовании.
Объясняется это тем, что в процессе своего развития наука подошла к определенному этапу, связанному с необходимостью изучения сложных многоаспектных объектов реальной действительности – от познания мира вещей и явлений – к познанию мира систем и их закономерностей. Таковы тенденции современного научного поиска.
Разработка идей системного подхода в педагогике к концу XX века подвела ученых к выводу о возможности и неизбежности появления воспитательных систем на макроуровне. В педагогике к обоснованию нового уровня системообразования, на котором процесс интеграции субъектов воспитания выходит за рамки отдельной школы, вплотную подошли: Ю.П. Сокольников, разработавший теорию воспитательных пространств [7]; В.Г. Бочарова и сотрудники Центра социальной педагогики РАО, которые в русле определения «сущности социального воспитания» рассмотрели перспективы развития межведомственных культурно-образовательных центров; Л.И. Новикова и ученые ее школы, поставившие вопрос о возможности интеграции воспитательных систем в масштабах района, города и целого региона [4].Анализ ряда концепций, концептуальных подходов, материалов по проблеме профессионального педагогического образования, разработанных в последнее десятилетие с точки зрения отражения в них идей системного подхода, позволяет отметить:
1) на рубеже веков очевидно стремление ученых, методистов и практиков подвергнуть рефлексии не отдельные стороны, аспекты, проблемы профессиональной подготовки учителей, но и процесс профессионального образования в целом;
2) в настоящее время взят курс на реализацию идеи вариативности профессиональной образовательной деятельности, на создание в учебных педагогических заведениях и их структурных подразделениях собственных уникальных систем профессиональной подготовки, эффективность образовательного процесса в которых в значительной мере обусловлена именно системным характером его построения;
3) на смену техноцентрической по направленности и авторитарной по характеру образовательной деятельности приходит личностно-ориентированный гуманистический процесс профессионального становления и развития личности будущего специалиста, основные усилия педагогов педагогических учебных заведений нацелены на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности будущего учителя на основе системного понимания педагогической действительности;
4) наблюдается стремление педагогических коллективов вузов к системному построению образовательного взаимодействия со студентами. Происходит осознание того, что личность будущего учителя как целостная интегральная система должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты тесно взаимосвязаны;
5) произошло увеличение значимости при отборе содержания педагогического образования, с одной стороны, общечеловеческих ценностей, наполняющих сферу личностного развития будущего учителя наиболее важными достижениями, а с другой – ценностей национальной культуры, региональных и местных традиций, являющихся неиссякаемыми источниками педагогического мастерства и творчества;
6) в современном практике педагогического образования идёт поиск оптимального сочетания в профессиональной педагогической подготовке «крупных доз образования» и малых форм профессионально-образовательной работы. Первая группа организационных форм способствует формированию в системе непрерывного педагогического образования единого образовательного пространства, вторая группа предназначена для того, чтобы каждый студент имел возможность найти собственную нишу в этом пространстве.
Развитие педагогической науки является процессом объективным, происходящим в соответствии со многими, не зависящими от нас тенденциями. Эти тенденции проявляются как определенные направления развития педагогики на основе системного подхода, как определенная последовательность этапов этого развертывающегося процесса. Причем каждый из этапов этой последовательности нельзя миновать, ни на одном из них нельзя останавливаться без необходимости, без той меры, которая необходима для развития науки.
В перспективе развития педагогической науки на путях реализации идей системного подхода – постепенное превращение ее в систему органически взаимосвязанных отраслей, их развитие как целостной науки возможно на основе общей педагогической теории, основывающейся на системном понимании действительности. Системное понимание воспитания, его функций, иерархической структуры, факторов, позволяет прогнозировать и систему тенденций, характеризующих возможное развитие воспитательной системы как целостной и вместе с тем составляющей органическую часть современного общества.
Как результат слияния общего и многообразия особенного, их различного сочетания каждая воспитательная система выступает как единичное, в какой-то мере неповторимое. Эта неповторимость требует от педагогов проявления творчества в своей деятельности, но это творчество может быть массовым, результативным лишь в опоре на педагогическую теорию, исходящую из целостности личности и системности процесса её воспитания.
Педагогическая деятельность может быть эффективной, если она является творчеством (и в этом смысле – искусством) и осуществляется в значительной мере на основе решений не стандартных, а оригинальных, несущих в себе известную долю новизны. Это обусловлено тем, что учитель в любой педагогической ситуации стоит перед необходимостью осуществлять эту деятельность с учётом многообразных и непрерывно меняющихся условий, в которых находятся все участники учебно-воспитательного процесса. Причём творческий характер должно носить не только мысленное решение педагогических задач, но и воплощение принимаемых решений в практической деятельности.
Виды педагогического творчества разнообразны, различными могут быть их классификации, но важнейшие из них – с позиций системного понимания воспитания: характеристика системы воспитания, на обеспечение оптимального функционирования которой направлено творчество воспитателей; задачи деятельности воспитателей, в процессе решения которых проявляется творчество.
Педагогическая теория составляет основу творчества воспитателей, хотя оно базируется также на эмпирических знаниях, включает в себя педагогическую интуицию и импровизацию; одним из "сгустков" этой теории, её своеобразным выходом на практику является общая модель оптимального функционирования педагогических систем и связанная с ней логика деятельности воспитателей. Причём, как справедливо утверждает Ю.П. Сокольников, чем больше по своему объёму система воспитания, выступающая сферой проявления педагогического творчества, тем больше проявляется необходимость в том, чтобы это творчество опиралось на науку, адекватно отражающую педагогическую действительность.
Таким образом, системный подход ориентирует на целостное представление о педагогических явлениях, процессах, качествах личности как системных объектах, нацеливает на единство теории, эксперимента и практики в изучении и преобразовании такого качества личности современного учителя как профессиональная компетентность, позволяет выстраивать процесс становления и развития творческой компетентности будущего учителя как оптимально функционирующую систему профессионализации.Роль и ответственность современных педагогов за социально-экономическое развитие страны огромна. Мы, специалисты педагогики пожинаем плоды своей профессиональной деятельности – воспитания современного человека. «Всё начинается с учителя!» - гласит народная мудрость, актуализируя социальную проблему качественной профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитанию подрастающего поколения.
Педагогика как наука об искусстве воспитания человека развивается по своим, объективным для данной науки, законам. Воспитание – универсальная, всеобъемлющая категория педагогики.
Таков первый тезис, который мы выносим на обсуждение научно-педагогической общественности.
Развитие педагогики происходит в соответствие с тенденциями, образующими определённую последовательность этапов этого непрерывно развёртывающегося процесса. Так примитивная целостность воспитания древних, сменилась тенденцией разделения физического и умственного труда, что благодаря трудам Я.А. Коменского не только обеспечило возникновение педагогики как самостоятельной науки, но и привело на протяжении более двух столетий к развитию педагогики преимущественно как теории обучения – дидактики.
Вся дальнейшая история развития педагогики свидетельствует о том, что в соответствие с социально обусловленными тенденциями в различные периоды доминировал то системно-комплексный, то функциональный подход к воспитанию человека. Переход от одного этапа развития педагогики к новому всегда был закономерен. Закономерное развитие педагогики «по спирали» обусловливает появление новых тенденций, которые необходимо учитывать в построении теории и практики настоящего и будущего воспитания человека.
Развитие педагогики на каждом этапе определяется достигнутым уровнем воспитания человека и наличием перспектив совершенствования теории и практики воспитания.
Педагогика – самая диалектичная, динамично развивающаяся наука, опирающаяся на классические традиции воспитания.
Таков второй тезис, который мы выносим на обсуждение педагогической общественности.
Поистине гениально высказался по этому поводу А.С. Пушкин «Уважение к минувшему – вот черта, которая отделяет образованность от дикости». Проектирование перспектив в развитии педагогической науки и педагогической практики невозможно без обеспечения преемственности в деятельности, как учёного, так и любого школьного учителя.
Признавая объективный характер развития педагогической науки, необходимо отметить, что многое в её развитии предопределяется интеллектом специалистов педагогики, логикой нашего мышления, методологией нашей исследовательской деятельности.
Поэтому мы считаем, что стратегию развития педагогики определяют её научный потенциал и реальная педагогическая практика.
Кризис в теории и практике воспитания современного человека на всех ступенях его социально-психологического развития обусловлен не только социально-экономическими потрясениями, но и, как это не покажется странным, недостаточной проработанностью методологических основ и (!) категориального аппарата одного из важнейших разделов педагогики –воспитания.
Это наш третий тезис, имеющий принципиальное значение для развития педагогической науки и практики.
Далее отметим, что лишь постоянное и глубокое изучение её предмета – воспитания, - обеспечит «прорыв» в реальном удручающем положении дел в сфере социализации человека, его культурном становлении и развитии как личности самобытной, уникальной, творческой.
Разработка стратегии на ближайшее десятилетие предполагает определение главного направления, на котором необходимо сконцентрировать усилия педагогической науки и практики. Академическая наука на протяжении последних лет выдвигает в качестве стратегического направления – Воспитание.
Одним из приоритетных направлений возрождения культуры, цивилизованности, образованности нации – педагогизация процессов социализации, семейного воспитания, профессионализации и личностного становления и развития человека.
Это четвёртый тезис, который мы выдвигаем для обсуждения.
Ведущей идеей научного решения проблемы всеобщей педагогизации является идея системности. Общеизвестна педагогическая аксиома: невозможно воспитать личность посредством последовательного формирования у неё отдельных качеств – нравственности, патриотизма, духовности, толерантности т.д. Как невозможно осуществлять нравственное воспитание человека без умственного и «добродетельного» (Н.Г. Чернышевский).
Опасной тенденцией современной профессионально-педагогической подготовки педагога становится господство капиталистического конкурентно-сопернического прагматизма, обусловливающего функциональный подход и узконаправленную, но сиюминутно востребованную «на рынке педагогических услуг», не всегда воспитанными, но зато очень упитанными и разухабисто предприимчивыми «работодателями», ловко подменяющими данным суррогатом» социальный заказ к системе образования.
Господство функционализма, прикрываемого рассуждениями об ускорении социально-экономического развития и вхождения в мировое образовательное, информационное, высокотехнологичное пространство, инфицировав отечественную педагогику по своим «понятиям» недопустимо затянулся. В результате сказались резко ограниченными возможности применения на практике выводов, получаемых в исследованиях, ведущихся при таком подходе. Специалисты, чьё сознание сформировалось при функциональном, оказываются в силу своих субъективных качеств лишёнными возможности широкого, адекватного видения педагогической действительности. Всё это сдерживает дальнейшее развитие педагогической науки, вызывает и всё более усиливает в ней застойные, кризисные явления.
Справедливости ради, следует признать, что на рубеже ХХ века были развёрнуты исследования, направленные на преодоление господства функционализма в педагогике. Но используемые в них подходы сегодня уже недостаточны, так как ни одно из названных направлений не обеспечивает проникновения в сущность воспитания как предмета педагогики, как её универсальной категории. Как не обеспечивают и многочисленные повторяющиеся диссертационные исследования, как правило, анализирующие уже «наработанное». А собственные результаты исследований, обладающие новизной, не оказываются включёнными в общую структуру педагогической науки как её естественные элементы, они как бы складываются в хранилище, содержание которого находится в беспорядке.
Системный подход - это подход, в основу которого положен анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, выявление причинно-следственных связей и отношений. Системный подход как общенаучный уровень методологии педагогики отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов педагогической действительности. Он ориентирует педагога-исследователя на необходимость подходить к явлениям педагогической действительности как к способам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Системный подход - это подход к объектам реальной действительности как системным. Он предполагает постоянный учёт и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам, ибо мир, бытие, природа и общество системны.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются исследователями не изолировано, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. В системном подходе к воспитанию:
общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов системного подхода как общеметодологического принципа, в его основе лежит признание системности мира;
особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества;
единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности.
Суть идеи системности воспитания заключается в последовательном осуществлении системного подхода в педагогике и в признании - как результат этого, - что само воспитание существует как системный объект и как таковое должно изучаться и организовываться.
Как результат слияния общего и многообразия особенного, их различного сочетания каждая воспитательная система выступает как единичное, в какой-то мере неповторимое. Эта неповторимость требует от педагогов проявления творчества в своей деятельности, но это творчество может быть массовым, результативным лишь при опоре на педагогическую теорию, исходящую из целостности личности и системности процесса ее воспитания.
Таким образом, самым надежным методологическим ориентиром в теории воспитания творческой личности выступает системный подход. Он ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.
Принцип системности базируется на следующей закономерности: педагогический процесс - это система, представляющая собой взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и самовоспитания, обучения и учения, формирования и развития личности и коллектива. Только теоретически, силой абстракции возможно расчленение педагогической системы на составные компоненты и их анализ. Принцип системности в реальном педагогическом процессе реализуется через следующие педагогические принципы: а) целостности, б) межпредметных и внутрипредметных связей, комплексного подхода в обучении, воспитании и саморазвитии личности и коллектива.
Подготовка современного учителя нацелена на формирование его как педагога-исследователя. Творческое применение педагогической теории на практике неразрывно связано с поиском пути ее реализации в конкретных условиях, с педагогическими находками, пополняющими не только личный опыт учителя, но и общую сокровищницу теории и методики воспитания. При этом учителю важно воспринимать науку о воспитании (как и всякую науку!) не как нечто статичное, достигшее в своем движении педагогических вершин и «застывшее» на них, а как теорию, находящуюся в постоянном и бесконечном развитии.
Концепция системного подхода в исследовании педагогических проблем выступает методолого-теоретическим орудием в создании, в процессе познания, целостной и вместе с тем многообразной картины воспитания, как охватывающей воспитательную систему общества в целом, так и доходящей в ее анализе до характеристики воспитательных систем; в первичных коллективах, возникающих в них воспитательных отношений, формирующихся личностей; позволяет по-новому подойти к классификации закономерностей воспитания, рассмотрев их как закономерности функционирования и развития иерархической воспитательной системы, может и должна явиться теоретической основой для научно обоснованного раскрытия категорий и основных понятий, отражающих эту область педагогической действительности - в их органической взаимосвязи; позволяет исследовать историю, сегодняшний и завтрашний день воспитательной системы нашего общества, выявить тенденцию ее развития в современных условиях.Классификация воспитательных систем
Макросистема - воспитательная система, функционирующая в том или ином обществе.
Региональные воспитательные системы - они функционируют в масштабе краёв, республик, областей, городов, районов.
Педагогические системы. Их своеобразие состоит в том, что в этих системах формируется целостная творческая личность, а при их функционировании непосредственно порождается и осуществляется целостный процесс воспитания. Педагогическими системами являются системы в первичных коллективах, в коллективах общеобразовательных учреждений.
4. Частичные системы - они обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности и называются так потому, что функционируют не как отдельные, самостоятельные системы, а лишь как "моменты" функционирования целостных педагогических систем.
Как известно, характерными признаками структуры являются устойчивые и существенные взаимосвязи компонентов системы. Системно-структурный анализ профессионально-педагогической подготовки будущих учителей позволяет выделить системную совокупность компонентов творческой компетентности учителя (креативная эрудиция, профессиональная умелость, творческая готовность), последовательность этапов педагогической профессионализации (пропедевтика, систематика, научный курс), а также комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных форм, средств и методов становления и развития творческой компетентности личности будущего учителя.
Структурность как один из принципов системного подхода дает возможность описания системы через установление связей и отношений системы (т.е. через анализ ее структуры), а также через обнаружение обусловленности функционировании системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. Так, признак целостности придает ей определенную устойчивость, при которой изменения в какой-либо части системы приводят к изменению в других частях или во всей системе.
Мы убеждены, что лишь при последовательной консолидации специалистов педагогики в регионах России возникают реальные возможности и для действительного проектирования развития педагогической науки, и для повышения качества в практике воспитания современного человека.