Доклад на тему: Развитие внимания — как одно из условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 города Кызыла Республики Тыва»
Инновационная деятельность
«Развитие внимания – как одно из условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности».
Выполнила: учитель начальных классов Куулар Ульяна Идам -
Сюрюновна
2015 г.
Характеристика инновационной педагогической деятельности
1.1. Актуальность
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания.
Внимание является необходимым условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности человека. От развития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала.
К проблеме формирования наиболее устойчивого внимания к учебной деятельности у младших школьников уделяется в трудах Добрынина Н.Ф., Гальперина П.Я., Михальчика Т.С., Гоноболина Ф.Н. и других.
Н.Ф. Добрынин в своих работах показывает, что внимание у учащихся теснейшим образом связано со значимостью изучаемого материала, то есть с содержанием обучения. Также Н.Ф. Добрыниным установлено, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности.
В педагогической психологии большое распространение получила гипотеза П.Я. Гальперина. Он определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя, представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психологических процессов.
Используя приёмы умственного действия, можно воспитать и действие внимания. По Гальперину П.Я. внимание – это продукт развития внешней, предметной и развёрнутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности.
Также Гальперин П.Я. показывает процесс формирования внимания младшего школьника при выполнении работ по русскому языку, где легко раскрыть содержание самого контроля и операций включающихся в него. Это выделенные операции, которые в целом помогали проверить правильность написания текста, предъявлялись школьнику в определённом порядке.
Таким образом, вопросы развития внимания в учебной деятельности у младших школьников и в теоретическом, и в практическом отношениях достаточно разработаны.
Однако недостаточно проводится работа по развитию внимания у младших школьников в учебной деятельности. В связи с этим возникают такие проблемы, которые имеют отношение к формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников:
а) неполное усвоение содержания изучаемого материала;
б) ошибки при выполнении школьных заданий: в чтении, в письме, в решении математических задач и примеров, а также в процессе выполнения самостоятельных и поверочных работ. Поэтому, исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной практической разработанности, я сформулировала тему исследования: «Развитие внимания – как одно из условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности».
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие внимания в учебной деятельности у младших школьников.
Цель исследования: выявление условий для эффективного формирования познавательных УУД через развитие устойчивого внимания у младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, создание рабочих тетрадей по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения, разработка методических рекомендаций по использованию рабочих тетрадей по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить научную литературу по данной теме;
-выявить педагогические условия формирования познавательных УУД через развитие внимания у младших школьников в учебной деятельности;
-разработать и подготовить к изданию рабочие тетради по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения;
- разработать методические рекомендации по использованию рабочих тетрадей по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения.
1.2.Содержание инновационной деятельности
Начальная школа призвана давать детям не только определённый круг знаний, но и прививать им умение учиться, активно усваивать предлагаемые знания, умение применять из в самых разнообразных жизненных задачах. Начальная школа формирует учебную деятельность ребёнка, закладывает основы самостоятельного мышления при овладении научными понятиями.
В труде учителя и в учебной деятельности учащихся внимание проявляется в их умственной сосредоточенности на предмете, процессе учебной деятельности и на средствах учебного труда. Оно является необходимым условием успешности работы, неотделимо от умственной деятельности, опосредствуется отношением к труду, регулируется решаемыми задачами.
В отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания учащихся на уроке была поставлена К.Д. Ушинским. Определив внимание как именно ту «дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира», Ушинский рассмотрел множество вопросов, связанных с формированием внимания.
В первую очередь он указывает на разнообразные средства, требующие прямого напряжения произвольного внимания ученика, и дающие возможность учителю следить и узнавать немедленно, кто внимателен, а кто нет.
К их числу он относил:
- маленьким ученикам полезно совершать несколько действий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть. Это даёт каждую минуту быть внимательным к словам учителя. Этому же способствует частое обращение к ученикам;
- учителю сначала следует высказать вопрос, а затем несколько помедлив имя того, кто должен отвечать на него. В результате подготавливается весь класс;
- следует поощрять поднятие рук всеми, кто может ответить на вопрос заданный даже кому-то одному;
- при чтении вслух каждая ошибка учащегося должна вызывать поднятие рук;
- в первых учебниках и в рабочих тетрадях должны быть упражнения на развитие внимания: найти лишний предмет; дорисовать по образцу; объединить предметы по группам; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно исправить. Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя и товарища. Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявление внимания.
Учителю, работающему в начальных классах, важно уметь поддерживать и развивать внимание учащихся на уроке. Для формирования устойчивого внимания детей к учебной деятельности необходимо, чтобы содержание учебного материала было связано с жизнью, теория давалась вместе с практикой.
Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание. Хороший урок заставляет детей сосредоточиваться не только в силу интереса к учебному предмету, но и вследствие удовольствия, получаемого ими от приобретения знания.
Но пробудить интерес не внешней занимательностью, а содержанием учебного материала нелегко. Для этого учителю приходится тщательно продумывать методику преподавания урока. Только такая серьёзная подготовка обеспечивает необходимое внимание учащихся.
Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо. Что может показать им наличие каких-то достижений.
Как считают психологи (Матюшин М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т.) внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Всё то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, младшие школьники с огромным удовольствием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.
Также, по их мнению, особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой деятельности, так как здесь сливаются воедино мышление, чувства, воля. Школьники вторых и третьих классов, часто забывая обо всём, вдохновенно пишут сочинения-миниатюры, составляются рассказы по картинкам, ищут новые пути решения задач, на основе представлений памяти рисуют новые картинки, вырезают на уроках труда фигурки и т.д.. В педагогической психологии большое распространение получила гипотеза П.Я.Гальперина. В ней утверждается, что психологической сущностью внимания является контроль в форме умственного, сокращённого, автоматизированного действия, которое формулируется особенно активно в младшем школьном возрасте в процессе новой ведущей деятельности – учения. Формирование внимания по теории П.Я.Гальперина-это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного действия. Используя приёмы умственного действия, можно воспитать и действие внимания. Для этого необходимо:
Установить конкретное содержание контроля. Выделить операции входящие в его состав.
Дать ученикам такую систему предписаний по контролю, которую он воспринимал бы однозначно, и которая обеспечивала бы получение нужного результата.
Найти исходную так называемую материальную форму действия контроля.
Подобрать такую систему заданий, которая обеспечивала бы совершенствование действия по всем намеченным показателям.
Обеспечить переход действия в умственный план, его систематическое сокращение и автоматизацию.
П. Я. Гальперин показывает процесс формирования внимания младшего школьника при выполнении письменных работ по русскому языку, где легко раскрыть содержание контроля и операций, включающих в него. Эти выделенные операции, которые в целом помогали проверить правильность написания текста, предъявляются школьнику в определённом порядке:
1. Наметь порядок выполнения проверки по смыслу, по написанию.
2. Читай предложение вслух.
3. Подходят ли слова друг к другу?
4. Нет ли пропуска слов?
5. Читай слово вслух по слогам и выделяй каждый слог.
6. Подходят ли буквы к слогу?
7. Нет ли пропуска букв?
На уроках русского и родного языков я учила детей контролю и проверке своих письменных работ. Для этого дети работали с карточками, на которых написан порядок действий. Через определённое время дети перестали пользоваться карточкой, потом проверяли текст, говоря про себя, а далее они могли читать новый текст и тут же исправлять свои ошибки. Появились уверенность в себе, интерес, умение контролировать свои действия и этим обеспечивать их успешное выполнение.
Важным условием мобилизации внимания учащихся на уроке является темп работы учителя и учащихся. Чтобы ученик не допустил ошибки из-за невнимания, он не должен спешить, но замедленная работа нередко способствует отвлечению внимания. Живой ускоренный темп ведения занятий мобилизует внимание, так как ученик занят усвоением материала и у него меньше возможностей для возникновения ненужных ассоциаций, влияния посторонних, внешних раздражителей и другие.
При занятии с младшими школьниками следует избегать однообразной работы в течение всего урока. Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важное условие поддержания внимания учащихся. Однако разнообразное содержание учебного материала и приёмов в работе не должно быть чрезмерным. Слишком частая смена видов работы на уроке не приучает учащихся к устойчивости внимания и может вызывать затруднения в связи с быстрым переключением внимания с одного вида занятий на другой.
Деловой, спокойный тон, быстрый темп урока, чёткая его организация и насыщенность доступной детям содержательной деятельностью – наиболее эффективные средства активизации детского внимания, а вместе с тем и повышение работоспособности класса.
Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении трудностей при овладении знаниями.
Как показывают исследования М.Н.Шардакова, И.В.Страхова, М.С.Горбач внимание учащихся зависит от умения учителя организовывать их деятельность. Прямые требования быть внимательными, редко достигают цели, а если и достигают, то на короткий отрезок времени.
Рассмотрим некоторые организационные приёмы, способствующие поддержанию и развитию внимания у учащихся на уроке.
Как считают Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Гоноболин Н.Ф. и другие психологи, большое значение имеет организованное включение в работу в начале урока. Надо добиться полнейшей тишины и переключить внимание учащихся с того, чем они занимались во время перемены, на работу по данному предмету. Необходимо с первого момента создать у детей рабочее настроение. Умение сразу завладеть вниманием ребёнка оказывает большое влияние на весь ход урока. Иначе у школьников могут утвердиться такие отрицательные черты, как неорганизованность, недисциплинированность, невнимательность.
Урок пройдёт значительно лучше, если с самого начала урока внимание учащихся будет привлечено чем-либо интересным, не только показом, рассказом учителя, но и увлекательной задачей, которую им надо решить. Тут же сразу мобилизуется внимание учащихся, которое дальше будет поддерживаться. Если учителю удалось мобилизовать внимание в начале урока, то ему уже легче будет поддерживать внимание детей и в дальнейшей работе.
Для поддержания устойчивого внимания во время объяснения материала, как считает Матюшина Т.В., важно уметь привлекать самих школьников к объяснению. Например, при изложении нового материала учитель обращается за помощью к ученикам по тем вопросам, которые они хорошо знают. После разбора ряда случаев или примеров учитель предлагает детей сделать тот или другой вывод. Кроме того учитель может во время объяснения привлечь учащихся для записи слов или предложений на доске.
Во время объяснения нового материала необходимо разнообразить работу учеников. Они должны не только слушать и записывать, но и произносить услышанное и написанное.
При закреплении нового материала можно применить такой метод. Он заключается в том, что учитель сразу же проводит опрос по изложенному материалу и даже ставит отметки за хорошие ответы. Этот приём помогает мобилизовать внимание детей при объяснении учителя и делает весьма продуктивной эту важную часть урока.
При повторении пройденного материала поддержать внимание является сложной задачей. Этот вид работы мало интересует учащихся. Наиболее успевающие ученики любят вспоминать хорошо усвоенное, а для тех, кто забыл пройденный ранее материал, повторение – неприятное, тяжёлое занятие. Оно действует угнетающе особенно тогда, когда не будет новых мыслей, и как правило, отмечается однообразием. А если на уроке в классе скучно, то внимание у них плохо сосредоточивается на работе. Чтобы избежать этого, повторение надо сделать живым и интересным.
Например, ребята сами ставят друг другу вопросы по пройденному материалу, дают отзывы об ответах товарищей, критикуют их, исправляют и дополняют под контролем учителя. Можно привлечь дополнительные иллюстрации, которых не было, когда материал изучался впервые, полезно подать его в несколько ином освещении, отметить какие-то детали и подробности, о которых ранее ничего не говорилось. Всё это оживает повторение и обеспечивает необходимое к нему внимание.
Большое значение для привлечения внимания во время объяснения нового материала имеет правильное применение различных средств обучения (наглядных пособий, ИКТ). Если наглядные пособия выставляются или вывешиваются преждевременно, то дети в силу ориентировочного рефлекса отвлекаются и не слушают объяснение учителя. Самодельное учебное оборудование занимает важное место в учебно-воспитательном процессе младших школьников. К ним относятся тексты разного рода заданиями, картинки, рисунки для развития речи, кроссворды, загадки, раздаточный материал, гербарии и другие. Широкое распространение получили различны е средства контроля знаний учащихся: перфокарты, сигнальные карточки, блок-сигналы. На уроках широко используются игрушки - действующие лица: куклы (Буратино, Незнайка, Чебурашка и другие) или их изображения, которые в определённой мере помогают учителю создать ту или иную ситуацию, предложить детям выполнить какое-либо задание, поощрять за усердие, прилежание. Введение в учебный процесс кукол оживляет уроки, помогаю развитию интереса, поддержанию внимания учащихся.
Также на формирование устойчивого внимания большое значение оказывают - игры. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.
Н.К. Крупская, А.С.Макаренко и другие педагоги утверждают, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она даёт возможность облекать познание мира в иные формы, не похожее на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и не проходит не формально, а заинтересованно. Так, психолог А.Н.Лук пишет: «В игре нет принуждения, а также нет непосредственно жизненно, так называемой улитарной необходимости. Это чисто добровольная деятельность». Любая игра, предлагаемая преподавателем, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядностей. Таким образом, игра является одним из важнейших средств формирования устойчивого внимания к учебной деятельности.
Для развития внимания учащихся на уроках проводились такие игры как «Найди отличия», «Будь внимателен», «Лови мяч», «Найди ошибки», «Самый внимательный», «Летает – не летает» и другие.
Также во время учебной деятельности можно применить следующие приёмы для привлечения и удержания внимания:
Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса.
Модуляция темпа речи. Выдерживание паузы: изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.
Прерывание речи, использование антиципации (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно, либо отметками.
«Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имён, терминов, названий и т.п., с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.
Жестикуляция. Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.
Риторические вопросы. Повторение основных моментов сообщения в форме , задаётся вопроса, на который после небольшой паузы даёт ответ сам докладчик.
Контрольные вопросы. Задаётся вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа, поощрение активных.
Наводящие вопросы. В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, задаётся вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного раннее фрагмента сообщения.
Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы. На основании изложенного задаётся вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чём далее пойдёт речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер). Учитель начинает чтение материала, затем передаёт учебник одному из ребят (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передаётся другому и т.д.
Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета). Учитель наинает пересказ материала, затем передаёт эстафету пересказа (карандаш.ю указку и т. п.) одному из ребят, тот по команде учителя (например, хлопок ладонями) следующему товарищу.
Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол). Учитель задаёт вопрос и бросает мячик одному из учеников. Тот отвечает, задаёт свой вопрос и бросает мяч другому ученику или учителю.
Внимание повышает ясность, отчётливость и углубленность познавательной деятельности, является одним из факторов её организованности и проверки правильности выполнения учебных заданий.
От внимания зависит успешность обучения, если обучающий не сумеет привлечь внимание ученика, он, конечно, не добьётся успеха. Непонимание учебного материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении учебных заданий: в чтении, в письме, в решении математических задач и примеров, в процессе самостоятельной работы, в труде мастерских – всё это нередко вызывается отсутствием или недостаточностью внимания школьника.
Анализы психолого-педагогической литературы показали, что проблемы внимания достаточно раскрыты в психолого-педагогической литературе. Однако учителя в процессе учебной деятельности уделяют недостаточное внимание на развитие устойчивого внимания у младших школьников.
Поэтому для исследования была и выбрана тема: «Развитие внимания – как одно из условий формирования предметных УУД у младших школьников».
Исследуя эту проблему:
- изучался опыт работу учителей начальных классов с тувинским языком обучения;
- проводились математические и словарные диктанты с комментированием, задания на обнаружение ошибок;
- проводились эксперименты на выявление свойств внимания у младших школьников.
Таким образом, чтобы формировать у младших школьников предметные универсальные учебные действия учителю надо:
Творчески подходить к своей деятельности, а также к деятельности учащихся.
Активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание учащихся, путём использования различных приёмов и форм работы.
Учитывать возрастные особенности детей.
Формировать эмоциональное отношение учащихся к содержанию обучения.
Формировать интересы и потребности учащихся в учебной деятельности.
Применять в учебной деятельности различные средства и методы обучения.
Для того, чтобы формировать устойчивое внимание у младших школьников учителям предлагается:
Изучать современные методики измерения внимания и использовать их в учебной деятельности;
Проводить целенаправленные работы на формирование устойчивого внимания у младших школьников:
- словарный диктант с комментированием;
- математические диктанты;
- обнаружение ошибок в предложенном тексте;
- игры, способствующие развитию внимания у младших школьников.

Инновационная направленность
Основным продуктом результативности является разработка учебно-методического комплекта по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения. (Авторы: Тагба В.С., Куулар У.И-С., Тюлюш А-Х.В.). Учебно-методический комплект состоит из следующих учебных и методических пособий:
1) учебник по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения. Автор-составитель: Тагба В.С.;
рабочие тетради №1, №2, №3 по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения. Автор-составитель: Куулар У.И-С.;
методические рекомендации по использованию рабочих тетрадей по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения. Автор-составитель: Куулар У.И-С.;
конспекты уроков предварительного устного курса русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения. Автор-составитель: Тюлюш А-Х. В..
Данный комплект является частью учебно-методического комплекса (далее – УМК) по русскому языку для 1-4 классов образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения.
Особенности и ценностные качества данного УМК:
- комплексность;
- системность;
- научность;
- опора на принципы развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
- функциональность;
- учёт особенностей родного языка;
- коммуникативная направленность;
- личностно-деятельностный подход;
- этнокультурологический подход.
Комплект особенно актуален в настоящее время, так как материалы комплекта выстроены с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к результатам изучения русского языка в начальной школе – личностным, метапредметным и предметным.
Несомненным достоинством рабочих тетрадей №1, №2, №3 (автор-составитель: Куулар У.И-С.) является то, что обучение грамоте выстраивается с опорой на достижения современной лингводидактики и на научные принципы, учитывающие обучение русскому языку учащихся в школе с родным (нерусским) языком обучения. В рабочих тетрадях №1, №2, №3 раскрывается система обучения, которая наиболее учитывает возрастные особенности первоклассников, направленная на то, чтобы научить ребёнка писать, рисовать, уметь выражать свои мысли устно, т.е. уметь общаться. Целью данных учебных пособий является подготовка к формированию автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения элементов букв и рационального порядка их написания в процессе многократного повторения. В рабочих тетрадях содержатся задания на прописывание элементов букв и задания, направленные на развитие мелкой моторики рук. Также имеются дополнительные задания, способствующие развитию внимания, речи, логического мышления, памяти, творческие задания, контурные рисунки и упражнения для обводки, способствующие формированию навыков письма.
Разработанная программа по предварительному устному курсу (автор: Тагба В.С) рассчитана на 60 часов, 4 часа в неделю. Исходя из этого рабочие тетради по предварительному устному курсу тоже рассчитаны на 60 часов, 4 часа в неделю.
Методологическая база инновационной педагогической деятельности
Методологическую основу исследования составляют системный и деятельностный подходы к изучению педагогических явлений.
Методы исследования :
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- диагностические методики; беседы и анкетирование детей, педагогов и родителей;
- наблюдение игровой деятельности;
- педагогический эксперимент;
- методы математической и статистической обработки результатов исследования.
Психолого-педагогические особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста определяют выбор разнообразных форм работы, предлагаемых на каждом из этапов модели :- индивидуальный стиль обучения;
- кейс-технология;
- информационно-коммуникативные.
Виды контроля ЗУН:
-предварительный;
-периодический (тематический, рубежный);
-итоговый.
Три типа контроля:
а) внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)
б) взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища
в)самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
Формы контроля:
- индивидуальная;
- групповая ;-фронтальная ;-взаимный контроль;
-самоконтроль.
Одним из основных методов проверки является - игра.
Методы контроля:
- устная проверка;
- проверка практических работ.
Свои полученные знания и умения ребята смогли реализовать в неделе, посвящённой Дню науки, на предметных олимпиадах, конкурсах проводимых во время декад.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность продиктована неразвитостью внимания у учащихся, отвлекаемостью во время учебной деятельности. Встает необходимость проведения разных работ на развитие внимания для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности.
Ресурсное обеспечение инновационной педагогической деятельности
Материально-техническое: кабинеты оборудованы компьютерами с выходом в школьную сеть, телевизорами;
Учебно-методическое:
Пособия и материалы для учащихся :Видеофильмы и презентации.
Методические пособия:
1. А.Алоева, В.Е.Бейсова. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. М/.– Изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника – М., 1997 г.
3. Немов Р.С. Психология – М., 1995 г.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога-М.: ВЛАДОС,1999
2. Результативность характеристик инновационной педагогической деятельности
2.1. Эффективность инновационной педагогической деятельности
Эффективность инновационной деятельности подтверждается коэффициентом усвояемости материала, высоким уровнем учебной активности, участием обучающихся в различных олимпиадах, стабильно высокими результатами при выступлении на научно-практических конференциях. Таблица 1.
Название мероприятия Участники, место, год.
Международная дистанционная олимпиада по предмету «Литературное чтение» проекта «Инфоурок» Монгуш Милана-2 место, 2014г
Маннык Булат- 3 место, 2014г
Сарыглар Джамела-3 место, 2014г.
Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок» Балчыр Денис-1 место, 2014г
Лайдып Алдын-Сай-2 место, 2014г
Сарыглар Джамела- 3 место, 2014г
Маннык Булат-3 место, 2014г
Седен-оол Сайдаш-3 место, 2014г.
Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» Маннык Булат-1 место, 2014г
Балчыр Денис-1 место, 2014г
Седен-оол Сайдаш-1 место, 2014
Уйнук-оол Алина-3 место, 2014г.
Международный Конкурс-игра по математике «Слон» Маннык Булат – 1 место в субъекте РФ, 1 место в населённом пункте от 04.12.14 г.
Лайдып Алдын-Сай- 2 место в субъекте РФ, 2 место в населённом пункте от 04.12.14 г.
Городская олимпиада развивающего обучения по родному языку Монгуш Милана – 1 место в индивидуальном туре, 2015 г
Монгуш Милана – 1 место, в парном туре, 2015 г.

Также эффективность инновационной деятельности подтверждается высоким уровнем воспитанности.
Таблица 2
год уровень воспитанности
2011-2012 3,3
2012-2013 3,6
2013-2014 4,0
2014-2015 4,2
Среди участников проекта нет состоящих на учёте и отрицательный показатель правонарушений.
2.2. Распространение инновационной педагогической деятельности
Доказательством востребованности инновационной педагогической деятельности считаю :2.2.1.Публичное представление педагогического опыта в форме открытых уроков, выступления на семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях- региональный уровень.
Таблица 3
Название мероприятия Дата проведения Уровень
Открытый урок для ГМО учителей 1-х классов. /ж\глел. Темазы: «[Ш] деп \н болгаш Ш ш деп \ж\ктер» Октябрь, 2011 г Муниципальный
Открытый урок по азбуке для студентов Педагогического института ТГУ ФНО НО- 4 курс. Тема: «Буквы Юю» 21.03.2012
Муниципальный
Открытый урок по математике для ГМО заместителей директоров по УВР по теме: «Уравнение» 13.12.2012 Муниципальный
Открытый урок по русскому языку для студентов –заочников ТГУ КГПИ ФНО по теме: «Местоимение. Личные местоимения» 11.01.2013 Региональный
Открытый урок для слушателей курсов ТРООО «Педагогическое общество России» по теме «Формирование личностных УУД у младших школьников». Литературлуг номчулга. Темазы: «Кижи-бойдустуё т=л\» 14.04.2015 Региональный
Выступление на курсах ТГИП и ПКК МОН РТ «Проблемы внедрения инклюзивного образования» 24.10.2014 Региональный

Таблица 4
2.2.2.Проведение мастер-классов на региональном уровне
Название Дата
Мастер-класс для слушателей курсов ТГИП и ПКК МОН и МП РТ по теме: «Предварительный устный курс» март, 2011
2.3. Стабильность эффективности инновационной педагогической деятельности
Наличие и рейтинг успешности участников научно-практических конференций как подтверждение сформированности предметных результатов
Таблица 5
№ Ф.И. класс Мероприятие Результат Уровень
1 Ооржак Диана 3 е класс МБОУ СОШ №14 Муниципальный фестиваль «Дружба народов» в рамках реализации мероприятий Республиканской инновационной площадки по проекту «Воспитание поликультурной личности на принципах диалога культур в условиях городского многонационального образовательного учреждения» при МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла РТ Победитель конкурса чтецов « Моему городу – 100 лет», грамота 3 место Муниципальный (Кызыл, 2014)
2 Балчыр Денис 4 е класс МБОУ СОШ №14 Муниципальный фестиваль национальных культур «Дружба народов» в рамках проекта «Воспитание поликультурной личности на принципах диалога культур в условиях городского многонационального образовательного учреждения» Победитель конкурса проектов «Традиции и обычаи разных народов» в секции «Культура и быт разных народов», диплом ΙΙ степени Муниципальный (Кызыл, 2015)
3 Балчыр Денис ΙΙ Городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Грамота призёра, 1 место Муниципальный (Кызыл, 2014)
4 Балчыр Денис VΙΙ Республиканская олимпиада развивающего обучения среди учащихся начальных классов Грамота призёра,
1 место Региональный (Шагонар, 2014)
5 Ооржак РоссанаΙΙΙ Всероссийский конкурс «Ты-гений» Диплом,
2 место в номинации «Детские и исследователь ские работы и проекты» Всероссийский ( , 2015)
6 Балчыр Денис ΙΙΙ Всероссийский конкурс «Ты-гений» Диплом,
1 место в номинации «Детские и исследователь ские работы и проекты» Всероссийский ( , 2015)
Наличие и рейтинг победителей и призеров предметных олимпиад профессионального мастерства, творческих конкурсов, фестивалей, смотров, спортивных соревнований
Таблица 6
Конкурс Ф.И., номинация, год.
Муниципальный фестиваль «Дружба народов» в рамках реализации мероприятий Республиканской инновационной площадки по проекту «Воспитание поликультурной личности на принципах диалога культур в условиях городского многонационального образовательного учреждения» при МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла РТ Ооржак Диана - победитель конкурса чтецов «Моему городу – 100 лет», грамота 3 место, 2014 г
Муниципальный фестиваль национальных культур «Дружба народов» в рамках проекта «Воспитание поликультурной личности на принципах диалога культур в условиях городского многонационального образовательного учреждения» Балчыр Денис - победитель конкурса проектов «Традиции и обычаи разных народов» в секции «Культура и быт разных народов», диплом ΙΙ степени, 2015 г
Республиканский детский конкурс художественных рисунков «Мой папа служит в ОМОНе», посвящённого 20-летию со дня образования ОМОН МВД по РТ Сат Валерия «За лучший рисунок», 2013 г награждена грамотой и ценным подарком
Рейтинг успешности
Таблица 7
уровень 2013 2014 2015
Международный участие 7 победителя участие
Всероссийский участие участие участие
Региональный 1 победитель Муниципальный 1 победитель 1 победитель
2.4. Репрезентативность внедрения инновационной педагогической деятельности
Во внедрении и осуществлении инновационной педагогической деятельности работают учащиеся 1 классов (уроки по предварительному устному курсу). Педагоги, работающие по ФГОС.
2.5. Публикации в печати
Таблица 8
Название Гриф, год
Методические материалы республиканского конкурса «Самый классный классный»:
1.Классный час на тему «Какие проблемы нас ждут после школы? Как к ним подготовиться?» (стр.79)
2. Сценарий праздника «Прощай, начальная школа!» (стр. 81)
3. Сценарий родительского собрания на тему: «Всему начало - отчий дом». (стр.85) Кызыл: ТГИП и ПКК, 2011г.
Методическое пособие для учителей начальных классов «Эге школага математикага хыналда тестилер» («Контрольные тестовые задания по математике для 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения») Кызыл: ТГИП и ПКК, 2011
Рабочие тетради №1, №2, №3 по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения
Методическое пособие для учителей 1 классов с тувинским языком обучения «Методические рекомендации по использованию рабочих тетрадей по предварительному устному курсу русского языка для 1 класса образовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения» Готовится к выпуску
Готовится к выпуску