Нравственная беседа: Честность и искренность

Нравственная беседа: "Честность и искренность"
Воспитатель АЛЕКСЮТИНА ВМ.
Цель: научить детей быть честными , справедливыми, открытыми, отзывчивыми.
Воспитатель: Сегодня я на нашей беседе хочу обратить особое внимание на такие качества как честность и искренность. Тема нашей беседы “Честность и искренность”.
– Готовясь к беседе, 2 ученицы нашей группы провели исследование. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.
Цели исследования:
1) Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
2) Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
3) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
4) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
5) Узнать, хотят ли дети поговорить о честности.
(Девочки сообщают цели исследования и результаты анкетирования группы)
– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.
Поэтому сегодня мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.
– Как вы считаете, что такое честность?
(Ответы учащихся.)
Воспитатель: Прочитаем, что же обозначат слово “честность”.
Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. .
Проверка восприятия.
1) Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?
– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”.
Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями.
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так:
Проверка восприятия. “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.
6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.
– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика.
В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет.
– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?
Отвечают дети
– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.
– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?
Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.
– Подберите синоним к слову долг.
Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг.
– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?
(Ответы учащихся.)
Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг
Рефлексия-Что нового вы сегодня узнали о честности.
Трудно ли быть честным.
На следующую беседу приготовить небольшой рассказ-«Даю честное слово.»