Урок русского языка на тему «Правописание гласных в корне -кас-кос-


Класс: 6
Урок русского языка на тему: «Правописание гласных в корне -кас-кос-"
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: познакомить с правописанием гласных в корне -кас-кос-; формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.
Оборудование: карточки
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила, регулирующие выбор букв О или А, уметь сравнивать условия выбора
Познавательные. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Строить логические рассуждения. Производить анализ, синтез, сравнение.
Регулятивные. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать проблему урока. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1мин.)
2. Проверка д/з. (работа в парах) (4-5)
Приветственное слово учителя:
Добрый день, ребята!
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. 
Сегодня вас приветствуем вместе со мной милое солнышко, которое пусть подарит вам не только свое тепло, но и хорошее настроение.
А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.
Отступите в тетрадях строчку для темы, запишите задание 1.Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку, выделите морфемы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа.
Солнце, солнечный, солнечно, солнышко, подсолнечник
Какие есть замечания? Кто хочет дополнить?
Ребята, тем, у кого получилось 5 и более слов, поставьте на полях два плюсика, у кого 3-4 слова – 1 плюс. В конце урока вы посчитаете общее количество плюсов, выведете результат вашей работы и сдадите тетради на проверку, а я выведу итоговую оценку, проверив грамотность ваших записей. Будьте внимательны! Приветствие учащихся. Запись учащимися числа, «Классная работа»
Принцип психологической комфортности.
УУД: Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,
личностные, коммуникативные, регулятивные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации к учению.
2.Актуализация
знаний (3-4)
3. Постановка учебной темы и целей урока. (1-2)
4.Наблюдение над языковым материалом (2-3) Переходим к заданию 2, которое нужно выполнить в парах на карточке. Подпишите их и выполните задание. Карточки в конце урока сдайте вместе с тетрадями.
Работа в парах. Веселый диктант.
Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни.
Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, став добычей работников пищевой отр..сли. Сейчас мы можем прик..снуться к результатам их работы к..сательно данного р..стения
Самопроверка (в парах)
Были ли трудности при выполнении этого задания?
Какую орфограмму вы повторили?
Какие слова не подходят к данной орфограмме?
Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?)
Какова же будет тема нашего урока? (Буквы А-О в корнях -кас—кос-)
Запишите тему урока.
Сформулируйте цель нашего урока.
Вернитесь к карточке, не учитывая слов прикоснуться и касательно, оцените себя: если все правильно, поставьте на полях ниже 3 плюса, за одну ошибку- 2, за две или три ошибки – 1 плюс.
Выпишите эти слова вместе со мной (ТЫ НА ДОСКЕ, ОНИ В ТЕТРАДЯХ)
Прикоснуться, касательно
Выделим корень.
Выделим суффикс А
Сделайте вывод, от чего зависит правописание корней.
Проверьте свои выводы, воспользовавшись помощью учебника Запись учащимися числа, «Классная работа»
Записывают предложение и отвечают на поставленные вопросы (несколько уч-ков работают у доски)
Записывают тему урока
Формулируют цель урока Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: подвести к теме, спрогнозировать предстоящую деятельность.
5.Усвоение новых знаний.(5)
6.Первичное закрепление знаний. (3)
Физ. минутка (2) 1.Работа с учебником: чтение правила.
От чего же зависит написание этих корней? (От суффикса а)
Задание 3. Работа с учебником СТР.104 Чтение правила. Вывод.
Вернитесь к первому заданию, проверьте, какие гласные должны быть в словах прикоснуться и касательно. Исправьтесь, если есть необходимость.
Продолжаем работу в парах, расскажите правило друг другу.
Лингвистическая сказка.
Каким же образом появился суффикс а за корнем кас? Об этом нам расскажет лингвистическая сказка.
Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды.
Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер. Косу не было скучно без друзей. А вот Кас очень сильно переживал по поводу отсутствия у него верного товарища. Он рассылал свои фотографии в социальные сети с надеждой, что найдет себе товарища.
И вот однажды получил ответ от суффикса А. Тот тоже нуждался в друге. С этого дня Кас и Суффикс А неразлучны, а люди перестали путать братьев.
Теперь применяем правило на практике. Упр.184
Упражнение 184 – выборочно-распределительный диктант (Индивидуально самостоятельно в тетрадях , 2 человека самостоятельно у доски)
Самопроверка. Вспомните правило, проверьте себя. Ребята, все ли согласны, у кого есть замечания?
Поставьте 3+, если выполнили без ошибок. Поднимите руки, у кого 3 +
Очень хорошо, значит можно отдохнуть. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влево,Тихо сели, вновь за дело. Коллективная работа
Информацион. лист.
Записывают в тетрадь слова
Работа в парах
Физкульт
минутка Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Личностные:
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные: умение работать в парах, самооценка.
7.Наблюдение над языковым материалом и последующее закрепление (выполнение теста). (5)
Задание 5. Вставьте буквы, объясните орфограмму. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»?
К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.
Подчеркните необходимые слова. Эти корни называются омонимичными, т.е. звучащими одинаково, но имеющими разное значение.
Взаимопроверка в парах. Выполнено без ошибок -3 +, 1 ошибка – 2 +, 3ош. 1+, дополнительный плюс поставьте, если правильно подчеркнули все слова, не относящиеся к чередованию.
Задание 6. Карточка-тест .Работа в парах.
Найдите четвертое лишнее:
А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
А3 к..сарь, к..сы, р..с, р..сти
А4 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться
Взаимопроверка, меняются карточками и проверяют .
Поставьте 3 +…
Задание 7.
Вариант 1.
Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).
Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________!
Слова для справок:
К..саясь, к..сания, к..снулся, к..сательной, к..снуться, к..сание,
Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание. Только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой. Ура! Не коснулся! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касания!
Вариант 2.
Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).
Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________.
Слова для справок:
К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься
Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной. Индивидуальная, парная, коллективная работа
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,
Личностные:
Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).
Регулятивные:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме.
Рефлексия деятельности. Самоанализ (1-2)
Какое правило изучили?
Какую цель ставили? Какой результат планировали?
Насколько мы его достигли? Чему научились?
Посчитайте кол-во плюсов, соотнесите результат своей работы, показав мне смайлик. Коллективная работа
Самоанализ УУД: познавательные, регулятивные
Домашнее задание.(1)
Домашнее задание: (по выбору) (1 мин)
1.Составить 6-7 словосочетаний с изученной орфограммой.
2. Упр.185.
3.Составить связный текст, используя слова с изученной орфограммой, озаглавьте его. Запись учащимися задания в дневники.