Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему Имя прилагательное как часть речи


Русский язык
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тема: Определение имени прилагательного
Обучающая
Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Развивать орфографическую зоркость.
Вырабатывать каллиграфический почерк.
Развивающая
– Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.
– Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.
Воспитывающая
Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать интерес к языку.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.
- А сейчас настроимся на урок
Улыбнёмся друг другу
Сядьте удобно, закройте глаза,
Повторяйте про себя:
Я в школе на уроке
Сейчас я начну трудиться
Я радуюсь этому (пауза)
Внимание моё сосредоточенно
Память моя крепка.
Я хочу учиться
У меня всё получится
Я в этом уверен
Я готов к работе.
Откройте глазки.
И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.
Минутка чистописания
Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.
Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.
Пальчиковая гимнастика.
1. Пальчики здороваются
2. Согреем пальчики
3. Опустили кисти рук и потрясли ими
- Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1 3 3 4
– Отгадайте мою загадку: (слайд 2)
Конь …, хвост …
– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные
догадаться, о чём идёт речь?
Послушайте ещё раз:
Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)
– Какие слова помогли отгадать загадку? стальной, льняной
– Что они обозначают? (Признак предмета.)
– О каких словах пойдёт речь на уроке? (о прилагательных)
– Откройте учебник. Прочитайте название раздела. (Имя прилагательное как часть речи)
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.
– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: (находить в тексте имена прилагательные, наблюдать за ролью прилагательных в речи. )Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Актуализация знаний.
3 4
1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
а) Упр. 304. (в парах)
Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.
– О каких предметах идёт речь? Почему легко было догадаться?
– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)
(слайд 4)
б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:
Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)
Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)
Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)
Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)
– Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)
(слайд 5)
в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных. (устно)
У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.
Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.
Например:
Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.
– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?
– Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся? (к имени прилагательному)
– Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?
(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)
2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).
– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.
Физминутка Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний. 2 3 4 5 2
1. Связь имени прилагательного с именем существительным.
– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.
– А есть ли ещё какая-то связь между ними?
Работа по учебнику.
а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.
Выполняется «по шагам» в задании.
Образец рассуждения:
Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.
Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.
– Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)
2. Работа с определением (с. 77).
– Прочитайте 2-й абзац.
– Что вы узнали об имени прилагательном?
(Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)
IV. Развитие умений. 3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
Упр. 309. Выполняется по заданию.
– Сравните прилагательные в каждом столбике.
– Изменилось ли их значение?
– А что же изменилось? (Род, число.)
– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)
– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
– А по числам? (да)
Выполнение теста (на партах лежит, задание обведите, правильный ответ)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
4 4
- Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь …точной, яркой, образной, выразительной.
- Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой?
У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.
Отлично – зелёный
Сомневаюсь – желтый
Не получается – красный
VI. Домашнее задание. 1. Упр. 2, с. 98–99.
2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.