Интегрированный урок по предметам музыка и ОРКСЭ в 4 классе Музыка, звучащая в веках

Root EntryНОУ Православная гимназия им.прп.Амвросия Оптинского
Липецкой епархии
Русской Православной Церкви (МП)
Интегрированный урок по музыке и ОРКСЭ в 4 классе
«Музыка, звучащая в веках»
Педагог-организатор – Е.В.Дорошенко.

Цель урока: работа над формированием российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи урока:
знакомство обучающихся с православным храмом как синтезом искусств;
с историей певческого искусства России;
с выдающимися деятелями русской и мировой культуры;
со средствами выразительности церковного пения;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
Технические средства: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).

Ведущий
Ход урока
Изображение на экране
(ppt)
Музыкальное сопровождение
(CD)

Учитель
Оргмомент.
Добрый день, дорогие ребята, благочестивые отцы, мы рады видеть вас на нашем открытом уроке «Музыка в православном храме» в рамках VII Недели православной культуры
«Храмовое действо как синтез искусств».
Актуализация знаний, мотивация.
Сегодня
мы узнаем об основных видах искусств, присутствующих в православном храме во время богослужения;
прикоснемся к истории церковного пения на Руси;
познакомимся с выдающимися деятелями культуры России и мира.
Слайд 1


Ученик 1
Основная часть урока.
«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение», – говорил известный византийский писатель и богослов Иоанн Златоуст (около 350-470).
Слайд 2
С.Рахманинов «Милость мира. Литургия Иоанна Златоуста.соч.31»
(CD трек 1)

Ученик 2
Действительно, когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чудные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне...
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах...
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете тихом», – в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел... –
так выразил свои чувства от услышанной музыки в храме поэт И. А. Бунин (1870-1853).
Слайд 3
«Свете тихий» - Валаамский распев в обр.архим. Матфея (Мормыля)
(CD трек 2)

Ученик 3
Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия. Если на Западе, в католических и протестантских храмах, с конца средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты и даже целые оркестры, то на Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос.
Слайд 4
«Молитву пролию»
(CD трек 3)

Ученик 4
Музыка, звучащая в храме, представлялась божественной, а её исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило библейскому писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божественных песнопениях. Кроме того, считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают в песнопениях божественный образ. Следовательно, хоровое церковное пение, преобладавшее до конца XVII века, воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.
Слайд 5
«Господь воцарися» (прокимен глас 6) – иеромонах Нафанаил (Бочкало)
(CD трек 4)

Ученик 5
В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. (Такое название он получил от славянского слова «знамя», то есть «знак», с помощью которого записывали песнопения.) Действительно, во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным и во многом напоминало декламацию. Мелодии для чтения текстов приковывали внимание слушателей, они были просты и выразительны, так что их легко можно было различить и запомнить. Чтение нараспев без особых трудностей усваивалось чтецами прямо на клиросе во время службы.
Слайды 6-11
«Величит душа моя Господа» – знаменный распев, гармонизация Д.Яичкова
(CD трек 5)

Ученик 6
В XVI веке в русской певческой культуре появляется многоголосие. Например, патриарший хор в Москве пел в конце XVI века уже на четыре голоса, которые назывались верх, низ, демество и путь.
Певцы Древней Руси:
Иван Нос
Савва и Василий Роговы
Иван Лукошко
Первые русские композиторы церковного пения:
БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович
ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев) Степан Аникеевич
Слайд 12,13


Ученик 7
На протяжении длительного времени церковная музыка претерпела много изменений. К концу XVI века музыкальные композиции становятся более сложными и приближаются к сочинительству. В XVIII веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение требовавшее особого виртуозного исполнения.
Слайд 14
«Ныне отпущаеши» - М.Строкин
(CD трек 6)

Ученик 8
Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из самых оригинальных страниц русский культуры. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несёт в себе глубокий смысл, помогающий пониманию сущности православной веры. Церковная музыка прежде всего обращена к чувствам, переживаниям, а главное - к мыслям человека.
Слайды 15-19


Учитель
Я прошу вас вслушаться в слова следующего песнопения

К Пресвятой Богородице обращаются в молитвах православные христиане в болезнях и скорбях. Воспевают Ее в песнопениях и на богослужениях и в псалмах.
Слайд 20
«Пресвятая Богородице, спаси» - Мужской хор. Богогласник (CD трек 7)

Ученик 9
В дальнейшем, в XVIII-XIX веках, к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский («Концерт для хора»), А. Гречанинов («Верую»), П. Чесноков («Херувимская песнь»), П. Чайковский («Литургия св. Иоанна Златоуста»), С. Рахманинов («Всенощное бдение») и др.
Слайд 21


Ученик 10
Восторженный канон Дамаскина
У Всенощной сегодня пели,
И умилением душа была полна,
И чудные слова мне душу разогрели.
«Владыка в древности чудесно спас народ,
Он волны осушил морские»
О, верю, верю, Он и в наши дни придет
И чудеса свершит другие.
А.Н. Апухтин.
Отрывки из дневника «Год в монастыре»
Слайд
22
«Достойно есть» А.Гречанинов
(CD трек 8)

Ученик 11
Церковное пение «...является торжеством для радующихся, утешением для унывающих... Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст. Каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли», - сказал святой Иоанн Златоуст
Слайд
23,24
«Богородице Дево, радуйся» - напев Вознесенского Кремлевского монастыря
(CD трек 9)

Учитель
А сейчас мы с вами попробуем соединить звук своего голоса и биение сердца и вместе исполнить песнопение «Богородице Дево, радуйся» напевом Вознесенского Кремлевского монастыря

Слайд 25
(CD трек 9)

Учитель
Какие же средства выразительности используются в церковном пении?
Слайд 26


Ученик 12
Мелодия - плавная, выражает различные образы и состояния.



Ученик 13
Фразировка - осмысленное исполнение отдельных мотивов, фраз богослужебного текста, акцентов, логического ударения.



Ученик 14
Динамика - от пиано-пиано до форте-форте.



Ученик 15
Темп - спокойно, плавно, медленно.



Ученик 16
Дикция - ясность, разборчивость произношения.



Ученик 17
Звуковедение - связное, плавное, используется цепное дыхание (смена дыхания происходит не одновременно, а друг за другом).



Ученик 18
Тембр - звук округлый, не открытый - обязательное условие церковного пения, особенно гласные е, а, и ближе по звучанию к э, о, ы.



Учитель
Сегодня мы с вами окунулись в прекрасный мир духовной хоровой музыки, познакомились с историей церковного пения на Руси, узнали о великих русских певцах и композиторах и попытались в пении соединить голоса уст и сердец наших.
Я думаю, что сегодня мы стали пусть немножко, но духовно богаче. И если наше сердце позовет зайти в храм, то мы не будем просто соглядатаими, но станем участниками службы. Спасибо вам всем за урок!
Слайд 27
Праздничный трезвон (CD трек 10)


Использованная литература:
Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – Репринт с изд. 1915 г.– М.: «Знаменное пение», б/г.
Лозовая И.В., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная Энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». – М., 2000.
Перепелицын П.Д. Богослужебное пение Православной Церкви. Сказание летописей о начале церковного пения в России. (17{Хрестоматия}).
Протоиерей Борис Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. – Б/м.: «Научная книга», 1995.
Протоиерей Василий Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. – Репринт. изд.– Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
Рукова С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. – М.: Изд. Московского Патриархата, «Древо добра», 1999.
Флоренский П. Богословские труды. Сб. 9.– М., 1972.
Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века / Под ред. В.В. Бычкова. – М., 1996.