Программа по дисциплине Этика в профессиональной деятельности для профессии Секретарь


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский судостроительный колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Севастополь 2015
2
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии
СПО 034700.01 Секретарь.
Организация-разработчик: ГБОУПО «ССК»
Разработчик: Мирошник Т.В., преподаватель спец.дисциплин
Рекомендована методическим советом ГБОУПО «ССК»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт программы учебной дисциплины……………………………… 4
2 Структура и содержание учебной дисциплины………………………… 5
3 Условия реализации учебной дисциплины……………………………... 10
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……… 11
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы этики и психологии профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по профессии НПО 034700.01 Секретарь.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-соблюдать профессиональный этикет;
-соблюдать общие нормы и правила поведения;
- использовать приёмы делового общение и навыки культуры поведения;
-создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
- использовать методы и средства эффективного делового общения.
знать:
- основы психологии;
- основы психологии общения; основы деловой культуры;
- основы этики профессиональных отношений;
- основы конфликтологии.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов; самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работыОбъем часовМаксимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: лабораторные работы-
практические занятия28
контрольные работы-
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
(не предусмотрено) составление конспектов, 2
работа с Интернет-источниками, 8
творческие работа (презентации, сочинения) 8
рефераты10
Вид итоговой аттестации дифференцированный зачет 6
2.2. Тематический план
и содержание учебной дисциплины
«Основы этики и психологии профессиональной деятельности»
Наимено-ваниеразделов
и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем
часов Уровень освоения
Введение Содержание учебного материала1 Введение. Предмет курса, основные понятия и определения.
Общие сведения об этической культуре. Категории «мораль» и «этика» в психологии.
Функции морали. Особенности национальной этики. 2 2
Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия (не предусмотрены) - Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Раздел 1 Введение в этику 14 Тема 1.1
Этика и культура
поведения Содержание учебного материала2 2
1 Профессиональная этика. Деловой этикет.
Профессиональные моральные нормы. Категории «этикет» и «манеры» впрофессиональной деятельности. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия (не предусмотрены) - Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 1.2
Культура
телефонного
общения Содержание учебного материала2 3
1 Деловая беседа. Деловая переписка. Визитная карточка в деловой жизни. Интерьер рабочего помещения. Лабораторные работы (не предусмотрены) Практические занятия Приёмы ведения деловой беседы. Анализ проведения беседы. Ролевые игры. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся Конспектирование «Значение культуры речи в профессиональной карьере». 2 Тема 1.3 Понятие
имиджа впрофессиональной
деятельности
Содержание учебного материала2 3
1 Внешний облик молодого специалиста. Категории «мода» и «стиль» в профессиональной
деятельности. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Составление психологического портрета специалиста в профессии «секретарь». 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Реферат: Роль этикета в будущей профессии. 2 Раздел 2 Психологические аспекты делового общения 50 Тема 2.1 Понятие обобщенииСодержание учебного материала 2 3
1 Общение – основа человеческого бытия.
Понятие «общение», «деловое общение». Классификация общения. Типы
межличностного общения. Функции общения. Виды общения. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Структура общения. Самодиагностика: тестирование- методика КОС. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. 2 Тема 2.2 Понимание
в процессе общения Содержание учебного материала2 3
1 Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия.
Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль впроцессе общения. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Работа с Интернет-источниками: Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении. 2 Тема 2.3 Общение
как
взаимодействие. Содержание учебного материала 2 3
1 Виды социальных взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение
психологических барьеров при взаимодействии. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия
Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Успех делового общения». 2 Тема 2.4 Этика
общения и культура
общения Содержание учебного материала2 3
1 Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов
овладения культурой общения. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия (не предусмотрены) 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Проект: Формирование культуры общения. 4 Тема 2.5 Ценности
общения. Этические
принципы общения Содержание учебного материала 2 3
1 Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические
принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера наошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Самодиагностика нравственной культуры личности. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Реферат: Проблемы общения в истории этики и психологии. 4 Тема 2.6
Невербальные
средства общения Содержание учебного материала2 3
1 Виды невербальных средств общения. Понятие «мимика», «жесты», «поза». Роль
невербального общения в межличностном взаимодействии. Понятие «проксемика».
Пространственные зоны в общении. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Изучение широкого разнообразия невербальных средств общения. 6 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 2.7 Успех
делового общения Содержание учебного материала 2 3
1 Умение слушать собеседника. Виды эффективного слушания. Приёмы повышения
эффективности общения: техники общения. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Сущность рефлексивного общения. 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Самодиагностика: тестирование основных компонентов в структуре личности. 4 Раздел 3 Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении 12 Тема 3.1 Понятия
«индии-видуальность», «личность»,
«темперамент». Содержание учебного материала2 3
1 Типы темперамента. Свойства темперамента. Предпочтительная сфера деятельности длякаждого типа темперамента. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Определение типа темперамента (тестирование). 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Создание творческих работ «Мой внутренний мир» 4 Тема 3.2 Характер и
способности вструктуре
личности. Содержание учебного материала 2 3
1 Понятие «характер» и его природа. Акцентуация характера. Понятие о способностях.
Структура способностей. Развитие и диагностика способностей. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятияОпределение акцентуации характера (тестирование) 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Раздел 4 Конфликты в деловом общении 6 Тема 4.1 Конфликт
и его структура.
Стратегия
поведения вконфликтных
ситуациях. Содержание учебного материала2 2
1 Понятия «конфликт», «конфликтоген». Типы конфликта: внутриличностный,
межличностный, межгрупповой. Виды конфликтов: ложный, потенциальный, истинный.
Типы конфликтогенов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление
эгоизма. Формула конфликта: конфликтная ситуация + инцидент = конфликт. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Изучение техник снятия социальной напряженности и урегулирования конфликтов 2 Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Конфликты в профессиональной деятельности». 2 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета спецдисциплин, кабинета с выходом в сеть Интернет, библиотеки с читальным залом.
Оборудование учебного кабинета спецдисциплин: плакаты, бланки с тестами , учебно-методический комплекс.
Технические средства обучения: ПК, проектор, видеоматериал
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература
Основные источники:
Аллан Пиз. Язык телодвижений. — Новосибирск: Айкью, 2001. Аверченко Л.К., Залесов Г.М. Психология управления. Курс лекций. - М.: Инфрма-М,2010.
Гомеза М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2001. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 2003.
Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Психологические аспекты профессии. - М.,2005.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика,2003. Лебедев В.И. Психология и управление. - М.: ВО Агропромиздат,2007. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - С-Пб.: Союз, 2010. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.,2009.
Розанова В.А. Психология управления (Учебно-практическое пособие). М.,2010.
Селье Г. Стресс без дистресса. — М.,2006.
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 2007.
Шмидт Р. Искусство общения. - М.: СП Интерэксперт, 2002.
Интернет-ресурсы:
http://www.psychology.ru http://www.psychology-online.net11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обученияФормы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания) результатов обученияуметь соблюдатьПрактические занятияпрофессиональный этикетТестированиеуметь соблюдать общие нормы и Практические занятияправила поведения; Тестированиеуметь использовать приёмыделового общение и навыкиПрактические занятиякультурыповеденияТестированиеуметь создаватьи поддерживатьблагоприятныйпсихологическийЗанятия с элементами тренингаклимат в коллективе; Тестированиеуметь использовать методы и Тестированиесредства эффективного деловогоТворческие работыобщения. знать основы психологии; Практические занятияТестированиезнатьосновыпсихологииИндивидуальные заданияобщения; Тестированиезнать основы деловой культуры; ТестированиезнатьосновыэтикиЗанятия с элементами тренингапрофессиональных отношений; Тестированиезнать основы конфликтологии. ТестированиеТворческие работыПроекты