Доклад на методическом объединении преподавателей колледжа на тему Экологическое образование в воспитательном процессе


Государственное бюджетное учереждение
«Профессиональная образовательная организация»
«АБМК»
Экологическое образование в воспитательном процессе.

Подготовила преподаватель
Казанцева С.В
В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны.
Сложная экологическая обстановка – одна из причин того внимания, которое общество выделяет экологическому образованию. В последние годы экологическое образование научно и учебно - методически оформилось в самостоятельную сферу деятельности в области образовательных услуг. Общекультурные профессиональные компетенции формируются в процессе обучения и освоения многих учебных дисциплин. В процессе обучения иностранным языкам студентам также предоставляется для изучения текстовой и лексический материал экологического характера.
Когда в 1886г. Э.Геккель в первые употребил слово «экология», обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов и окружающей их среды, он и не подозревал о том, что через 100лет данное слово, многократно повторенное газетами и журналами всего мира, станет своеобразным символом своего времени. Однако, увлекшись решением конкретных вопросов охраны окружающей среды, мы забываем, что без знания законов существования и развития природы все наши усилия направляются на борьбу с последствиями, а не с причиной, породившей конфликт человека и природы «Спасти человека- это, прежде всего, сохранить природу».
Предмет самого глубокого беспокойства экологов - будущее планеты Земля. Разрушительная деятельность человека уже сейчас часто превышает возможности биосферы компенсировать антропогенные воздействия, порождает конфликт между обществом и природой, таким образом, создавая проблемы, которые получили название экологические. Очевидна необходимость объединения усилий не только экологов, но и экономистов, психологов, педагогов и представителей очень многих других специальностей, чтобы этот круг замкнуть.
Вторая Международная конференция по окружающей среде и развитию, состоявшийся в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3-4 июня 1992г. принадлежит к числу наиболее значительных событий современности. На конференции в Рио-де-Жанейро была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития (sustainable development). Широко вошедшее в обиход понятие «устойчивое развитее»- весьма неточный перевод англоязычного термина: sustain- поддерживать, подкреплять; более точно sustainable development переводиться как «поддерживающее или сбалансированное развитие». Сопоставляя различные источники и документы по устойчивому развитию можно свести множество принципов и положений концепции к нескольким ключевым словам.
Принцип справедливости. Справедливость является важнейшим принципом устойчивого развития, главная цель которого – обеспечение высокого качества жизни для всех людей на Земле, включая будущие поколения.
Принцип сохранения природной среды. Состоит в том, чтобы не разрушать природное равновесие или возможности биосферы к самовосстановлению.
Принцип целостного мышления. Принцип целостного мышления предполагает преодоление такой фрагментации ответственности при принятии решений и учета всех факторов (экономических, экологических, социальных), влияющих на формирование проблемы.
«Думать глобально - действовать локально». Означает, что в условиях единого, взаимосвязанного и ограниченного мира любое решение или мероприятие в области развития или воздействия на окружающею среду необходимо сверять с тем, как это вписывается в общую стратегию развития на более высоком иерархическом уровне (от локального до глобального). Смысл фразы «думать глобально - действовать локально» можно расширить и рассмотреть ее во временном измерении; тогда этот принцип будет звучать как: «думать о будущем – действовать сейчас».

В курсе обучения иностранным языкам в медицинском колледже, безусловно, значительное место отводиться экологическому образованию студентов.
В учебном пособии для студентов 1курса всех специальностей есть темы: «Проблемы окружающей среды». В текстовом и лексическом материале освещены не только экологические проблемы всех стран и населения земного шара, но и проблемы окружающей среды Астраханского региона, т. е загрязнение атмосферы, почвы, воды, сокращение рыбных запасов, ценных видов животных и птиц, а также предложенные меры для улучшения ситуации сегодняшнего дня.
Студентам предлагается материалы статей, текстов, диалогов, песенный и стихотворный вариант с той целью, чтобы они овладели лексикой, которая достаточно сложна для восприятия и запоминания. Могу привести пример: в своей работе использую текст из Оксфордского учебника «Project» автор Хатчинсон, «Trees in danger». Этот текст очень сжатый по содержанию и несет в себе достаточно информации по экологическим проблемам: исчезновение лесов, загрязнение атмосферы, воды, почвы и т.д., и еще к этому всему дополнительно описано формирование кислотных дождей.
Студентам 2-4 курсов предлагается разрабатывать проекты на тему «Вы являетесь частью окружающей среды», «Что можно сделать, чтобы улучшить окружающий мир», «Откуда приходит загрязнение», «Какой вклад в изменение окружающей среды может сделать молодежь», «Как можно улучшить экономическую ситуацию в городе»….
Со студентами старших курсов обсуждаются экологические проблемы, тесно связанные с их будущими специальностями, например: со студентами отделения «Акушерства и гинекологии – темы связанные с патологией беременных в связи со сложной экологической обстановкой в Астраханской области» или со студентами специальностей «Сестринское дело» - «Проблема лечения отравления пациентов в связи с загрязненной водой или связанных с использованием вредных пестицидов в овощеводстве».