Логопедическое занятие Звук и буква Л


ГБОУ «Маскаринская школа-интернат для детей с ОВЗ» Кукморского муниципального района РТ
Учитель-логопед: Ахметгалиева Э.Ф.
Технологическая карта урока:
Учебный предмет  Логопедическое занятие
Класс  3 класс
Тема урока  Звук и буква Л
Тип урока  урок фиксации и систематизации нового знания
Цель урока  формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л
Задачи урока  Коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию звука л;
научиться правильно произносить звук Л в слогах, словах;
научиться соотносить звук с буквой.
2. Коррекционно-развивающие:
сформировать умение развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух;
формировать грамматический строй речи через словообразование.
3. Коррекционно-воспитательные:
формирование позитивного отношения к окружающему;
способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
воспитание доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование  иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, карточки для индивидуальной работы, доска, мел, презентация
Этапы урока Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные Личностные, метапредметныеОрг.момент   Прозвенел уже звонок,начинается урок.
- Как называется наш урок?- Скажем правило нашего урока:
Говорим мы все красиво,Смело и неторопливо,Ясно, четко говорим,Никуда мы не спешим. Настрой на урок.
Логопедия
Повторяют за учителем
   
Артикуляционная гимнастика.
 Выполнить артикуляционные упражнения - Сначала я расскажу вам сказку. Мне будет нужна помощь ваших язычков и губ. Давайте, попробуем.
Жила-была веселая лошадка. Проснулась она однажды, умылась, почистила зубы – упражнение «Почистим зубы» (верхние).
Потом подумала, а не пойти ли ей за грибами. Идет, улыбается. Покажи, как она улыбалась – упражнение «Заборчик».
Посвистывает – упражнение «Трубочка».
Видит, в соседнем дворе маляр забор красит. Она подошла и помогла ему – упражнение «Маляр».
Помогла маляру лошадка и поскакала дальше – упражнение «Лошадки».
Вдруг видит – на дороге индюк стоит, кричит. Покажи, как индюк кричит – упражнение «Индюки».
Лошадка индюку говорит:  «Я за грибами в лес поскакала, хочешь со мной? – «Хочу» — ответил индюк,- « Мне скучно одному, вот и кричу на всех». И они пошли вместе.
Увидели они на дороге барабан.  «Давай постучим в барабан?» — «Давай!». Покажи, как они стучали на барабане – упражнение «Барабан».
Пошли они дальше, увидели качели и покачались – покажи, как они качались на качели – упражнение «Качели».
И тут они пришли в лес, набрали грибов – покажи, каких грибов они набрали – упражнение «Грибочек».
И веселые пошли домой, улыбались друг другу – покажи, как они улыбались – упражнение «Улыбка». Выполняют артикуляционные упражнения Научиться выполнять действия
 
Сообщение темы Отгадать загадки Игра «Отгадай загадки»:
Я землю копала,
ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(лопата)
Сама не ем, а людей кормлю.
(ложка)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает
Тот слезы проливает.
(лук)
Висит груша – нельзя скушать.
(лампочка)
По небу катается,
Ночью появляется.
То толстеет, то худеет,
Светит, но совсем не греет.
(луна)
На асфальте зеркала:
Их нам дождь принес с утра.
(лужи)
Круглый домик у окошка
Прилепила эта крошка.
Птаха легкокрылая,
Быстрая, красивая.
(ласточка)
С какого звука начинаются ответы на загадки?- Сегодня мы будем говорить о звуке и букве Л Отгадывают загадки
Отвечают на вопрос Получить и
и применять
новые знания
Познавательные – уметь выполнять логические
операции сравнения и анализа
Артикуляция звука Л Повторить артикуляционную позу звука Л - Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами, на бугорках), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние.Повторяют артикуляционную позу звука Л Получить и
и применять
новые знания
Познавательные – уметь выполнять логические
операции сравнения и анализа
Регулятивные – уметь контролировать и корректировать
Характеристика звука по акустическим признакам. Дать характеристику звуку Л
Оценить ответы друг друга Ребята, определите место звука Л у себя на схеме.
(один ребенок выходит к доске)
- Посмотрите, кто согласен с … (имя ребенка)?
- Кто думает иначе?
- Почему вы положили фишку напротив синего квадратика?
- Почему это согласный звук? Докажите.
- Почему выбрали синий квадратик с колокольчиком?
- Как можно проверить?
- Сделайте вывод. Какой звук Л?
(Звук Л - согласный, твердый, звонкий)
Ребята давайте оценим наши ответы - скажите и покажите как ответил у нас Данияр и т.д.
определяют место звука Л по схеме
ответы детей
дети отвечают, дополняя друг друга
работа с цветовыми карточками:
красный-3
желтый-4
зеленый-5 Получить и
и применять
новые знания
Регулятивные – уметь контролировать и корректировать
Смыслообразование – уметь определять границы
собственного знания
Коммуникативные – уметь взаимодействовать с одноклассниками
Работа с буквой Л Выложить из бусин букву Л
Оценить работы друг друга
Ребята, звук Л обозначается буквой  Ла) Посмотри-ка ножкиШагают по дорожке,Букве  Л на ножки Не нужны сапожки.
- На что похожа буква Л?
- Из каких элементов она состоит?
б) Выложить из бусин букву Л
Ребята давайте оценим наши буковки – у кого как получилось
- Ребята, а зачем нужно знать буквы?
- А зачем нужно уметь читать? На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.
Из двух палочек
работа с цветовыми карточками:
красный-3
желтый-4
зеленый-5
Ответы детей Получить и
и применять
новые знания
Познавательные – уметь выполнять логические
операции сравнения и анализа
Коммуникативные – уметь взаимодействовать с одноклассниками
Смыслообразование:
иметь мотивацию (учебная, социальная)
Регулятивные – уметь оценивать
Физ.минутка Выполнить движения Ласточки
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. 
Полетели, полетели,
Песенки запели. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Приседают, сложив руки за спиной.
Делают ритмичные наклоны головы.
Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Получить и
и применять
новые знания
Чтение слогов с буквой Л Прочитать слоги «Лодка по реке плыла, букву Л она везла,
Подплыла к причалу А, прочитаем, дети … (ЛА).
Подплыла к причалу О, прочитаем вместе … (ЛО).
Подплыла к причалу Ы, прочитаем тихо … (ЛЫ).
Подплыла к причалу У, прочитаем дружно … (ЛУ). Чтение слогов Получить и
и применять
новые знания
Познавательные – уметь выполнять логические
операции сравнения и анализа, работать с информацией
Чтение слов со звуком Л Прочитать слова
Заштриховать лодочки.
Работа по индивидуальным карточкам
Оценить работы друг друга -давайте прочитаем слова со звуком Л и определим место звука Л в слове:
булавка, платок, лошадь, флакон, колокольчик, слон, желудь, клубок
Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштриховать


Ребята давайте оценим наши работы – у кого как получилось Читают слова
Заштриховывают цветными карандашами лодочки с одинаковыми словами
Данис: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;Алмаз: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу
работа с цветовыми карточками:
красный-3
желтый-4
зеленый-5 Получить и
и применять
новые знания
Познавательные – уметь выполнять логические
операции сравнения и анализа, работать с информацией
Регулятивные – уметь оценивать
Пальчиковая гимнастика
Выполнить пальчиковую гимнастику Игра «Проглот».
У меня живёт проглот!
Весь платок он скушал – вот!
Сразу стало у проглотаБрюхо, как у бегемота.
Ребенок  собирает в кулак платок, начиная с уголка, так, чтобы его не было видно снаружи (логопед показывает на другом платке или салфетке) Получить и
и применять
новые знания
Работа с предложениями Прочитать предложения и посчитать, сколько слов в предложении
Оценить ответы друг друга Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Ребята давайте оценим наши работы – у кого как получилось
Выполнить на индивидуальных карточках
работа с цветовыми карточками:
красный-3
желтый-4
зеленый-5 Получить и
и применять
новые знания
Познавательные – уметь выполнять логические
операции сравнения и анализа, работать с информацией
Регулятивные – уметь оценивать
Итог занятия
Релаксация Оценить свою работу на занятии Вот и подошло к концу наше занятие.
- Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Почему?
- А какое задание было для вас самым сложным?
- А теперь, как всегда, оцените свою работу.
Ответы детей
работа с цветовыми карточками:
красный-3
желтый-4
зеленый-5 Регулятивные – уметь оценивать
Самоопределение:
самоуважение и самооценка
Приложение
Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштриховать


Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.