Конспект занятия по окружающему миру по теме: Насекомые, с использованием здоровьезберегающей технологии и ИКТ с детьми старшей группы.


Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром: природа (ОО познавательно – исследовательская деятельность) с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ.
Тема: «Насекомые»
Цель:Расширить и закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.
Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать образность речи.  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Воспитывать доброе отношение к насекомым.
Оборудование:мультимедийное оборудование, слайды картинок насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), письмо, цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом», стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы.
Содержание образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Дети играют. На экране появляется бабочка на пустой полянке и просит о помощи:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали, Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали, Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья, И доброту возьми,
И этим насекомым Малышам ты помоги!
Помогите, нам, пожалуйста!!!
Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей), а как же мы им поможем? Мы же не знаем, что нам надо делать?
На экране появляется бабочка: Ребята, если вы хотите спасти насекомых, вам нужно выполнить задания, которые находятся в письме, а письмо спрятано в удивительном цветке, а что это за цветок, узнаете, если отгадаете загадку:
На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка).
Дети находят письмо.
2.Вос-ль читает 1 задание: «Для того, чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже должны превратится в насекомых. И у меня есть волшебный цветок, который нам поможет!
Вос-ль берет волшебный цветок и просит детей повторять слова вместе с ней: Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.
А вот и второе задание от бабочки: «Нужно отгадать загадки».
3.Загадки.Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и на экране появляется картинка с отгадкой.
У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза)
---------
Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила, а зовут ее... (пчела).
---------
Он работник настоящий очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом.(Муравей).
----------
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка).
----------
Всех жучков она милей, спинка алая на ней.
А на ней кружочки, черненькие точки.(Божья коровка).
----------
А как можно их назвать одним словом? (Насекомые)
Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
А паук – это насекомое? (Нет)
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)
А какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
Назовите вредных насекомых. (Муха, гусеница, комар)
А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь).
(Слайд спасенных стрекозы и пчелы).Молодцы, все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.  
4. Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 
По сухой дорожке,
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен, обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
Грязи в дом не принесу, (дети останавливаются, трясут одной ногой)
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом(дети топают ногами)
Ой, какой от лапок гром! (дети закрывают уши руками)
(Слайд спасенной сороконожки).
5. Игра «Четвертый лишний».
Составление предложений с союзом «потому что».
Вос-ль: внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? (Ответы детей) Лишний паук, потому что он не относится к насекомым. Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Вос-ль: вот мы с вами еще спасли муравья (слайд спасенного муравья). Продолжим наше путешествие.
6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
На экране появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Вос-ль: Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. А что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
Вос-ль: Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
Вос-ль: Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
Вос-ль: В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
Вос-ль: Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)
Вос-ль: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Продолжим наше путешествие.
(Слайд спасенной гусеницы).
Вос-ль: давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек.
7. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон(медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна…  (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
-Ребята, какие вы молодцы!Вы спасли бабочку. (Слайд бабочка).
8. Итог занятия.
Появляется слайд с насекомыми на цветущей полянке.
СЛАЙД бабочка благодарит детей. «Спасибо вам ребята, что спасли нас от злого паука!»
Вос-ль: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Вос-ль: А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова: Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли?Каких насекомых вы вспомнили?Что вам запомнилось больше всего? Все ли у вас получилось? Были ли трудности в выполнении заданий? (Ответы детей).Вы все сегодня были молодцы!