Технологическая карта по русскому языку на тему Указательные местоимения (6 класс)


Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                   (ФГОС)
«Указательные местоимения»
 Подготовила  учитель русского языка и литературы Мигушина И.В.
Класс: 6 класс
Тип урока:   объяснение нового материала, открытие  новых знаний  
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Реализуемая программа:  по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др./ М.: Просвещение, 2014г
Цель урока:   сформировать понятие об указательных местоимениях; вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи; расширить лексический запас учащихся; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; вызвать интерес к урокам русского языка.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.    
Личностные результаты: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия, способность к решению моральных проблем на основе децентрации - механизма преодоления эгоцентризма личности, заключающегося в изменении точки зрения, позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления, интеграции с позициями, отличными от собственной; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.УУД регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
УУД познавательные: составлять сложный план текста, уметь передавать содержание в развернутом виде.
УУД коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.
Структура урока:
Организационный этап.
Обобщение ранее изученного.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа (диктант). Взаимопроверка.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/24/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yazyku-v-5-kl-fgos" №
п/пЭтап урока         Деятельность
             учителя       Деятельность
           учащихся            Цель
(формируемые УУД)           Оценка
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности  Включение в деловой ритм
Приветственное слово учителя:
Я надеюсь, что у нас всё сегодня получится, и мы хорошо усвоим новую тему.
- Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом  о выполнении вами задания  будут смайлики разного цвета. Приветствие учащихся. Настрой   на учебную деятельность
Л- наличие позитивной самооценки
Р- целеполаганиеП- восприятие  целей и задач урока, моделирование
К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Словесное поощрение учителя
2. Обобщение ранее изученногоДавайте продолжим разговор о местоимении, начатый на прошлых уроках.
Вспоминают сведения о местоимении.
(Примерные вопросы:- Что называется местоимением?
- Какие разряды местоимений вы знаете?
- Каким членом предложения может быть местоимение?
- Какие личные местоимения вы знаете?
- Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?
- Как изменяются личные местоимения?
- Что вы знаете о возвратном местоимении себя?
- Какова особенность возвратного местоимения?
- Назовите притяжательные местоимения.
- На что указывают эти местоимения? Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные (умение работать в парах), познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)Словесная оценка учителем  работы групп по вариантам
3. Актуализация  знаний.
 
Предлагает ученикам выполнить задание.
Какие местоимения указывают на более близкий предмет, а какие – отдаленный? Укажите род, число, падеж.
1) Та книга мне не нужна, я лучше возьму эту книгу. 2) Этот компьютерный стол мне подходит, а тот – не нравится. 3) Этого мальчика я знаю, а того – нет. 4) В этих горах мы были, поедем к тем холмам.
 Работают с предложениями, находят указательные местоимения.
Работают самостоятельно.
Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
П- поиск и выделение необходимой информации, умение  структурировать знания, опираясь на ранее изученный материал
К- постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске ответов на поставленные проблемы, сбор новой информации.3 Словесная оценка учителем  работы групп, уч-ся.
Самооценка в маршрутном листе.
4. Постановка учебной задачи Активизация знаний учащихся.  Создание проблемной ситуации. Мотивация к формулированию темы и цели урока:
Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и цели.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Формулируют тему и цель урока Уметь узнавать и отличать  распространён
ные предложения   от  нераспространённыхР- целеполаганиеП-ОУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, определение способов ее решения.
К-умение ставить вопросы и решать их в результате совместной работы. Словесная оценка учителя
5.  Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Организация работы по исследованию проблемной ситуации.
-Ребята, параграф № 84 на странице 88 начинается с текста, в предложениях которого употребляются указательные местоимения.
Упражнение № 482 поможет нам с лёгкостью определять указательные местоимения, их падеж и число. Читают текст на стр.88, перерабатывают информацию.
Находят указательные местоимения, определяют их падеж и число из упражнения № 482 на доске. Самостоятельно переписывают текст.
  Открытие новых знаний:
- работа с информацией в учебнике
Л- способность к решению учебных проблем на основе совместной деятельности.
Р- планирование, прогнозирование действий, способных привести к решению проблемы.
П-  умение извлекать фактуальную информацию изтекста,моделирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, обоснование своей позиции.3
К- инициативное сотрудничество в поиске ответов на поставленные проблемы Словесная оценка учителя работы уч-ся.
6 Закрепление изученного материала Первичное обобщение. Установление осознанности восприятия. Работа в группах.
- Найдите указательные местоимения, подчеркните как член предложения.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов).
Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (А.Грибоедов)
Природа – мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни (Н.Некрасов)
Кто живет не для кого, тот не живет и ради себя (Сенека)
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.Ключевский)
Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему (Б.Шоу).
Работа по рядам.
Образовать все возможные формы местоимений.
Первый ряд: этот
Второй ряд: столько
Третий ряд: такаяРаботают на раздаточных листах, находят указательные местоимения, подчеркивают как член предложения, объясняют свой выбор, оценивают друг друга.
Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.  Организация деятельности  для отработки навыков
Л- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала
Р- контроль, оценка, коррекция.
П- ОУУД: умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое  высказывание.
К- контроль, оценка, коррекция действий партнера Словесная оценка учителем работы групп, уч-ся.
7 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 8 Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Диктант с заданием.
- Запишите словосочетания, определите разряд местоимений.
Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, никогда не говори никогда, никто не услышит, ты да я, да мы с тобой, который час, сколько стоит, произошло нечто интересное, несколько раз, мы приедем.Работа со словосочетаниями.
Определяют разряды местоимений.
Взаимопроверка. Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний
Л- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала
Р- контроль, выделение и осознание усвоенного и  того, что подлежит усвоению. Осознание качества усвоения учебного материала.
П- ОУУД: выбор наиболее эффективных способов решение учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритма рассуждения.
К-умение точно и логично выражать свои мысли. Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
9. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов занятия Организация рефлексии.
Предлагаю ответить на вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?
 - что было интересно на уроке?
- что  было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку.
Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
Оцените работу своей группы.
Даю  свою оценку работе групп.
У каждого на парте есть листочки разных цветов. Оцените урок, подняв один из листиков. Если всё понравилось и вы довольны собой – это красный цвет, а если нет, то зелёный. Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. Л-  самоопределение, обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка.
Р- контроль, коррекция знаний.
К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
П- рефлексия, умение осознанно строить речевое высказывание. 10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Комментирование домашнего задания:
Параграф № 84, упражнения 483, 484.
Просклонять словосочетания с указательными местоимениями. Списать предложения, подчеркнуть указательные местоимения как члены предложения, указать падеж.
  СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! Самостоятельная домашняя работа П- закрепить полученные знания о распространенном и нераспространенном предложении, развивать творческие способности
Л- понимание русского языка как национально-культурной ценности народа.
К- умение строить речевое высказывание в письменной форме. Оценка учителя
Список используемых источников
Программы для общеобразовательных учреждений:
Русский язык. 5 – 9 кл. - М.: Дрофа, 2012; в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.
2. УМК:  Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений  / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М.: Дрофа, 2012
3. Русская речь. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  / Е. И. Никитина.- М.: Дрофа, 2012
4. Генике,  Е. А., Трифонова,  Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002
5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
6. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.