Сценарий мероприятия День открытых дверей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области








Конспект №1
воспитательного мероприятия
«День открытых дверей»








Педагог дополнительного образования
Зорина Юлия Егоровна








г. Холмск
2013 г.
Тема мероприятия: «День открытых дверей»
Цели:
Создавать условия для формирования представлений о туристско-краеведческой деятельности;
Формировать познавательный интерес;
Обеспечивать условия для развития социализации личности и формировать социальные умения;
Создать условия для воспитания морально-волевых качеств личности, для привития чувство любви к родному краю.
Способствовать формированию социально-значимых качеств: активность, самостоятельность, склонность к сотрудничеству и т.д.
Форма мероприятия: Познавательная игра-путешествие.
Уровень образования обучающихся: 12 – 16 лет
Продолжительность: 1, 5- 2 часа.
Оборудование:
Компьютер
Проектор.
Экран.
Гитара.
Рюкзак с туристским снаряжением.
Жетоны.
Фотоаппарат.
Призы для участников викторин и игр.
Музыкальный ряд: «Песенка друзей»


Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте!!! Добрый день дорогие друзья! Мы приветствуем вас в стенах туристско-краеведческого отдела Дома Детского Творчества, который вот уже не первый год в начале сентября собирает друзей для того, чтобы распахнуть свои гостеприимные двери для вас: юных, энергичных, творческих, увлечённых ребят (на экране слайды путешествий с детьми и педагогами).
Проявить свои таланты вам помогут наши замечательные, талантливые педагоги которые бережно хранят традиции центра.
Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по нашим объединениям туристов.
А каким другим словом можно заменить слово “путешествие”?
Ответы детей: Поход
Педагог: Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог. Кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют таких людей? 
Ответы детей:  Туристы
Педагог: Сегодняшнюю нашу встречу, мы и посвятим таким людям. Но прежде, необходимо подготовиться к путешествию. Для этого предлагаю поучаствовать в конкурсах, а самых активных участников ждёт вознаграждение.
1 - ый конкурс «Собираемся в поход»
Педагог: Какие виды туризма существуют?
Ответы детей:  Экскурсионный, водный, горный, пешеходный, лыжный, конный, автомобильный, велосипедный и т.д. (Слайд с фотографиями данных походов) Ответившим верно вручаются жетоны.
Педагог: Среди туристов существует свой специфический “невероятный словарь” терминов. Например, термин “рукав” – значит руководитель, “лимит” – ограничение на что либо (лимит на сахар – 4 ложечки сахара на вечер на человека), “неуловимые мстители” – комары, “костриться” – искать место для костра/разводить костер, “вжик” – фонарик-жучок. (показ слайдов)
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в пеший поход, но в какой же поход можно отправиться без рюкзака? Вот с него и начнём. Назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак. 
Ответы детей: Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)
Педагог: Каждому туристу необходимо знать “секреты рюкзака”, именно это мы и попробуем выяснить.
2- ой конкурс “Секрет рюкзака”
Педагог: Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? 
Ответы детей: Да
Педагог: Какие вещи лучше класть на дно рюкзака?
Ответы детей: Мягкие: одеяла, полотенца.
Педагог: Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? 
Ответы детей: Под лямками вверху.
Педагог: Как с рюкзаком легче идти? 
Ответы детей: Слегка наклонившись вперёд.
Педагог: Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? 
Ответы детей: Чтоб не крошился.
Педагог: Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов.
Ответы детей: В середине рюкзака
Педагог: Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход. А можно ли, если неизвестен прогноз погоды? 
Ответы детей: Нет.
Педагог: Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды.
Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу “Прогноз погоды”. Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода.
3 - ий конкурс “Прогноз погоды”
Педагог: Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? 
Ответы детей: Хорошая, солнечная.
Педагог: Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? 
Ответы детей: Будет ненастная погода.
Педагог: Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? 
Ответы детей: Ненастную
Педагог: Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? 
Ответы детей: К дождю.
Педагог: Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, новые задания. Маршрут нашего похода проложен от вопроса к вопросу.
4-ый конкурс «Песенный»
Педагог: Пусть сегодня у нас будет уютно от тепла наших душ и песен. Давайте и мы с вами начнем наш песенный конкурс с девиза основателя авторской песни Юрия Визбора “Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке!”.
 Туристские песни нередко можно отнести к авторским песням. Авторские песни возникли в конце пятидесятых годов прошлого столетия. (На экране слайд фото Юрия Визбора).
Педагог: Представьте себе музыкальную атмосферу того времени: кончалась эпоха прекрасных военных песен, сами песни остались, но жизнь уже развивалась по новым, мирным законам и требовала иных песен. Песни предназначались, в основном, для громкого массового пения на демонстрациях и площадях. А молодые люди учились, работали, увлекались туризмом, ходили в походы и очень любили петь. Петь в общежитиях, в походах, у костра. (Звучит песня “Милая моя” в исполнении младших воспитанников)
Часто авторскую песню называют туристской, ведь многие из этих песен рождены в дорогах или под впечатлениями о походах, путешествиях, экспедициях. Но сами туристы, альпинисты, геологи и путешественники никогда не делят обширный мир бардовской песни на туристские и нетуристские. В этих песнях отражаются звёздное небо, высокие горы, ночной костёр, чувство братства туристов. (Звучит песня “ Голубая тайга” в исполнении педагога Зориной Ю.Е..)
Педагог: Поэт и певец Владимир Высоцкий. У него много разных песен, их по – прежнему слушают все и везде. Однажды даже из космоса донеслось: «если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а - так...»
Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленка и А. Иванченкова, А сейчас исполнят наши выпускники. (Звучит «Песня о друге” в исполнении выпускников туристских объединений).

5-ый конкурс «Рукопожатие»
(Игроки делятся на два круга: внешний и внутренний, становятся лицом друг к другу (внешний напротив внутреннего). Движутся в разных направлениях; ведущий произносит название рукопожатий:
- «краб» - обоюдное рукопожатие;
- «клещ» - одна рука цепко сжимает другую;
- «бутерброд» - ладонь на ладонь;
- «качели» - раскачивание рук;
- «пальчики» - держатся за кончики пальцев.

6-ой конкурс «Викторина» (слайд - презентация)
Педагог: Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? 
Ответы детей: Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее.
Педагог: Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом? 
Ответы детей: Меньше жажда.
Педагог: Почему туристы делают канавки вокруг палатки? 
Ответы детей: Для стока воды на случай дождя.
Педагог: Что может служить туристу в походе подушкой? 
Ответы детей: Рюкзак, набитый травой.
Педагог: Кто в походе самый главный? 
Ответы детей: Руководитель похода.
Педагог: Что делает замыкающий в туристской цепочке? 
Ответы детей: Следит за тем, чтобы никто не отстал.
Педагог: Отчего лечит подорожник? 
Ответы детей: Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы.
Педагог: Зачем для похода спички покрывают парафином или лаком для ногтей? 
Ответы детей: Чтобы уберечь от влаги.

Педагог: Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.
7-ой конкурс “Костер по всем правилам” (слайд - презентация)
Педагог: Что такое розжиг? 
Ответы детей: Это топливо, которое легко воспламеняется.
Педагог: Какое топливо не годится для розжига? 
Ответы детей: Осиновые ветки, хвойные зелёные ветки.
Педагог: Что является прекрасным розжигом? 
Ответы детей: Сухие ветки, сухая трава
Педагог: С какой стороны разжигают костёр? 
Ответы детей: С подветренной.
Педагог: Костёр разжигается сверху или снизу? 
Ответы детей: Снизу.
Педагог: Что вы знаете о законе чести туриста? 
Ответы детей: Топор туриста никогда не поднимется на живое дерево.

Педагог: Как вы думаете, теперь мы готовы к походу? Давайте подсчитаем заработанные вами жетоны. Трём победителям предоставляется право выбора маршрута по объединениям туристов ДДТ. (Победитель первым выбирает объединение, которое ребята посетят в первую очередь. Ребятам раздаются маршрутные листы, на которых указаны номера следования).
Педагог: Ребята! На каждой остановке вам предстоит проявить максимум стараний и внимательности. Педагоги объединений будут оценивать правильность выполнения вами заданий, и проставлять заработанные баллы в маршрутный лист.
В конце путешествия мы подсчитаем, кто же заслужил получить гордое звание “Турист!” Итак, в путь!
Педагог: Отправляемся в путешествие по объединениям туристов!!!
(В ходе путешествия дети посетят туристские объединения, прослушают от руководителей объединений, информацию о объединениях, выполнят занимательные интересные задания подготовленные специально для них - по спортивному, экологическому туризму и краеведению.) В конце жюри по маршрутным листам подсчитывает баллы и определяет победителя.
Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы помните, что оно было посвящено дню туризма. Каждый, кто хоть один раз побывал в походе, приобретает гордое звание “Турист!”. Следовательно, все мы с вами туристы.
И в конце трудной дороги давайте разучим нашу речёвку. Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: “Мы туристы!”. Но будьте внимательны!
Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы. Кто со скукой не знаком? Мы, туристы. Кто в дороге целый день? Мы, туристы. Кто не знает слова лень? Мы, туристы. Эй, ребята, твёрже шаг! Что турист берёт в дорогу? Песню, ложку и рюкзак!
(Награждение победителей и вручение всем участникам путешествия медалей с надписью “Юный турист”).
Педагог: За спиной пройденные километры. Вас одолевает усталость. Давайте «сфотографируемся» на память у нашего костра. (На стене висит плакат с изображением костра и незаконченными фразами). Нарисуйте себя на розданных вам листочках и приклейте “фото” рядом с костром.
Допишите фразы на плакате:
Мне сегодня понравилось...
Мне сегодня запомнилось
Я сегодня узнал
Мне было интересно, потому что
Я научился
Мне хотелось бы изменить
Я расскажу друзьям о
Я испытываю чувство гордости за
Моё участие я оцениваю как
Мне хочется пожелать
Мне хочется сюда вернуться, потому что
Педагог: Мы прощаемся с вами, всего вам доброго! Ждём встречи в объединениях туристско-краеведческой направленности!