Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в основной школе


Глава. 1 Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка
Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, после которого выпускается в жизнь человек обученный – квалифицированный исполнитель. А современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в тeчение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и пpинятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок, запаса какого-то внутреннего багажа усвоенных знаний, а умение использовать то, что есть, то есть на практике. Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [5, С.15-18].
Поэтoму одной из оснoвных проблем общеобразовательной школы являeтся формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), необходимых для того, чтобы научить их учиться, реализовывать саморазвитие. Совершенствоваться посредством сознательного и интенсивного присвоения нового социального навыка.
Подходы к изучению классификации универсальных учебных действий представлены в работах многих учёных-педагогов (Ю.К. Бабанский, Э.М. Браверман, С.Г. Воровщиков, М.Ю. Демидова, М.В. Зуева, Б.В. Иванова, Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинская, Л.М. Перминова, Г.К. Селевко, А.В. Усова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) и др. [См.: Кудрявцева, Н.Г., 2011].При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития УУД, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова [Цит. по: Кудрявцева, Н.Г., 2011].В широком значении УУД - саморазвитиe и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле УУД - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2, C. 45-46].
На основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Данная концепция принимает во внимание опыт компетентностного подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний и навыков на практике учащимися. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, формирующих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий, «помогающее ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли» [3,C.27].
Универсальные учебные действия выполняют в учебно-познавательной деятельности следующие функции:
предоставление ученикам самостоятельного выполнения деятельности учения, выбора и применения нужных ресурсов и способов их достижения, постановка учебных целей, регулирование и оценивание процесса и результата работы;создание благоприятной атмосферы условий для развития личности и её самореализации, стремления к беспрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности существования в поликультурном обществе, высокой профессиональной и социальной мобильности;
обеспечение результативного усвоения знаний, умений, навыков и освоение компетентностей в любой предметной области познания [16, C.3].
Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется том, что они:
носят надпредметную, метапредметную направленность;
предоставляют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося;
лежат в основе организации, регуляции любой деятельности ученика независимо от особенностей учебного предмета;
обеспечивают связь всех ступеней образования;
создают условия для изучения учебного содержания и формирования познавательных способностей ученика.
В составе универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный [17].
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Регулятивные УУД отвечают за организацию собственной учебной деятельности учащимися.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо осуществлять в ходе преподавания всех учебных предметов. Вместе с тем, мы убеждены, что возможно выделить такие блоки УУД, формирование которых происходит наиболее эффективно в процессе обучения конкретным предметам.
Так, на наш взгляд, на уроках английского языка происходит эффективное формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как больше времени на уроке следует уделять коммуникативной деятельности.
В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения [16, С. 5].
Для того чтобы сформулировать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», необходимо проанализировать такие термины, как «коммуникативная компетентность», «коммуникация» и «общение».
Некоторые педагоги и психологи сопоставляют термины «общение» и «коммуникация», подразумевая «процесс передачи и приема сведений, осознанную и неосознанную взаимосвязь».  Но большая часть экспертов, которые изучают межличностные взаимоотношения, разделяют определения «общение» и «коммуникация». 
Общение – одна из самых главных потребностей в жизни человека. При взаимодействии с окружающим миром, мы передаем сведения о себе, а взамен получаем интересующие нас, далее анализируем и планируем свою деятельность в обществе на основе проведенного анализа. Эффективность данной деятельности зачастую обусловливается качеством обмена информацией, что в свою очередь обеспечивает необходимый и достаточный коммуникативный опыт субъектов отношений.
По мнению Л. С. Выготского главным условием развития и воспитания личности детей является общение. Также ученый утверждает, основной задачей школы является формирование коммуникативных УУД у детей, потому что от уровня коммуникативных умений субъектов общения в большей степени зависит эффективность и качество процесса общения [1, С. 34]. 
Словарь по психологии дает определение «коммуникации» как взаимодействие двух и более человек, обменивающихся информацией познавательного либо аффективно-оценочного типа. Это подразумевает обмен новыми сведениями определенного объема и мотивации между партнерами, которое считается необходимым критерием реализации коммуникативного акта. Коммуникация – в переводе с латинского языка означает «совместное, делимое со всеми».  В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.
По мнению Рубинштейн С.Л., коммуникация есть сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, создание единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [7, C.43]. 
С вышерассмотренными понятиями неразрывно связанно понятие коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность – это способность субъекта устанавливать и поддерживать необходимую связь с другими людьми. А еще это система внутренних ресурсов человека, необходимых для эффективной коммуникации в определенных ситуациях межличностного взаимодействия.  Концепция формирования универсальных учебных действий и компетентностный подход в обучении иностранным языкам определяют формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и промежуточного результата обучения. В содержание понятия коммуникативной компетенции входят: 
языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях; 
социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения; 
дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований; 
речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо); 
информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности; 
социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка; 
социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения) [10, С. 20].
Таким образом, проанализировав составляющиe понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность», можно говорить о том, что все эти понятия используются тогда, когда речь идет о процессе социального взаимодействия. В нашем случае взаимодействия между учителем и учеником, учеником и учеником. Значит, формирование коммуникативных умений можно рассматривать как социально-педагогическую проблему.
Итак, коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействия между учащимися, которые открывают потенциал широкой ориентации. Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно выражать свои идеи, принимать мнения других людей.
1.2 Особенности, функции и значение коммуникативных универсальных учебных действий
Согласно теме нашей работы, подробнее рассмотрим особенности, функции и значение коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает некоторые требования к коммуникативным УУД:
обучающиеся должны уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать на слух речь других (сверстников, носителей языка);
работать в паре и группах в соответствии с нормами общения (правилами поведения, взаимопонимания, этикета);
обмениваться мнениями в паре и группе;
слушать и слышать друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы;
понимать позицию партнера (в том числе и отличную от своей) договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов);
формулировать собственное мнение и позицию;
согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками;
понимать возможность различных позиций других людей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
строить в коммуникации понятные для партнера высказывания (учитывающие, что он знает и видит, а что нет);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать речевые действия для решения коммуникативных задач;
осознанно строить речевые высказывания;
осуществлять взаимопомощь в совместном решении поставленных задач [17].
В контексте задач образования ценность овладения учащимися  коммуникативными  действиями, навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определенный социальный контекст и должно соответствовать его запросам и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
коммуникацией как взаимодействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).коммуникацией как сотрудничеством (УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.)коммуникацией как условием интериоризации. (Коммуникативные УУД образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.)
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [16, C. 7]
Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие, в частности, от познавательных действий, связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения коммуникативных УУД необходимы приемы и методы отличающиеся от освоения предметных знаний. Формирование коммуникативных УУД происходит через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Необходимым содержательным материалом являются предметные знания и умения.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:
обучающий:
владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка;
обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений;
умение с помощью вопросов получать нужную информацию;
работа с информацией;
способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме;
осознанное чтение;
развивающий:
предвидение разных вероятных мнений других людей;
развитие способности к самосознанию и рефлексии;
воспитательный:
формирование критичности;
способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия;
уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
готовность адекватно реагировать на нужды других;
стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания;
взаимопомощь в ходе выполнения задания;
социальный:
понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личным мнением;
формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества;
готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции;
умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение;
способность организовывать деловые отношения;
создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде [1, 2].
В силу этого современное общество – как отечественное, так и западное – ставит перед системой образования в качестве основных такие задачи, которые раньше считались факультативными и достигаемыми как бы автоматически – в виде побочного продукта усвоения знаний, умений и навыков. К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагают:
осознание приоритетности многих общих для всех членов общества проблем над частными, 
следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам современности, 
понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг друга и обмене информацией, т.е. умении слушать и слышать друг друга, 
умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. 
В современной западной концепции «шести ключевых умений» среди наиболее важных и широких умений (general transferable skills), которые должны осваивать учащиеся, два (из шести!) непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий (Taylor Н., Francis J., 2003, Цит. по Асмолов А.Г., 2010). Это:
общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 
работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. 
В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы (рroject work), где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Таким образом, принцип коммуникативности – ведущий принцип в обучении иностранному языку. На уроках иностранного языка происходит формирование коммуникативных УУД. А формирование коммуникативныx УУД является неотъемлемым механизмом урока иностранного языка.
Следовательно, формирование   коммуникативныx  универсальных учебных действий является необходимым условием для овладения учащимися всеми видами деятельности на уроках иностранного языка, а также условием подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определенный социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.
Выводы по 1 главе.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка, мы пришли к выводу, что коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействия между учащимися, которые открывают возможность широкой ориентации. А основой формирования универсальных учебных действий является коммуникативный подход и общение. Так как ведущим принципом преподавания иностранного языка является принцип коммуникативности, то формирование   коммуникативных  универсальных учебных действий является необходимым условием для овладения учащимися всеми видами деятельности на уроках иностранного языка, а также условием подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни, способствует становлению гармоничной личности.