Реализации школьной программы развития УУД и формирование компетентностей обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (5, 6 , 10 класс)

Реализации школьной программы развития УУД и формирование компетентностей обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (5, 6 , 10 класс)

Математика
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Одним из основных положений нового ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современном массовом образовании.
Выделяют четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, непосредственно к сфере коммуникативных действий относятся два: это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Поэтому обучающихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них  ИКТ-компетентности и формированию универсальных учебных действий. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя успешнее, чаще обращается к изученному материалу, тщательнее выполняет задания, которые являются для него более интересными, что и повышает качество обучения.

Обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, начиная с недолговременных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общегрупповым. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в процессе обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.
Включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создает условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность обучающегося и подготовить к реальному взаимодействию с миром.
При работе в 5-6 классах формировались
Содержание УУД:
1) Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) Умение видеть учебную задачу (в том числе математическую) в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения (в том числе математических) проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) Умение понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных (в том числе) математических проблем;
9) Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
2. Способы и приёмы формирования.
Через урочную и внеурочную деятельность:
- формулировка проблемы при решении математической задачи;
- урок самостоятельного изучения учебного материала;
- взаимооценка выполненного задания, самооценка;
- частично поисковая и исследовательская деятельность;
- игровая деятельность «Математическая биржа»;
- проектная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- выполнение разноуровневых заданий.
Оценка осуществляется через листы достижений предметных, метапредметных и личностных достижений, мониторинг результатов итоговых контрольных работ и тестирования (четверть, год, ВПР и др.)
Результаты.
Регулятивные УУД:
в 5АБ (математическая группа) умения сформированы у 4-х обучающихся, что составляет 18 % от общего количества; частично сформированы у 15 обучающихся (68%); не сформированы у 3-х обучающихся (13,6%);
В 6А классе: сформированы у 2-х обучающихся (11%), частично сформированы у13обучающихся (72%); не сформированы у 3-х обучающихся (16,6%)
Коммуникативные УУД:
в 5АБ (математическая группа) умения сформированы у 5-и обучающихся, что составляет 22,7 % от общего количества; частично сформированы у 16-и обучающихся (72,7%); не сформированы у 1-го обучающихся (4,5%);
В 6А классе: сформированы у 5-х обучающихся (27,7%), частично сформированы у 5 обучающихся (27,7%); не сформированы у 8-и обучающихся (44,4%)
В 6б классе
20% учащихся могут самостоятельно ставить учебную задачу. Сформулировать цель работы на уроке.
50% учащихся могут контролировать и оценивать свои достижения.

Физика
УУД, над которыми работали при выполнении учебного плана
1) умение формулировать цель и задачи в соответствии с темой
2) умение ориентироваться в информационном пространстве, поиск и выделение необходимой информации
3) умение структурировать полученные знания
4) умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи
5) умение работать со знаково-символическими средствами
6) умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем
7) формирование ИКТ-компетентностей
При работе с учебными проектами учащиеся учатся
-выполнять практическую часть
-создавать презентацию для предзащиты и защиты
-выступать во время презентации
-аргументировать и отстаивать свое мнение
-оформлять и писать работу
Учащиеся учатся проводить наблюдения и описывать их, умеют выдвинуть гипотезу (подбор приборов, планирование эксперимента по цели и гипотезе, выполнение эксперимента), умеют анализировать и делать выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу.
В результате работы над учебным проектом ребята определились с темой, целью и задачами, выдвинули гипотезы в соответствии с темой. Провели информационный поиск и провели эксперименты.








15