Конспект урока литературы для 7 класса Формула жизни человека (по рассказу А.П. Платонова Юшка)


Урок по литературе для 7 класса.
«Формула жизни человека»
(по рассказу А. П. Платонова «Юшка»).
Цель: 1) познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Юшка»;
2) углубить представление учащихся о платоновской «формуле жизни»;
3) раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа;
4) рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
5) воспитывать у учащихся сострадание к людям, взаимопонимание, доброту.
Оборудование: интерактивная доска, выставка книг, портрет А. Платонова, сочинения учащихся, « Толковый словарь С.И.Ожегова».
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя об А.П. Платонова.
-Ребята, вам всем немного известно имя Андрея Платонова. В 6 классе мы изучали его рассказ.
-Вспомните, как он назывался? («Корова»)
-Сколько книг выпустил А. Платонов? (23)
-Что еще вам известно о писателе? (Он работал подручным мастера на заводе, потом рабочим. У Платонова была большая семья. При жизни он был не признан, его произведения не печатались.)
- Сегодня же мы продолжаем знакомство с героями А.Платонова.
Информация о писателе.
Это был необыкновенный человек и писатель. Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет, он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...
II. Рассказ ученика о писателе от 1-го лица.
«Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже в семье железнодорожника в 1899 году. Настоящая моя фамилия Климентов. Подписывать свои произведения я стал именем отца, старого паровозного машиниста. Многому у него научился - и в детстве, и потом, когда работал у него на паровозе помощником машиниста.
Десять лет назад в Ямской было все: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов - хаты, и много мужиков. Единственной музыкой слободы был церковный колокол. А по праздникам устраивались кровавые драки, бились до смерти, лишь изредка кричали: "Дай дух!" А потом снова начиналась драка. Вскоре для меня наступило время учебы, потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я - старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.
В 1918 г. я опубликовал в журнале "Железный путь" рассказ "Очередной" и несколько стихотворений.
В 1927 году появились книги: "Епифановские шлюзы", "Сокровенный человек"'; "Происхождение мастера" и др. Любимые герои в моей прозе чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, сироты, по своему душевному состоянию - пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Человек для меня - это праздник.»
III. Работа с учебником. Чтение рассказа « Юшка».
IV. Выбор эпиграфа к уроку.
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. (Б.Пастернак.)
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья (М.Ю.Лермонтов.)
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой. ( М.Ю.Лермонтов.)
Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. (И.Суриков.)
- Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка" и почему?
Ответы детей:
-Я выбираю стихи Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром пытается одолеть силу подлости и злобы.
- Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Дети же бросают в него камни. Поэтому я выбираю 1-ю цитату из Лермонтова.
- Я выбираю 4 эпиграф Сурикова, потому что Ефим Дмитриевич готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте, отдавал ей свои деньги, а сам обходился так, он все делал для того, чтобы людям было лучше.
Слово учителя:
- Почему вы не выбрали 3-й эпиграф? (Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому это высказывание к рассказу не относится.)
- Откройте тетради, запишите тему урока и выбранный вами эпиграф.
V. Анализ произведения.
Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.
VI. Словарная работа.
- Что же означает слово «юшка»? (Словарь Ожегова. Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей.)
- Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя определяет его назначение в произведении.
- Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.
Слово учителя:
- Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского: "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей « нагой простоте» кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну и попробуем постичь.
(В ходе работы перерисовывается опорный конспект)
1) Каким же видят Юшку люди? (цитата)
2) Как он одевается?
3) Что он ест? Где живет?
4) Что знают о нем люди? (уход из деревни).
5) Почему в руках у него было мало силы? (он был тяжело болен туберкулезом)
6) Скажите, почему автор особо выделил его глаза? (Глаза - зеркало души человека. Душой мы сострадаем, любим, ненавдим)
7) Любит ли Юшка работать? (Подтвердить текстом.)
8) Замечают ли Юшку окружающие? (Да) Юшка в разговоре с Дашей
утверждает : «Меня, Даша, народ любит!»
Так ли это? Любит ли народ Юшку?
Слово учителя:
- Мы проследим по тексту, используя вопросы на доске, как
относились к Юшке взрослые, и как дети?
I гр.'
Что влечет детей к Юшке? (ждут естественной реакции зло - на зло). Зло детей -проявление нормы и естества жизни.
-Почему Юшка не обижается на них? (цитата)
- Почему взрослые обижают и ненавидят Юшку?
-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?
II гр.
- Чем отвечаем людям Юшка?
- Какое чувство они, взрослые, вызывают у вас? (Они омерзительны. Непохожесть, кротость Юшки взрослые не могут простить)
-Скажите, осуждает ли автор Юшку за такое молчание терпение? (Нет, чувствуется симпатия автора к нему.)
Платонов пишет: «Он не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых - это бить детей. Прощение малых. Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок".
- Согласны ли вы с этим суждением автора?
Беседа по вопросам:
-Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?
- Куда каждый год на месяц уходил Юшка?
- Что же произошло, почему Ефим покинул этот мир? Чем помешал Юшка веселому прохожему?
- Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?(Каждый человек ценен, неповторим каждый человек)
- Может, не надо было серчать?
(обращение к опорному конспекту)
- Почему людям без Юшки стало грустно? Можем ли мы тоже сказать: «Прости нас, Юшка?»
- Случалось ли вам просить прощения у кого-либо? И стоит ли это
: делать?
- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?
- Назовите основные качества Юшки.
-Можно ли Юшку считать человечным?
Слово учителя.
- Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка.
«Побеждай зло добром», - сказано в Библии. То же самое делает Юшка.
- А считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными людьми?
Поучение Владимира Мономаха: «Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым»
- Что общего между горьковским Данко и Юшкой? (В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце. А в рассказе «Юшка» веселый
прохожий, тоже безымянный , посмеялся над Юшкой. В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко
пылает его сердце». В рассказе «Юшка»: «Полежав ,Юшка перевернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Хотя Юшка был через некоторое
время замечен столяром, но мы можем сказать, что они уходят из жизни незамеченными. Один гордый, смелый и добрый. Другой тихий, терпеливый и очень добрый).
VI. Заключительная часть урока.
Чтение фрагментов из сочинений учащихся на тему: «Какого человека я считаю красивым?»
- Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?
- Так что же значит по-вашему любить человека?
Слово учителя.
- К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды.
1) А. П . Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
2) Вы учили в 5 классе стихотворение Александра Яшина «Спешите делать добрые дела». Кто помнит его? Прочтите это стихотворение.
- Мы сегодня говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?
3) Закончим урок следующими словами: «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»